Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Государственное регулирование любой сферы общественной жизни следует рассматривать как целостную систему. Мало установить обязательные требования, необходимо контролировать их соблюдение. И такой контроль должен осуществляться со стороны не только государственных органов, но и хозяйствующих субъектов, а объективные данные контроля должны быть доступны широкому кругу заинтересованных сторон.
Для оценки эффективности внедрения наилучших доступных технологий (НДТ) важным источником информации являются данные о выбросах и сбросах загрязняющих веществ (ЗВ) промышленных предприятий. Получение таких данных в мировой практике осуществляется с применением систем автоматического контроля (САК). При этом оперативное получение информации о выбросах и сбросах позволяет минимизировать риски, связанные с загрязнением окружающей среды.
Автоматическому контролю в РФ подлежат определенные источники выбросов и/или сбросов ЗВ, образующиеся на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС I категории). Дело это недешевое — оснащение одного источника выбросов может по затратам доходить до 60 млн руб. Вызов? Да. Но и окно возможностей.
САК создается не для того, чтобы при отклонении от нормальных параметров автоматически выписывать штраф за нарушение экологического законодательства. При грамотном проектировании такая система выполняет превентивную функцию и позволяет предприятию контролировать множество технологических параметров. А ведь есть же еще и предиктивные САК.
Итак, стационарные источники выбросов и сбросов ЗВ объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) I категории, должны быть оснащены системами автоматического контроля, если выбросы от них образуются при эксплуатации технических устройств, оборудования или установок, виды которых перечислены в распоряжении Правительства РФ от 13.03.2019 № 428‑р. Это общее, но не единственное условие.
Для источника выбросов в атмосферный воздух также есть следующее требование: в составе выбросов должно присутствовать хотя бы одно из таких загрязняющих веществ, как оксид углерода, диоксид серы, оксид или диоксид азота, аммиак, фтористый или хлористый водород, сероводород. При этом установлены и пороги: для каждого из перечисленных веществ постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 262 определены предельные значения ежечасной массы выбросов, при превышении которых следует оснащать источники выбросов системами автоматического контроля.
Аналогичным образом установлены и требования к оснащению источников сбросов сточных вод. К контролируемым параметрам отнесены температура, водородный показатель и химическое потребление кислорода. Для источника сбросов, помимо наличия средств и методов измерений концентраций ЗВ в условиях эксплуатации конкретного источника, необходимо, чтобы сбросы в общий объём сточных вод, отводимых с объекта I категории, составляли более 15%.
Если же речь идет о сбросах с очистных сооружений централизованных коммунальных систем водоотведения, то автоматически следует контролировать более широкий спектр показателей: взвешенные вещества, ионы аммония, нитрат- и фосфат-ионы.
Согласно постановлению Правительства РФ от 13.03.2019 № 263, системы автоматического контроля ЗВ должны соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и делать возможной передачу информации о показателях выбросов и/или сбросов ЗВ в государственный реестр объектов НВОС. Формат передачи данных установлен Росприроднадзором.
Рисунок 1. Нормативно-правовая база создания САК
Если объект НВОС I категории расположен в одном из городов — участников федерального проекта «Чистый воздух», то он подпадает под эксперимент по квотированию выбросов ЗВ. В рамках данного эксперимента перечни приоритетных ЗВ и объектов, для которых устанавливаются квоты выбросов, определяют федеральные органы исполнительной власти (Роспотребнадзор и Росприроднадзор соответственно). Для каждого города перечень свой, а под регулирование подпадают также и объекты НВОС II категории.
Создание системы автоматического контроля начинается с разработки программы, включающей в себя следующие этапы:
• сбор и анализ исходной информации;
• определение стационарных источников и показателей выбросов и сбросов, подлежащих автоматическому контролю;
• определение технической возможности осуществления автоматического контроля в условиях эксплуатации выбранных стационарных источников выбросов и сбросов, наличие средств и методов измерений заданных параметров и концентраций.
На первом этапе исходными данными для анализа выбросов являются результаты инвентаризации источников выбросов, тома НДВ, технологические схемы и чертежи источников, паспорта промышленных труб и газоочистных установок, карты расположения источников и зданий для размещения оборудования; данные ПЭК.
Для сбросов следует проанализировать результаты инвентаризации источников сбросов; НДС; баланс водопотребления и водоотведения, данные о расходе сточных вод, в том числе дренажных, отдельно по каждому выпуску сточных вод с его характеристикой; регламентное описание процессов водоочистки с указанием мест; чертежи источников сбросов, карту расположения выпусков сточных вод и зданий для размещения оборудования; данные ПЭК.
При определении источника выбросов и/или сбросов важную роль играет административное деление предприятия, его разделение на цеха и входящие в них производственные мощности.
Рисунок 2. Система автоматического контроля выбросов
Существуют также источники выбросов, для которых отсутствует возможность инструментальных измерений. Пример — факельные установки нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, предназначенные для периодического сжигания заводских газов при пуске, остановке или аварийных ситуациях. Температура газовой смеси факелов слишком высокая. В таких случаях можно использовать расчет на основе материально-сырьевого баланса технологического процесса, его физико-химических закономерностей или показателей удельных величин выбросов от однотипного оборудования.
Для сбросов необходимо четко установить вклад каждого источника в общий объём сброса от объекта, определить состав сточных вод (хозяйственно-бытовые, ливневые, производственные), принадлежность к централизованной системе водоотведения и на основании этой информации определить контролируемые параметры.
Автоматическому контролю подлежат следующие показатели сбросов:
• объемный расход, м3/ч; 2 подхода к построению ПСКВ
|
Несколько аспектов определения технической возможности/невозможности оснащения автоматическими средствами контроля:
• наличие средств и методов контроля (ФГИС «Аршин»);
• наличие мест контроля (ГОСТ Р ЕН 15259–2015 «Качество воздуха. Выбросы стационарных источников. Требования к выбору измерительных секций и мест измерений, цели и плану измерений и составлению отчета»);
• получение достоверной информации о показателях выбросов/сбросов;
• соответствие требованиям промышленной безопасности.
Создание системы автоматического контроля выбросов в общем случае включает следующие этапы:
• предпроектные работы, в том числе определение оснащаемых источников, предпроектное обследование, выбор мест установки;
• проектирование САК, в том числе разработка ТЗ на проектирование, документации для проведения строительно-монтажных и пусконаладочных работ, а также заказной документации;
• монтаж САК;
• ввод в эксплуатацию САК.
Проектирование системы автоматического контроля осуществляется с учетом применимых положений информационно-технического справочника по НДТ-технологиям ИТС 22.1–2021 «Общие принципы производственного экологического контроля и его метрологического обеспечения» и/или информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям для конкретной отрасли промышленности.
Как правило, работы по оснащению источников выбросов загрязняющих веществ требуют проведения экспертизы промышленной безопасности.
В ряде случаев размещение измерительного оборудования вызывает технические сложности, связанные с организацией площадок обслуживания, обеспечением безопасной эксплуатации источника и доступа персонала. Реализация данных мероприятий на опасном объекте предполагает дополнительные строительно-монтажные работы и согласование с Ростехнадзором.
Анализ требований промышленной безопасности показывает, что организация автоматического контроля выбросов не всегда представляется возможной. Кроме того, строительно-монтажные и пусконаладочные работы следует планировать с учетом графика капитального ремонта технологических установок предприятия. В таких ситуациях дополнением к инструментальному газовому анализу могут стать технологии математического моделирования, на основе которых строятся так называемые предиктивные системы контроля выбросов (ПСКВ).
Первые законодательные акты, регламентирующие применение предиктивных систем контроля выбросов, разработаны в США. На территории Европейского союза они менее распространены и применяются в основном в Нидерландах. В Великобритании ПСКВ дозволено использовать при условии их проверки путем инструментального измерения выбросов в диапазоне рабочих режимов установки. ПСКВ — это не новое, придуманное явление. Сейчас, в условиях санкционного давления и отсутствия на рынке необходимого оборудования для САК, именно ПСКВ могут существенно снизить нагрузку на промышленные предприятия.
В основе предиктивных систем контроля выбросов лежат математические модели, позволяющие с высокой точностью в режиме реального времени определять (прогнозировать) значения выбросов ЗВ на основании параметров процесса, таких как расход топлива, давление, температура.
Возможность успешного моделирования показателей выбросов ЗВ появилась относительно недавно в результате проведенной на многих промышленных объектах модернизации автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) и цифровой трансформации производства, позволяющей проводить вычисления на основе больших данных с использованием элементов искусственного интеллекта.
Поскольку основу ПСКВ составляет реализующее математическую модель программное обеспечение, использующее полученные с помощью уже установленных приборов и датчиков данные измерений, для их работы не требуется какого-либо дорогостоящего аналитического или пробоотборного оборудования, кроме программно-вычислительной техники.
Эксплуатация таких систем не требует поверочных газовых смесей, установки регуляторов расхода газа и импульсных линий, а также запасных частей, инструментов и принадлежностей. Это значительно снижает капитальные и эксплуатационные затраты предприятия. При этом точность значений, предсказанных моделью, сравнима с точностью средств измерений, входящих в автоматические измерительные системы контроля выбросов на основе инструментального газового анализа.
Работы по разработке ПСКВ включают:
• импорт архивных данных АСУ ТП;
• измерения и сбор данных о выбросах с установкой временных анализаторов;
• обработку и подготовку данных для моделирования;
• построение математической модели (выявление корреляций, определение значимых переменных, влияющих на эмиссии, машинное обучение);
• валидацию модели;
• создание итогового продукта — программно-аппаратного комплекса (ПАК), реализующего работу ПСКВ;
• окончательные испытания ПАК, метрологическую аттестацию и ввод в эксплуатацию.
У российских предприятий есть возможность миновать длительную стадию внедрения предиктивных систем и приступить к их одновременному вводу в эксплуатацию с инструментальными автоматическими системами контроля выбросов.
Поскольку управлять можно только тем, что можно измерить, системы автоматического контроля и предиктивные системы — это инструменты, которые необходимы для совершенствования систем менеджмента предприятий.
РЕМАРКА АДВОКАТОВЗагрязнитель платит: имущественная ответственность предприятий |
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU