Архив номеров

Уроки великих людей: от успеха к величию. Серия 3. Стив джобс

Совместный проект журнала Business Excellence и закрытого клуба GL рассказывает о театрально-­образовательном практикуме «Уроки великих людей», в рамках которого на примере становления великих личностей рассматриваются исторические кейсы об их личном пути к совершенству. Уоррен Баффет — ​гений финансового мира, самый успешный и непревзойденный инвестор в мире, Стив Джобс — ​сооснователь компании Apple и анимационной студии Pixar, Генри Форд — ​легендарный бизнесмен ХХ в., отец автомобильной промышленности… Список можно продолжать бесконечно. Все эти люди сделали себе имя сами, оставив свой след в истории, в т. ч. и в виде бесценного опыта для будущих поколений предпринимателей.


Серия 3

Стив Джобс

«Если хочешь идти новым путем, ты должен проложить его сам»

Стивен Пол (Стив) Джобс — американский предприниматель, изобретатель и промышленный дизайнер, получивший широкое признание в качестве пионера эры информационных технологий. Основатель известнейших корпораций нашего времени Apple и Pixar. Одаренный инженер, гениальный бизнесмен и настоящий труженик. Он имел особый взгляд на мир и свои нерушимые идеалы, которые помогли ему добиться невероятного успеха.

Судьба Джобса уникальна. Стив всегда знал, что он приемный сын. «Меня выбрали еще в глубоком детстве. И я всю жизнь живу с осознанием того, что я избранный», — шутил он.

Сага о Стиве Джобсе — это образец сказки о «Золушке» из Силиконовой долины: стартап в родительском гараже, превратившийся в самую дорогую в мире компанию. «Были такие времена, что у меня не было своей комнаты. Я спал у друзей на полу, а для того, чтобы купить еды, сдавал бутылки из-под кока-колы. Каждое воскресенье я шел 10 километров пешком для того, чтобы раз в неделю нормально поесть на благотворительном обеде в храме кришнаитов. И знаете что? Это было прекрасное время!» — вспоминал Стив.

Он сделал себя сам. Загоревшись идеей, он заражал ею других. И разве может пример нашего современника не вдохновить? Но, к сожалению, бизнес-­сообщество мало знает историю предпринимательства, историю гениев бизнеса, пришедших к своей цели, что называется, через тернии к звездам. Именно поэтому для идеологов проекта «Уроки великих людей» было важно показать ключевые моменты в судьбе каждого героя. Да и сам выбор личностей обуславливался исключительно интересом потенциальных участников клуба. «Мы хотели показать не столько биографию великих в своем деле людей, сколько поворотные точки в их жизни, в их бизнесе. Именно поэтому разработали цикл практикума из ряда известных личностей, потому как опыт одного человека не всегда можно примерить на себя. А мы даем возможность выбрать наиболее близкий подход, набрать определенный багаж знаний, с которым можно двигаться дальше, вдохновляться на новые пути развития своего бизнеса», — считает один из идеологов проекта — социальный предприниматель Мария Потапова.

«Мы находимся здесь, чтобы привнести свой вклад в этот мир. А иначе зачем мы здесь?»

Был ли Стив Джобс человеком выдающегося ума? Скорее нет. Он был гениален! Стив мастерски комбинировал идеи, искусство и технологии, изобретая будущее. Во время театральных зарисовок участникам было предложено угадать дальнейшие действия Джобса в критических ситуациях и расположить их по сторонам куба — «помощника»: жестокость, окружение, бартер, дизайн, симбиоз.

Жестокость

По свидетельствам очевидцев, Джобс совершенно бессовестно мог присваивать чужие разработки. «Мы никогда не стыдились воровать великие идеи», — открыто признавался он. Однако в то же время, когда возникало хоть малейшее подозрение, что кто-то что-то списал у него, поднимал скандал. Однажды Стив пытался публично «опустить» даже Билла Гейтса, которого заподозрил в «воровстве» интерфейса. На что Гейтс спокойно ответил: «Ты отлично знаешь, что мы оба сперли эту идею. Просто ты успел раньше». Для Джобса было совершенно нормально навязать сотрудникам заведомо идиотский порядок действий, наплевать на все их предупреждения, что так делать нельзя, довести до того, что серьезные проблемы действительно возникали и их приходилось устранять тем же сотрудникам в авральном порядке, и после этого вместо благодарности… свалить всю вину на своих коллег. Сегодня некоторые считают его недостатки незначительными, присущими всякому гению. Другие стараются свести их к минимуму, чтобы не очернить облик своего героя. Но есть и те, кто уверен, что негативные личные качества Джобса только укрепляют его на пьедестале. Бескомпромиссность, непримиримые издевательства, склонность ставить потребности дела выше человеческих — всё это было необходимо, чтобы добиться цели и внести свой вклад в развитие мира.


Окружение

Неуемная энергия Стива лилась через край, побуждая его на новые шаги и помогая вовлекать в этот процесс больше людей. Стив Джобс изобрел новый метод управления сотрудниками, который в Apple называли «полем искажения реальности» (фраза взята из сериала «Звездный путь», в котором пришельцы создавали собственный новый мир усилием воли. — Прим. ред.). Суть такого способа управления персоналом заключается в вовлечении собеседника в знакомое ему явление, параметры или условия которого переговорщик изменяет до неадекватных форм. Благодаря умелому манипулированию фактами, цифрами, оценками и прочими данными Джобсу удавалось не только убедить собеседника, но и коренным образом изменить его взгляды на обсуждаемое явление, даже если все вокруг придерживались другого мнения. Стив обладал набором качеств, в первую очередь харизмой и красноречием, которые помогали полю управления реальностью действовать как гипнозу. Однако не только умение убеждать, но и собственная непоколебимая вера в свою идею способствовала ему в процессе убеждения. Он верил, что истиной является то, во что верит он сам, и этот метод работал. «Мы не только искажаем реальность — мы ее меняем», — был уверен Джобс.


Бартер

Поначалу в планах Джобса было продавать микросхемы для компьютеров. Чтобы открыть компанию, его партнер Стивен Возняк продал свой калькулятор HP за 500 долл., а Джобс — свой старый микроавтобус «фольксваген» за ту же сумму. Вскоре Джобс понял, что для развития компании нужны новые средства. Он обратился к известному на тот момент инвестору Дону Валентайну. Валентайн приехал в гараж Apple на «мерседесе» и после недолгих раздумий заявил, что даст денег при условии, что они найдут человека, разбирающегося в маркетинге. Им оказался Майк Марккула, который предложил Джобсу и Возняку финансирование в обмен на третью часть акций Apple. И вот свершилось: 3 января 1977 г. партнерство Apple Computer было преобразовано в корпорацию Apple. Так путем последовательных действий была достигнута цель.

Дизайн

Стив Джобс не терпел полумер — всё должно было быть идеально. «Устраняя излишнее, мы движемся вперед», — считал он. Когда Стив решил, что пора обновить iMac, он сразу забраковал предложенную Джонатаном Айвом модель с крепившимися сзади монитора «внутренностями» компьютера. И чуть позже, гуляя по своему саду, который просто изобиловал подсолнухами, предложил: «А что, если сделать так, чтобы монитор был отдельно от компьютера, словно подсолнух?» Сегодня каждый из нас может наблюдать итог категоричности Джобса.

Симбиоз

Стив не боялся провалов и охотно брался за новые проекты. В свое время он инвестировал в студию Pixar, после успеха которой в одночасье стал крупнейшим акционером Walt Disney Company. И хотя лично Уолт Дисней и Стив Джобс не были знакомы, у этих двух легендарных личностей есть масса схожих черт. Причем речь идет не только о стремлении изменить мир, но и об общей жизненной философии. Да и совершенно очевидно, что если бы Джобс не вложил деньги в Pixar, то, возможно, и студия Диснея сегодня была бы совершенно другой.

Этюды театрально-­образовательного практикума — «картинки» из жизни героя меняют друг друга. По окончании каждого ведущий Никита Макаров призывает собравшихся не просто прожить опыт Стива Джобса вместе с актерами, а совместно с модератором разбирать бизнес-­кейсы, анализировать принятые ключевые решения по таким основополагающим вопросам, как кадры, продукт и брендинг, антикризисное управление, способы коммуникаций, чтобы суметь применить эти принципы в своей деятельности. Так, на основе осмысления тех алгоритмов и правил, в согласии с которыми действовала историческая личность, идет работа по формированию системы управленческих знаний, умений и навыков.


«И пусть говорит кто-то: безумцы, мы говорим — гении. Ведь только безумец верит, что может изменить мир, и лишь потому меняет его»

В своей автобиографии Стив писал: «…умею воодушевлять людей и помогать им в создании чего-либо грандиозного». Он не стремился быть привлекательным для людей. «Мое дело — заставлять их становиться лучше», — считал Джобс и безапелляционно делил людей на гениев и идиотов и мечтал обменять все свои технологии хотя бы на один день с Сократом.

Несомненно, личность Стива Джобса спорна и может вызывать противоречивые чувства. Но его пример, его путь, полный взлетов и падений, и умелые шаги восхождения на олимп успеха могут быть полезны и сегодня. «Нет такого понятия, как успешный человек, который ни разу не оступился и не допустил ошибки. Есть только успешные люди, которые допустили ошибки, но затем изменили свои планы, основываясь на этих самых ошибках. Я как раз один из таких парней», — говорил Стив. Он искренне считал, что «великое в бизнесе совершается не одним человеком, а командой». И подчиненные его уважали, ведь Джобс создавал ощущение, что невозможное возможно. А это ли не лучшее решение для любого дела и мечты — верить и идти к цели? Ведь ключ к великому бизнесу — великие идеи и решения!


«Business Excellence» Октябрь 2019

Рубрика: Исторический кейс
Автор(ы): Н. Варфоломеева

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU