Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиСкандальные истории о компаниях, обращающихся с клиентами грубо, можно услышать почти каждый день. Сегодня недовольные потребители моментально распространяют негативную информацию по всему миру при помощи интернета. Авиалинии, банки, рестораны, отели, супермаркеты подвергаются нападкам общественности. Многие истории совершенно нелогичны с точки зрения формирования долгосрочных отношений с клиентами. Возможно ли, что, выстраивая взаимодействие со своими заказчиками, компании ведут себя глупо? И какие конкретно формы интеллекта нужны для результативного управления отношениями?
В раннем детстве, когда учителя распределяют учеников по классам с соответствующим уровнем обучения, мы узнаем, что умственные способности можно выразить в виде результата теста IQ (коэффициента интеллекта). Эти тесты появились в конце 1800‑х гг., когда психологи перестали оценивать интеллект человека, опираясь на данные о размере его черепа. Сегодня тесты повсеместно используются в системе образования и при приеме на работу. Как правило, оценка в них осуществляется по четырем критериям: 1) вербальное понимание, 2) аргументирование, 3) оперативная память и 4) скорость обработки информации.
Как утверждает Дэвид Векслер, американский психолог, создатель всемирно известных тестов интеллекта для взрослых и детей, показатель IQ нужен, чтобы понять «глобальную способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и результативно взаимодействовать с окружающей средой».
Эти компетенции легко можно адаптировать к контексту бизнеса: насколько хорошо и быстро в организации происходит понимание, аргументирование, запоминание, т. е. в какой степени компания способна действовать целенаправленно, мыслить рационально и результативно взаимодействовать с окружающей средой. Однако, если рассмотреть это в контексте отношений с клиентами, чисто рациональной формы интеллекта может оказаться недостаточно.
В 1980-е гг. психологи рассматривали различные формы интеллекта, не отраженные в традиционном тестировании IQ, связанные со способностями человека управлять взаимоотношениями и его лидерскими качествами. Американский психолог Говард Гарднер в своей теории множественного интеллекта писал о межличностном и внутриличностном интеллекте, а в 1995 г., с выходом книги Дэниела Гоулмана «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ», эта тема стала еще более популярной.
Хотя существует несколько общепринятых подходов к измерению эмоционального интеллекта, в контексте бизнеса лучше всего использовать модель оценки способностей:
Судя по всему, эмоциональный интеллект оказывает положительное воздействие на качество отношений с клиентами, но возникает ощущение, что даже в сочетании с рациональным интеллектом его недостаточно.
Гоулман с годами начал рассматривать более широкий вариант эмоционального интеллекта, включающий эмпатию, а в конечном итоге расширил это понятие до социального интеллекта, который объединил эмпатию (осознание чувств, потребностей и забот других людей) и социальные навыки (умение развивать и поддерживать взаимоотношения).
Если рациональный интеллект — это «как мы думаем», а эмоциональный — «как мы чувствуем», то социальный интеллект связан с тем, «как мы ведем себя в отношениях». В контексте бизнеса это важно с точки зрения как эмпатии, так и социальных навыков. Способность посмотреть на мир глазами клиента, почувствовать то, что ощущает он, и принять меры, чтобы помочь ему, выглядит крайне трудной, а ведь это на самом деле три разных типа эмпатии.
Компании, желающие развивать долгосрочные взаимоотношения с клиентами, должны обладать всеми тремя формами интеллекта:
Можно объединить все три формы и обсуждать «интеллект отношений с клиентами» или даже начать говорить о «коэффициенте отношениеориентированности» компаний (CRIQ) как о показателе ее успешности в управлении взаимоотношениями с заказчиками, однако без ответа остается важный вопрос: почему это еще не стало нормой? Применение всех форм интеллекта в контексте бизнеса кажется очевидным шагом. Что же мешает предприятиям качественно управлять отношениями с клиентами?
|
Одна из преград связана с ключевыми принципами управленческой теории, сформулированной в начале - 1900-х гг. Фредериком Уинслоу Тейлором, основоположником научной организации труда и менеджмента. Тейлор ощущал необходимость разделения «исполнителей» и «мыслителей» для повышения эффективности производства, чтобы интеллект и принятие решений приходились на долю немногочисленной элиты управленцев, а основную работу выполняли бы бездумные «руки» на нижнем уровне.
Мир радикально изменился, и подходы «старой школы» затрудняют формирование осмысленных взаимоотношений с клиентами. Очевидно, что сегодняшние компании выстроены не с целью налаживать хорошие отношения с клиентами, а также с любым контрагентом, с которым желательны долгосрочные связи (заказчики, сотрудники, партнеры, СМИ, правительство). «Интеллект», преимущественно рациональный, передается внутреннему кругу «мыслителей» в команде руководства и не достигает «передовой», ежедневно взаимодействующей с клиентами! Более того, «передовая» в этом плане почти всегда плохо функционирует, учитывая низкий уровень эмоционального и социального интеллекта.
Решить эту проблему невозможно, не распространив все формы интеллекта — способность мыслить, чувствовать и налаживать взаимоотношения — на все уровни организации, что потребует глубинных изменений как в операционных, так и в управленческих моделях.
Мышление
Чтобы сотрудники результативно взаимодействовали с клиентами, они должны обладать способностью действовать целенаправленно и мыслить рационально. Иными словами, иметь доступ к соответствующей информации о клиентах и полномочия принимать решения. Это означает радикальные изменения в нескольких областях:\
Информационные системы. Способность фиксировать и анализировать информацию о клиенте и результативно передавать ее рядовым сотрудникам своевременно и в удобной для использования форме жизненно важна для создания «умной передовой».
Наделенные полномочиями команды. Принятие решений необходимо поручить рядовым сотрудникам. Вопреки старой теории менеджмента мыслящим командам можно доверить вынесение суждений, принятие уместных решений и независимую работу.
Подход лидеров. Управленческую иерархию необходимо сделать более плоской. Лидеры должны использовать подход с клиентоориентированной аналитикой как основу для постановки целей и измерения результатов деятельности.
Чувства
Развитие эмоционального интеллекта на уровне организации — непростая задача. «Чувства» трудно масштабировать из-за разного понимания самих эмоций и того, как правильно на них реагировать. Однако существуют конкретные способы применения эмоционального интеллекта на организационном уровне. Умение воспринимать, понимать эмоции и управлять ими можно использовать при взаимодействии с клиентами, а также для планирования контактов, координирования их последовательности и даже для разработки эмоционально привлекательных предложений для потребителей.
Выстраивание отношений
Развитие способности выстраивать отношения и управлять ими — уже само по себе трудная задача, но, если мы хотим, чтобы компания вдобавок могла взглянуть на ситуацию с точки зрения клиента, ощутить его эмоции и принять соответствующие меры, такая цель кажется уже не по силам человеку. Плюс в том, что необходимый для этого технологический функционал уже существует в системах управления взаимоотношениями с клиентами (CRM).
Однако конфигурация очень немногих систем CRM предусматривает управление взаимоотношениями. Без правильного «мышления» и «чувства» все забыли о необходимости «выстраивать взаимоотношения» и настроили технологии исключительно агрессивные кросспродажи, что является довольно однобокой целью. Взаимовыгодные отношения могли бы создавать ценность и для клиента, и для компании, что означает совершенно иное использование этой технологии.
Некоторые из данных задач могут показаться недостижимыми, с учетом сегодняшнего уровня интеллекта в бизнесе. Однако, если организации будут развивать способности мыслить, чувствовать и выстраивать отношения с клиентами, они получат преимущества в виде прибыльного портфеля качественных взаимоотношений.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU