Архив номеров

«Экспоцентр». На передовых позициях выставочной индустрии

«Экспоцентр» — всемирно известная российская компания, которая на протяжении 60 лет является ведущим отечественным организатором крупнейших международных отраслевых выставок и ярмарок в России и мире. История «Экспоцентра» — это история становления и развития современной выставочно-­конгрессной индустрии в нашей стране. «Экспоцентр» заложил ее основы, опираясь на мировой опыт. Он стал первым организатором регулярных международных выставок в СССР и ведущим оператором национальных экспозиций за рубежом.


История «Экспоцентра» — это история становления и развития современной выставочно-­конгрессной индустрии в нашей стране. «Экспоцентр» заложил ее основы, опираясь на мировой опыт. Он стал первым организатором регулярных международных выставок в СССР и ведущим оператором национальных экспозиций за рубежом.

В начале славных дел

Точкой отсчета стал 1959 г., когда в июне в Нью-Йорке в комплексе «Колизей» открылась и с успехом прошла выставка достижений советской науки, техники и культуры, а в июле в Москве в парке «Сокольники» начала работу выставка промышленной продукции США. Организацией этих двух без преувеличения исторических событий занимался отдел иностранных выставок Всесоюзной торговой палаты (ныне — ТПП РФ). Впоследствии, в 1968 г., отдел был преобразован в управление международных и иностранных выставок (УМИВ), а затем в 1977 г. — во Всесоюзное объединение «Экспоцентр».

За две недели американскую выставку в «Сокольниках», которую открывали советский руководитель Никита Хрущев и вице-президент США Ричард Никсон, посетили более миллиона человек.

Вскоре после демонстрации экспозиции США в нашей стране состоялись национальные выставки Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Чехословакии и других стран. Через участие в международных смотрах, организованных «Экспоцентром», на отечественный рынок пришли многие всемирно известные иностранные компании с качественной продукцией, инвестициями и ноу-хау. В то же время на авторитет нашей страны в мире, наращивание ее экспортного потенциала, вывод отечественных товаров и услуг на зарубежные рынки работали национальные экспозиции, которые по поручению правительства формировались «Экспоцентром» на всемирных выставках EXPO и других ведущих зарубежных смотрах.

Регулярное проведение в нашей стране международных тематических смотров по определенным отраслям началось с выставки «Химия». Ее премьера состоялась в 1965 г. Вслед за ней появились столь же масштабные индустриальные выставочные проекты «Связь», «Лесдревмаш», «Электро», «Нефтегаз» и другие. Выставочная программа «Экспоцентра» охватила все основные отрасли народного хозяйства.

Мировое признание

С «Экспоцентра» началась эпоха интеграции нашей страны в мировую выставочную индустрию. В 1975 г. «Экспоцентр» (тогда — УМИВ) был принят в качестве полноправного члена во Всемирную ассоциацию выставочной индустрии (UFI). В том же году выставка «Химия» стала первым отечественным выставочным проектом, получившим высшее признание международного выставочного сообщества — знак UFI.


Сегодня 23 выставки «Экспоцентра» (а это более 80% его собственных проектов) отмечены знаками UFI. По их числу «Экспоцентр» занимает третье место среди организаций — членов Всемирной ассоциации выставочной индустрии.

Растущий интерес зарубежных компаний к участию в международных смотрах в Москве вызвал необходимость в строительстве новой высокотехнологичной выставочной площадки. В середине 1970-х гг. по инициативе министра внешней торговли СССР Николая Патоличева Торгово-­промышленная палата СССР обратилась в правительство с предложением о возведении на берегу Москвы-реки рядом с парком «Красная Пресня» современного выставочного комплекса. Первый павильон ЦВК «Экспоцентр» был построен в 1977 г., и уже в январе 1978 г. он принял одну из крупнейших отраслевых выставок — «Деревообработку».

Визитной карточкой «Экспоцентра» стал павильон «Форум» — уникальное по своей архитектуре сооружение в виде стеклянной пирамиды. В 2002 г. открылся павильон № 7, где впервые реализована идея двухуровневого выставочного пространства с многофункциональными залами-трансформерами, что позволило «Экспоцентру» вывести на качественно новый уровень конгрессную деятельность.

Сегодня архитектурный ансамбль Центрального выставочного комплекса, расположенного в центре Москвы, состоит из девяти оборудованных по последнему слову техники павильонов. В ЦВК проводятся выставки любого масштаба и сложности, включая смотры тяжелого машиностроения, такие как «Металлообработка» или «Лесдревмаш». Уникальные технические возможности комплекса позволяют демонстрировать на них в действии сотни единиц одновременно работающих многотонных крупногабаритных станков и целые минизаводы.

Общая площадь ЦВК составляет 165 тыс. кв. м (105 тыс. кв. м — закрытая и 60 тыс. кв. м — открытая). Ежегодно здесь проходят свыше 100 выставок с участием 30 тыс. компаний более чем из 100 зарубежных стран и всех российских регионов.

Награды и достижения АО «Экспоцентр»

«Экспоцентр» дважды становился лауреатом Национальной премии в области предпринимательской деятельности «Золотой Меркурий» — ​в 2005 и 2011 гг., учрежденной ТПП РФ при поддержке Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Министерства экономического развития РФ и Министерства регионального развития РФ.

В 2005 и 2007 гг. «Экспоцентр» был признан лауреатом Всероссийской премии «Лидеры экономики России», учрежденной Международным фондом поддержки бизнеса.

По итогам 2005 г. «Экспоцентр» вошел в число победителей конкурса на соискание премии «Лидеры экономики России» в двух номинациях: «Лидер экономического роста» и «Лучший налогоплательщик России».

В 2007 г. «Экспоцентр» стал обладателем премии «Лидеры экономики России» в номинации «За вклад в удвоение ВВП».

В 2006 г. признанием успехов «Экспоцентра» стало присвоение компании Почетного диплома «Золотой сертификат качества» , который присуждается в рамках Всемирной программы «Продвижение качества» , учрежденной швейцарским Центром маркетинга и менеджмента и поддерживаемой Советом Федерации Федерального Собрания РФ.

В 2008 г. «Экспоцентр» был удостоен престижной награды в области бизнеса — международной премии «Элита национальной экономики» , учрежденной по инициативе комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству Фондом содействия развитию предпринимательства.

В 2008 г. «Экспоцентру» вручена международная премия «Европейское качество» , организатором и учредителем которой является Европейский фонд управления качеством (European Foundation for Quality Management, EFQM).

В 2009 г. «Экспоцентру» присуждена Премия Правительства РФ в области качества .

В 2013 г. «Экспоцентр» признан лауреатом Национальной премии в области бизнеса «Компания года — ​2013» , учрежденной Группой компаний РБК.

«Экспоцентр» — это не только центральная выставочная площадка нашей страны. Компания состоит в элитном клубе крупнейших выставочных комплексов Европы — Ассоциации ведущих европейских выставочных центров (ЕМЕСА), а также входит в другие авторитетные международные выставочные и конгрессные организации, такие как Международная ассоциация конгрессных центров (AIPC), Международная ассоциация конгрессов и конференций (ICCA), Международная федерация выставочного и конгрессного сервиса (IFES), Международная ассоциация выставок и событийных мероприятий (IAEE).
А в прошлом году «Экспоцентр» вступил в Ассоциацию европейского бизнеса (AEB), которая представляет иностранных инвесторов в Российской Федерации. В AEB входят крупнейшие международные корпорации, предприятия малого и среднего бизнеса из стран Евросоюза и других регионов мира, ставящие целью укрепление экономических связей с Россией.

На благо Отечества

С мировым выставочным сообществом «Экспоцентр» объединяют общие задачи и вызовы: продвижение выставок как эффективного инструмента содействия социально-­экономическому развитию, улучшение качества выставочных услуг, цифровизация и экологизация выставочного бизнеса, подготовка выставочных кадров.

С самого начала «Экспоцентр» выступал застрельщиком и продолжает оставаться локомотивом развития выставочно-конгрессной деятельности в нашей стране в стремлении поднять ее до уровня мировых лидеров. В 1991 г. «Экспоцентр» становится инициатором создания и соучредителем Российского союза выставок и ярмарок (РСВЯ).

Сегодня, по мнению многих российских профессионалов-­выставочников, именно «Экспоцентр» с его богатейшим 60-летним опытом работы является для них академией отечественной экспоотрасли. В сотрудничестве с «Экспоцентром» выросли и сформировались ведущие российские выставочные компании.

В настоящее время по совокупности операций «Экспоцентр» является ведущей выставочной компанией в России. Его доля на российском рынке превышает 17% по площади нетто и 14% — по числу экспонентов. Это впечатляющие показатели, учитывая острую конкуренцию по всем товарно-­тематическим направлениям выставок, в т. ч. со стороны крупных иностранных игроков, активно работающих на российском рынке.

Лидирующие позиции в отечественной выставочной отрасли «Экспоцентр» сохраняет и как наиболее востребованная демонстрационная площадка страны, и как выставочный оператор, создающий все необходимые условия для комфортной и эффективной работы экспонентов, профессиональных посетителей выставок и участников конгрессных мероприятий.

Специалисты «Экспоцентра» предлагают широкий набор выставочных сервисов, в т. ч. собственные инновационные технические и организационные ноу-хау, которых нет у других операторов. «Экспоцентр» располагает своими сервисными компаниями, осуществляет услуги по строительству стендов, предоставляет транспортно-­логистические, рекламно-полиграфические, кейтеринговые услуги, а также визовую поддержку, бронирование гостиниц и многое другое. Имеется полный арсенал инструментов и возможностей по организации любого мероприятия — от застройки и установки светового и звукового оборудования до продажи билетов, аккредитации журналистов, обеспечения безопасности мероприятий и т. д.

Следуя глобальному отраслевому тренду, в «Экспоцентре» активно внедряются цифровые технологии в операционную деятельность, ведется работа по расширению цифровых сервисов для экспонентов и посетителей.

Важнейшее преимущество выставок «Экспоцентра» — всеобъемлющий охват заданной темы. Их перечень необычайно широк. Прежде всего это крупные международные промышленные смотры в области топливной энергетики, станкостроения, электротехники, химии, телекоммуникаций, лазерных технологий, легкой, пищевой и пищеперерабатывающей промышленности, а также социально значимые проекты в сфере здравоохранения, индустрии детских товаров и других важнейших областях.

Как правило, они проходят в формате выставочно-конгрессных мегафорумов, когда всестороннюю тематическую экспозицию смотров органично дополняют развернутые деловые программы, в рамках которых ежегодно проводится свыше 1000 конгрессов, конференций и круглых столов. Такой формат позволяет наладить не только прямой диалог между экспонентами и их заказчиками, но и широкое взаимодействие между властью и бизнесом, наукой и производством, инвесторами и разработчиками инноваций.

Тематика многих мероприятий связана с реализацией государственных программ отраслевого развития. Большинство выставок «Экспоцентра» проводится при поддержке федеральных министерств, ведущих отечественных и зарубежных отраслевых ассоциаций, под патронатом Торгово-­промышленной палаты РФ. Всё это повышает статус и коммерческую эффективность этих смотров. По итогам проводимого раз в два года общероссийского рейтинга выставок 2016–2017 гг. 13 выставок «Экспоцентра» были признаны лучшими выставками России в своих отраслях.

Стоит также отметить, что «Экспоцентр», созданный в свое время по инициативе Торгово-промышленной палаты СССР на основе одного из структурных подразделений, и сейчас остается одним из важных звеньев всей системы ТПП РФ. Он активно содействует развитию конгрессно-выставочной деятельности по всей стране через тесное взаимодействие с региональными торгово-­промышленными палатами и местными администрациями во многих субъектах Российской Федерации.

При этом «Экспоцентр» не ограничивается внутрироссийскими выставками. Другое важное направление его деятельности — организация российских экспозиций на международных выставках за рубежом в целях продвижения отечественного экспорта. За период с января 2018 г. по май 2019 г. «Экспоцентр» организовал 17 коллективных экспозиций российских компаний в Германии, Индии, Иране, Китае, Монголии, ОАЭ, Франции, на Кубе. Тематика экспозиций затронула мебельную промышленность, информационные и коммуникационные технологии, железнодорожный транспорт, фотонику, деревообрабатывающую и нефтеперерабатывающую промышленность, детские товары, автомобилестроение и другие отрасли.

Это та продукция, с которой отечественный бизнес выходит на мировые рынки. Конкурентоспособность своих товаров и разработок за рубежом проверили предприятия из Татарстана, Удмуртии, Краснодарского края, Саратовской, Ульяновской обл. и других субъектов Российской Федерации.

Достижения «Экспоцентра», вносящего весомый вклад в социально-экономическое развитие нашей страны в лучших традициях отечественного предпринимательства и сочетающего в своей деятельности международные стандарты, высокую рентабельность, устойчивое положение на рынке и интенсивное развитие, в разные годы были отмечены многочисленными наградами.

«Business Excellence» Октябрь 2019

Рубрика: Бренд
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU