Архив номеров

Мы опираемся на три главных постулата — качество, инновации и конкурентоспособность

АО «Метровагонмаш» (г. Мытищи, Московская область) — ​одно из ведущих промышленных предприятий Российской Федерации, работающих в области транспортного машиностроения, крупнейший в нашей стране производитель вагонов метро.
О модернизации и инновационных проектах подмосковного предприятия, перспективах его развития и социальных условиях труда рассказывает генеральный директор Борис Богатырев.

— Расскажите о ваших новых разработках. Происходит на предприятии модернизация производства, вкладываются инвестиции в новое оборудование, появляются новые виды продуктов?

— АО «Метровагонмаш» (г. Мытищи, Московская область) входит в состав АО «Трансмашхолдинг» — ​крупнейшего производителя железнодорожного и городского рельсового транспорта в России и СНГ, занимающего шестое место на международном рынке, и, стремительно наращивая в последние три года производственные мощности, «Метровагонмаш» вошел в тройку мировых лидеров по поставкам вагонов метро. Для сравнения: в 2015 году завод изготовил 235 вагонов метро и 10 рельсовых автобусов, а в 2019 году будет изготовлено 672 вагона метро и 56 вагонов рельсовых автобусов.


В 2018 году по контракту с ОАО «Российские железные дороги» завод разработал, сертифицировал и начал серийное производство нового современного поезда для неэлектрифицированных участков железных дорог — ​рельсового автобуса РА-3. В настоящее время на стадии проектирования находится поезд метро нового поколения серии 81–775, оценить все преимущества которого пассажиры смогут уже в 2020 году.
Для удовлетворения потребностей и ожиданий потребителя поставка продукции предприятия возможна с индивидуальной составностью поезда, а также совместно с другими предлагаемыми продуктами, такими как обслуживание по контракту жизненного цикла; сервисное, гарантийное и плановое обслуживание; ремонты; запасные части и комплектующие.

Справка о компании

АО «Метровагонмаш»

АО «Метровагонмаш» основано в 1897 г. в городе Мытищи Московской обл. как вагоностроительный завод. Предприятие входит в состав АО «Трансмашхолдинг», одного из крупнейших в мире производителей подвижного состава.
В настоящее время завод производит вагоны модели «Москва» для Московского и Бакинского метрополитенов. Кроме этого предприятие занимается изготовлением продукции для железных дорог — ​рельсовых автобусов РА‑3, предназначенных для работы на пригородных и региональных маршрутах. Вагоны метро, изготовленные на «Метровагонмаше», используются в 19 метрополитенах 11 стран мира и ежедневно перевозят более 16 млн пассажиров.
По производственному плану 2019 г. завод изготовит 672 вагона метро и 56 вагонов рельсовых автобусов серии РА‑3. В 2015 г. завод выпустил 235 вагонов метро и 10 рельсовых автобусов. За счет увеличения производственных показателей предприятие существенно укрепило экономическую базу. Активная работа на внутренних и международных рынках сбыта позволила увеличить выручку от реализации продукции до 72 млрд руб. в 2019 г.

«Метровагонмаш» ориентируется на инновационный подход к развитию технологий и использует производственную систему «Трансмашхолдинга», применяя инструменты и методы бережливого производства. Одним из основных направлений развития производственных площадок является организация поточных эталонных сборочных линий. На сегодняшний день в цехах предприятия организовано четыре эталонные линии: в вагоно­сборочном цехе, в цехе сборки-­сварки кузовов вагонов и их основных элементов, в сборочно-­сварочном цехе и поточная линия в цехе сборки вагонов рельсовых автобусов РА‑3. Результатом внедрения эталонной линии в сборочном цехе стало повышение производительности сборки вагонов в 2,8 раза и снижение показателя такта сборки вагонов с 22,4 до 8 часов и трудоемкости на 40%. Благодаря организации автоматизированной линии сборки тележек увеличена производительность сборки тележек на 30%, увеличена мощность тележечного производства с 1050 до 1500 тележек в год, производительность сборки тележек выросла на 30%.

«Метровагонмаш» уделяет большое внимание инвестированию в развитие всех технологических переделов. В период 2016–2019 годов на реконструкцию завода, производственных цехов и внедрение современных технологий было выделено более 2 млрд рублей. Например, полностью реорганизовано заготовительное производство. В 2017 году разработан проект консолидации заготовительного производства, а в 2018-м началась его реализация. Этот проект позволил внедрить современные технологии, повысить производительность и повторяемость операций окрасочного процесса, сократить издержки, объединить разрозненные площади (до проекта было три цеха) заготовительного производства на территории одного современного производственного подразделения. Благодаря реализации проекта мощности заготовительного передела увеличены с 350 до 850 вагонов в год, производственные площади сокращены с 22 000 до 7200 кв. м, установлено современное высокотехнологичное оборудование.

Программа инвестирования также содержит проекты, направленные на повышение качества выпускаемой продукции. Исходя из современных требований к качеству и долговечности покрытия, техническими службами предприятия совместно с ведущими европейскими производителями оборудования и лакокрасочных покрытий в 2017 году разработан долгосрочный проект. В январе 2018 года на заводе введен в эксплуатацию дробеструйно-­окрасочный комплекс. Это первый этап проекта, который является ключевым при подготовке поверхности кузовов к окраске, так как именно степень подготовки поверхности напрямую влияет на долговечность лакокрасочного покрытия. Итогом этого масштабного проекта стало повышение производительности участка дробеструйной очистки в два раза, сокращение расхода лакокрасочных материалов на 25%, повышение показателей эргономики технологического процесса.

«Метровагонмаш» не останавливается на достигнутом. В последующие пять лет планом технического перевооружения предусмотрено инвестирование общим объемом более 3 млрд рублей.

— Вы взаимодействуете с ­какими-либо предприятиями в России? Есть ли так называемая межзаводская кооперация внутри «Трансмашхолдинга»?

— «Метровагонмаш» закупает материалы и комплектующие более чем у 200 предприятий России, среди которых около 30% — ​субъекты малого и среднего предпринимательства.

При этом в рамках внутрихолдинговой кооперации отдельные узлы и детали завод получает от предприятий «Трансмашхолдинга», таких как Тверской вагоностроительный и Демиховский машиностроительный заводы, «Бежицкая сталь».

— В какие страны вы экспортируете свою продукцию? Насколько успешно складываются ваши взаимоотношения?

— «Метровагонмаш» имеет многолетний опыт экспорта своей продукции. За последние 10 лет завод осуществил поставку 700 вагонов метро и рельсовых автобусов в семь стран мира. Одним из постоянных заказчиков подвижного состава, изготовленного на предприятии, является метрополитен города Баку. В столицу Азербайджана за 2018–2019 годы было поставлено 40 вагонов метро. В октябре 2019 года завод подписал контракт, продлевающий сотрудничество с Бакинским метрополитеном еще на три года. Согласно договору, в период 2020–2023 годов на предприятии будет изготовлено 60 вагонов метро для Бакинского метрополитена. Также в октябре 2019 года завод завершил поставку 20 вагонов метро в Ташкентский метрополитен.


По контрактам с европейскими странами в 2017–2018 годах «Метровагонмаш» модернизировал 222 вагона метро для Будапештского метрополитена и в 2016 году поставил в Сербию 51 вагон дизель-­поезда. В настоящее время предприятие выполняет модернизацию восьми вагонов метро для Софийского метрополитена, контракт рассчитан на 2020 год и имеет опцию продления на 2021 год.

— Есть ли у вас какие-либо международные сертификаты?

— Повышение качества выпускаемой продукции, улучшение условий труда, безопасность и охрана здоровья являются приоритетными направлениями развития завода. «Метровагонмаш» в 2018 году успешно прошел сертификацию на соответствие требованиям международных стандартов.

Сегодня система менеджмента бизнеса предприятия сертифицирована на соответствие требованиям ISO 9001:2015, ISO/TS 22163:2017 (IRIS), ISO 14001:2004, OHSAS 18001:2007 и охватывает область деятельности организации, связанную с производством, поставкой и послепродажным обслуживанием вагонов метро, рельсовых автобусов и комплектующих изделий для них. В настоящее время «Метровагонмаш» имеет международные сертификаты соответствия системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья требованиям OHSAS 18001:2007, системы экологического менеджмента требованиям ISO 14001:2015, а также международный сертификат соответствия сварочного производства требованиям ISO 3834–2.

С целью повышения уровня конкурентоспособности на зарубежном рынке «Метровагонмаш» планирует в ближайшее время пройти сертификацию сварочного производства на соответствие требованиям EN 15085. Наличие этого международного сертификата выводит на новый уровень качество сварочных технологий и позволит расширить потенциальный рынок реализации продукции путем участия в европейских тендерах.

— Насколько важна для руководства поддержка ваших работников: есть ли, например, медицинская поддержка, общежития, детские сады и лагеря для сотрудников и их детей? Насколько соответствует современным реалиям уровень заработной платы вашего персонала?

— Социальные программы «Метровагонмаша» — ​это комплекс мероприятий, обеспечивающих эффективное решение корпоративных и социальных задач. Завод определил для себя неразрывность экономических принципов существования и социальной ответственности перед обществом, в котором работает.

На предприятии действует собственная медико-санитарная часть, оснащенная современным оборудованием и квалифицированным медицинским персоналом. В структуре «Метровагонмаша» находится три детских дошкольных учреждения, а также два летних детских лагеря, в которых за летний период отдыхает более 2000 детей. За успехи в труде работники предприятия имеют возможность получить бесплатные путевки для санаторно-курортного лечения.

На «Метровагонмаше» организована спортивная лига и созданы футбольная, волейбольная, хоккейная команды, а также сборные по настольному теннису и плаванию. Сформированы совет ветеранов и молодежный совет, действует профсоюз работников. Объединения регулярно принимают участие в корпоративной и общественной жизни завода. На предприятии проводятся множество конкурсов для выявления лучших цехов, участков производственной системы, бережливого офиса и соревнования в профессиональном мастерстве. Победители принимают участие в конкурсах «Трансмашхолдинга», отстаивая честь «Метровагонмаша» в соревнованиях с другими предприятиями. Также заводчане участвуют в спартакиадах, днях здоровья и открытых дверей, творческих конкурсах.

Одним из самых ярких и масштабных праздников является новогодняя елка для детей сотрудников, которая проходит в главном сборочном цехе предприятия. Ее ежегодно посещают свыше 1500 детей и взрослых.
Заработная плата за девять месяцев 2019 года в среднем по предприятию составила 79 748 рублей, в том числе по производству — ​92 417 рублей. Такой уровень оплаты труда значительно выше, чем в среднем на предприятиях Московской области и большинства других регионов Российской Федерации. Достижение конкурентного уровня заработной платы обусловлено грамотно выстроенными процессами управления предприятием, позволяющими достичь опережающего роста производительности труда по сравнению с ростом заработной платы.

— Какие перспективы развития вы видите в будущем?

— В 2020 году «Метровагонмаш» планирует изготовить 770 вагонов метро и 86 вагонов рельсовых автобусов серии РА-3. В том числе на экспорт будет поставлено 60 вагонов метро по контрактам с Узбекистаном и Азербайджаном.

При производстве вагонов метро и рельсовых автобусов «Метровагонмаш» опирается на три главных постулата — ​качество, инновации и конкурентоспособность.

«Business Excellence» Декабрь 2019

Рубрика: Дело
Автор(ы): Б. Богатырев
02.12.2019

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU