Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти Непросто предложить решение по автоматизации менеджмента качества, способное удовлетворить потребности разных предприятий, тем более что у каждого из них есть своя специфика производственных процессов и сложившиеся практики. Однако разработка с учетом требований стандартов, действующих в различных отраслях, позволяет применять типовые (коробочные) решения. В статье рассматривается интеграция автоматизированной информационной системы АИСМК в ландшафт предприятия в процессе импортозамещения.
Первые в мире шаги по автоматизации управления качеством были предприняты с появлением первых автоматизированных систем управления ресурсами (ERP-системы). В 1970‑х гг. началось активное внедрение в автомобилестроении, авиакосмической и железнодорожной отраслях, а также на предприятиях массового производства. На протяжении следующего десятилетия к ним добавились сферы медицинских изделий, фармакологии и пищевой продукции. А начиная с 2000‑х гг. информационные системы управления качеством (QMS-системы) стали базовыми для этих отраслей.
В России первая волна внедрения ERP-систем прошла в конце 1990‑х гг. В то время многие российские представительства международных компаний или предприятия, поставляющие продукцию за рубеж, начали применять такие системы, как SAP, Oracle и Microsoft Dynamics.
СправочноОтказ от использования иностранного программного обеспечения требует реализации необходимых функций на базе других, российских программных продуктов, находящихся в реестре российского ПО, однако информационные системы по управлению качеством не имеют специального выделенного класса информационных систем. |
Вторая волна началась в середине 2000‑х гг. и продолжалась до конца 2010‑х. На рынок вышли российские разработчики «1С» и «Галактика». Эти системы были более доступными и удобными для отечественных компаний. Однако использование QMS-систем в России не шло параллельно с внедрением ERP. В свою очередь, международные компании обучали своих сотрудников работе с системами управления качеством, внедренными на корпоративном уровне. Например, в ERP SAP широко применялся модуль SAP QM (Quality Management), который решал следующие производственные задачи:
• управление средствами контроля;
• детализация процессов настройки оборудования;
• планирование мероприятий;
• обработка контрольной партии;
• ведение технологических карт, истории результатов и сертификатов качества;
• учет затрат.
Каждый из модулей SAP QM был интегрирован в общий интерфейс SAP и нативно работал с ключевыми справочниками системы, но не был способен решить другие вопросы качества, например анализ рисков или статистический контроль в режиме реального времени с подключением к различному измерительному оборудованию. Для выполнения этих задач компании пользовались программными комплексами, поставляемыми вместе с оборудованием, либо приобретали специализированные решения, например Q-DAS, позволяющие провести математический анализ стабильности процесса (SPC) и анализ измерительных систем (MSA).
Анализ рисков по методологии FMEA, который также является обязательным в соответствии со стандартами ГОСТ Р 58139–2018 (IATF 16949:2016) и ГОСТ Р 58876–2020 (AS/EN 9100:2016), тоже проводился с использованием иностранного ПО. Самыми популярными стали решения APIS FMEA и Plato FMEA.
ГЛОССАРИЙ
ERP |
Большое количество различного ПО требует интеграции с другими программами, используемыми на предприятии, которые, в свою очередь, нужно поддерживать. Начиная с 1990‑х гг. в мире разрабатываются специализированные решения с единым подходом для всех процессов менеджмента качества в одном программном обеспечении — например, CASQ-it, DataLyzer, BABTEC, CAQ AG. В этих продуктах все бизнес-процессы и методологии, применяемые во множестве стандартов, учтены, реализованы на базе единой системы и имеют единый интерфейс управления.
Стоимость внедрения и владения подобными системами значительно ниже совокупной стоимости нескольких программных продуктов и необходимых интеграций между ними. Все перечисленные решения — модульные, что делает возможным поэтапный переход к использованию каждого модуля по отдельности и не требует внедрения всей системы целиком и сразу.
Основываясь на данном подходе, компания «Алинги» в 2020 г. начала проектирование и разработку программного обеспечения для управления качеством — Автоматизированной информационной системы менеджмента качества (АИСМК).
Развитие информационных систем управления качеством и производством в России началось со значительным опозданием, однако именно это позволило применять при разработке отечественного ПО наилучшие решения и практики, опробованные в международных компаниях. Общее развитие баз данных, появление шин обмена информации, современные пользовательские интерфейсы — всё это легло в основу российских программных продуктов. Таким образом, было создано актуальное ПО, отвечающее текущим требованиям потребителей, без необходимости поддерживать устаревшие подходы, оборудование и устройства.
Архитектура АИСМК базируется на следующих основных концепциях:
1. Поддержка российских операционных систем.
2. Использование российских систем управления базами данных.
3. Возможность интеграции с измерительным оборудованием на основе международных стандартов DMX, Q-STAT, QS9000 и др.
4. Взаимодействие с другими информационными системами через шину данных.
5. Гибкая ролевая модель доступа к данным.
6. Low-code-платформа для изменения аттрибутивного состава объектов системы и пользовательского интерфейса.
7. Масштабируемость решения в зависимости от объема обрабатываемой информации.
8. Пользовательское создание печатных форм документов.
9. Возможности использования усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с ФЗ № 63.
Современная, гибкая и масштабируемая архитектура АИСМК может применяться в небольших организациях (до 30 пользователей) или стать частью масштабного проекта внедрения, способного автоматически анализировать более миллиона контрольных карт в режиме реального времени и с использованием нейронных сетей.
ГЛОССАРИЙ
Low code |
Мы поставили цель создать коробочное решение, позволяющее организовать рабочий процесс по управлению качеством на предприятии. На основе 10‑летнего опыта внедрения иностранных информационных систем управления качеством были выделены основные функциональные требования к продукту, учитывающие запросы рынка, а также нормативные документы и стандарты:
• двусторонний обмен справочниками с ERP-системами;
• информирование сотрудников по электронной почте или в мессенджерах;
• простой интерфейс разработки пользовательских печатных форм;
• поддержка получения результатов с различных средств измерения;
• управление терминами, применяемыми в организации для различных документов (тезаурус).
Рисунок. Интеграция АИСМК в ландшафт предприятия
Установка АИСМК производится на выделенных мощностях заказчика в его корпоративной сети и с учетом требований информационной безопасности (см. рис.). Всё, что нужно для работы, уже доступно из «коробки» и не требует обязательных интеграций с другими информационными системами. Однако АИСМК может быть глубоко интегрирована с компьютерными системами, используемыми на предприятии, при помощи модуля АИСМК.СШ (сервисная шина), позволяющего организовать взаимодействия на основе коннекторов:
• SOAP-сервисы,
• REST-сервисы,
• MS SQL,
• IBM DB2,
• Oracle,
• PostgreSQL,
• SharePoint,
• OData 1C,
• TCP,
• SAP,
• File,
• Pick to Light,
• SFTP,
• Biometry,
• Kardex,
• 1C 7.7,
• 1C 8.x,
• Active Directory,
• ADO.NET,
• RabbitMQ,
• Apache ActiveMQ,
• IBM MQ,
• SMTP,
• IMAP,
• Лоцман PLM.
В свою очередь, заказчик может принять решение об использовании АИСМК в качестве мастер-системы для других информационных систем. В этом случае данные также будут доступны в синхронном и асинхронном режимах.
Сопоставление полей данных на источнике и связанных с ними полей данных в приёмнике может быть произведено непосредственно в сервисной шине без дополнительной разработки, что значительно снижает затраты при внедрении продукта. Основной фокус в развитии АИСМК направлен на единый подход к вводу и обработке информации в системе, быстрому и удобному поиску данных и их анализу. Несмотря на сложность встроенных механизмов анализа, пользователи работают с простыми интерфейсами, адаптированными под выполняемые ими задачи и снижающими затраты на поиск и анализ данных практически до одного клика.
Заказчики отмечают, что одним из неожиданных результатов внедрения АИСМК стала возможность учета затрат на качество на всём жизненном цикле продукта или услуги.
Процесс импортозамещения QMS-систем требует значительной переработки пользовательских интерфейсов ввода, так как в большинстве иностранных систем интерфейс был реализован в середине 2000‑х гг. и практически не пересматривается ввиду широкого применения и невозможности быстрого перехода без переобучения пользователей. При разработке АИСМК проводятся полноценные UX-исследования с участием заказчиков и технологических партнеров. Очень приятно, что многие компании содействуют разработке отечественных продуктов в области автоматизации менеджмента качества, участвуют в проработке интерфейсов, делятся идеями. Именно такой подход позволяет максимально адаптировать решения под требования заказчика.
Развитие QMS-систем в России также требует разработки технических форматов обмена данными: между системами измерений и QMS, между QMS и порталами поставщиков OEM-производителей и др. Примером таких стандартов в области качества являются QDX и Q-DAS. Достижение технологического суверенитета Российской Федерации невозможно без комплексного решения этого вопроса со стороны государства.
АИСМК — это надежный инструмент для решения вопросов по управлению качеством на всём жизненном цикле продукта, реализующий множество инженерных методов, включая APQP, FMEA, MSA, SPC, 8D, «5 почему» и др. И в то же время это простой удобный способ оптимизировать работу и обеспечить принятие решений на основе полной картины данных о качестве на вашем предприятии.
Мы продолжим рассказывать о возможностях АИСМК в рамках совместного проекта с ГК «Финвал» и РИА «Стандарты и качество». Лучшие мировые практики по цифровизации качества доступны для всех компаний. Ознакомиться с опытом использования и интерфейсом системы АИСМК можно на выставках «Металлообработка‑2024» и ЦИПР‑2024.
Статьи Андрея Клочкова читайте также в других журналах нашего издательства:
«Методы менеджмента качества» № 5/2024 — «Практическое применение
АИСМК для проведения анализа измерительных систем (MSA)», сс. 38–44;
«Стандарты и качество» № 5/2024 — «Цифровизация менеджмента качества
в металлообработке», сс. 76–80.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU