Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Загрязнитель платит

«Business Excellence» Апрель 2024

Рубрика: Зеленые проекты
Автор(ы): Юлия Лялюцкая

Юлия Лялюцкая,
управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и партнеры»

 Юлия Лялюцкая

Экологическая политика не только России, но и мира основывается на принципе «загрязнитель платит», подразумевающем, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред. Откуда берет начало эта концепция? Давайте заглянем в историю.

XIX век

Бытует мнение, что такой подход к экологическому регулированию был разработан только в 1972 г. международной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Однако, как считает французский историк окружающей среды Жан-­Батист Фрессоз, вопросы финансовой компенсации экологического вреда поднимались еще в XIX в. в процессе индустриализации, и фактическая основа современного регулирования была задумана самими производителями.

Начало XX века

В Европе стали появляться научные труды, касающиеся последствий промышленной революции. Особенно интересны идеи английского экономиста Артура Сесила Пигу, изложенные в работе «Экономика всеобщего благосостояния» (1932).

В этой работе Пигу анализирует в том числе простые жизненные ситуации, сравнивая стоимость… домашней стирки в одном из наиболее загрязненных промышленных городов Англии начала века — ​Манчестере и относительно чистом Харрогейте. В ходе исследований выяснилось, что в индустриальных центрах, заводы которых работали на угле, запах дыма от производства был настолько силён, что пропитывал развешенную после стирки одежду, и именно это обуславливало дополнительные затраты населения таких городов на стирку.

Экономист наглядно проиллюстрировал, что побочный продукт экономической деятельности отрицательно сказывается на благосостоянии населения. Для устранения подобных «провалов рынка» Артур Пигу предлагал ввести налог, равный стоимости издержек на ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду и перераспределять полученные средства лицам, чья деятельность имеет своей целью устранение таких последствий (например, разработчикам лекарств и вакцин).

1960-е годы

В 1960 г. теория Пигу подверглась критике со стороны будущего лауреата Нобелевской премии по экономике Рональда Гарри Коуза. По его мнению, первопричина проблемы возмещения экологического вреда заключалась в отсутствии права собственности на воздух и воду. При условии распределения таких прав, считал ученый, любой собственник будет иметь мощный стимул для эффективного использования собственного ресурса. А значит, достижение цели — ​оптимального качества окружающей среды — ​будет возможно в ходе экономического обмена между участниками рынка, при минимальном участии государства.

Теорема Коуза была признана рациональной, но оказалась бы малоприменимой при большом количестве собственников природных ресурсов, а также при трансграничном переносе загрязнения и прогнозировании будущих последствий.

В современном виде теория регулирования загрязнения была сформулирована уже через четыре года американским ученым Алленом Найзом. Он предложил ввести дифференцированные платежи за негативное воздействие, а именно за сброс сточных вод, а регулятору передать право контроля за качеством воды и корректировки экологических платежей для достижения оптимального качества водной среды.

Второй яркой идеей Найза явилась теория вторичного использования отходов. В те годы государство активно поощряло применение именно первичных материалов как способ обеспечения быстрого экономического роста. В США даже существовали субсидии, часто в форме снижения налогов, которые способствовали добыче полезных ископаемых. Такая господдержка обеспечивала более низкую цену товаров, произведенных за счет первичных ресурсов, и препятствовала использованию переработанных материалов. Найз настаивал на том, что отходы имеют для производства не меньшую ценность, чем первичные ресурсы.

За свою идею дифференцированных платежей за негативное воздействие, которая легла в основу экологического законодательства США, Аллен Найз был прозван сумасшедшим академиком, торгующим лицензиями на загрязнение.

Томас Крокер и Джон Дейлс независимо друг от друга разработали концепцию торговли правом на загрязнение в фиксированном объеме, которая позднее стала известна как «торговля квотами» или «торговля разрешениями» в отношении воздуха (1966) и воды (1968).

Для этого регулятор устанавливает верхний предел массы выбросов определенного вещества в целом по отрасли за отведенный период. Затем для каждой единицы выбросов выпускается разрешение (квота), которая распределяется между предприятиями — ​источниками негативного воздействия бесплатно или продается им с аукциона.

Современная трактовка

И наконец, после почти 100 лет экономических исследований в сфере экологии, в 1972 г. под эгидой ОЭСР был сформулирован современный принцип «загрязнитель платит»:
• цена на товар должна отражать расходы на уменьшение загрязнения и достижение лучшего распределения ресурсов;
• субъект, осуществляющий загрязнение, должен нести расходы по реализации мер, принятых государственными властями для обеспечения того, чтобы окружающая среда находилась в приемлемом состоянии;
• недопустимо выделение субсидий, которые создадут значительные диспропорции в международной торговле и инвестициях.

В вопросах рисков, связанных со случайным загрязнением окружающей среды, принцип «загрязнитель платит» подразумевает, что владелец источника опасности должен нести издержки по обеспечению надлежащих мер для предупреждения и контроля случайного загрязнения окружающей среды от данного источника.

Согласно экологической доктрине РФ, принцип «загрязнитель платит» является одним из главных экономических механизмов, гарантирующих рациональное природопользование в условиях рынка. Нормативно он закреплен в абз. 7 статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в качестве принципа платности природопользования и возмещения вреда. Содержание данного принципа раскрыто Конституционным Судом РФ.

Забегая вперед, отмечу, что в России за загрязнение платят не только юридические лица и индивидуальные предприниматели, но и простые граждане. Но об этом в следующем выпуске.



Другие статьи по теме:

01.04.2024

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU