Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиРешение ключевой национальной задачи — достижение нашей страной технологического суверенитета — невозможно без активной поддержки промышленности со стороны государства. Об этом рассказывает директор департамента стратегического развития и корпоративной политики Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Алексей Матушанский
— Санкционное давление вынудило производителей промышленной продукции искать новых поставщиков сырья и комплектующих. Как в этой ситуации Минпромторг России поддерживает отечественных производителей?
— Мы гибко подходим к вопросу поддержки производителей исходя из существующих вызовов: если сначала мы планировали поддерживать замещение готовой продукции, то, принимая во внимание сложившуюся ситуацию с ограничением поставок, доработать отраслевые планы импортозамещения, а с 2023 года — перечни критической продукции в гражданских отраслях промышленности, направлены не только на импортозамещение конечной продукции, но и необходимых для ее производства сырья, материалов, комплектующих (СМК) и оборудования.
В итоге мы быстро адаптировали наши механизмы под потребности промышленности.
Так, для единой субсидии на НИОКР (ППРФ от 12.12.2019 № 1649) были снижены требования к отношению объема субсидирования к объему реализации инновационной продукции с «1 к 5» до «1 к 2» (ППРФ от 30.03.2022 № 510), а также расширено понятие приоритетной продукции — готовая продукция и СМК.
В том числе это позволило поддержать за четыре года 432 проекта на общую сумму 63,1 миллиарда рублей, при этом собственные инвестиции организаций в НИОКР составили более 35 миллиардов рублей, при этом с 2022 года мы делали упор на «быстрые» проекты (этап НИОКР — 1,5–2 года, срок выхода на серийное производство — от трех лет).
Также обновили программу Фонда развития промышленности «Комплектующие изделия», благодаря чему заявители, уже получившие заём на проект по организации производства продукции, включенной в Перечень критических комплектующих, смогли получить дополнительный заём на масштабирование ее производства на срок не более трех лет в сумме не более 50% суммы займа, полученного на организацию производства.
Помимо актуализации механизмов, в 2022 году Фонд развития промышленности запустил три новые программы, направленные на импортозамещение комплектующих изделий: «Автокомпоненты», «Формирование компонентной и ресурсной базы», «Проекты транспортного машиностроения», а АНО «Агентство по технологическому развитию» — механизм поддержки обратного инжиниринга, предусматривавший предоставление грантов на разработку конструкторской документации и обновление инженерной инфраструктуры.
В 2022–2023 годах за счет этого инструмента поддержана разработка 221 комплекта конструкторской документации, в том числе 121 проект в 2023 году. Потребителям уже передано 69 разработанных комплектов.
Кроме общесистемных мер, Минпромторг запустил и отраслевые — к примеру, поддержано 60 проектов, на которые предполагаем потратить 16,7 миллиарда рублей за счет субсидирования разработки, создания и внедрения в серийное производство судового комплектующего оборудования.
Чтобы обеспечить контакт между потребителем и производителем отечественной промышленной продукции, Минпромторгом России на базе Государственной информационной системы промышленности размещен Каталог промышленной продукции, который позволяет найти товары от надежных поставщиков. В настоящее время в Каталоге размещены свыше 1,5 миллиона позиций (1 516 836 на 29 мая 2024 г.), из которых около 300 тысяч (298 545 на 29 мая 2024 г.) товаров являются продукцией российского происхождения в соответствии с ППРФ № 719.
Данный сервис, используя расширенный набор фильтров и атрибутов, позволяет удовлетворить любые целевые и точечные запросы пользователя в отношении производимой продукции как отдельных предприятий, так и их массивов по отраслевым, региональным и иным критериям. Инфраструктура сервиса также позволяет ознакомиться не только с перечнем выпускаемой продукции, но и с их характеристиками, областью применения, информацией о нормативно-технических и конструкторских документах, на основании которых она произведена.
— Минпромторг России запустил механизм кластерной инвестиционной платформы (КИП) (Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2023 года № 295). Спустя год можно констатировать ее эффективность для роста инвестиционной активности внутри страны?
— В рамках механизма предоставляются льготные кредиты от 1 до 100 миллиардов рублей на срок до окончания инвестиционной фазы проекта, увеличенной на два года. При этом льготная ставка для заемщика по кредитам составляет 30% ключевой ставки Банка России, увеличенной на три процентных пункта. Для низкорентабельных, но важных проектов по решению Правительства могут быть предоставлены специальные условия поддержки: снижена ставка кредитования, увеличены сроки и (или) объемы льготного кредитования.
Особый интерес к механизму уже проявили предприятия металлургии (9 проектов на сумму 386 млрд руб.), трансмаша (8 проектов на сумму 72 млрд руб.), химической (7 проектов на сумму 105 млрд руб.) и фармацевтической промышленности (5 проектов на сумму 90 млрд руб.). Среди одобренных также есть проекты автопрома, радиоэлектроники, тяжелого и энергетического машиностроения, гражданского авиастроения.
На текущий момент по итогам 13 отборов уже одобрено 40 проектов общей стоимостью 833,5 миллиарда рублей с объемом привлекаемых кредитов в размере 578,3 миллиарда рублей. При этом два проекта из одобренных будут реализованы на спецусловиях поддержки по решению Правительства — по ставке 1% на 15 лет. Еще два проекта будут рассмотрены на Правкомиссии по импортозамещению для одобрения специальных условий.
В связи с повышенным интересом промышленных предприятий к данному механизму прием заявок для участия в КИП продолжится до 1 сентября. Документы на участие в отборе подаются через государственную информационную систему промышленности.
— Зачастую риски содержат в себе также и новые возможности. Какие перспективы открываются перед отечественными предприятиями в связи с уходом с рынка иностранных производителей?
— Несмотря на санкционное давление, предприятия обрабатывающей промышленности в 2022 году смогли сохранить объём производства на уровне 2021 года (ИПП в обрабатывающих отраслях в 2022 году составил 100,3% к 2021 году). А в 2023 году они даже нарастили выпуск продукции на рекордные 7,5%. По итогам I квартала 2024 года этот показатель составил 8,8%.
При этом увеличение объема производства было поддержано активным инвестированием в основной капитал. По итогам 2023 года этот показатель в обработке показал прирост на 19,2%, а в абсолютном выражении CAPEX составил 4,4 триллиона рублей. Этот инвестиционный импульс удалось поддержать в том числе благодаря мерам поддержки, запущенным Минпромторгом России, таким как КИП, промипотека и льготные займы ФРП.
И российские компании активно занимают освободившиеся ниши. Можно привести пример: всего за один год нам удалось полностью заместить критически важный для обеспечения продовольственной безопасности импорт алюминиевых банок — сейчас этот сегмент в потребности отечественных производителей на 100% импортозамещен.
После приостановки поставок датской компанией «Нова Нордиск» препарата «Семаглутид» (ТН «Оземпик») уже выпущены в оборот два отечественных лекарственных средства, а после ухода компании «Бакстер» (США) в январе этого года отечественный производитель расширил ассортимент дозировок и зарегистрировал лекарственный препарат для российских пациентов, которым требуется диализ.
Указанные примеры всего лишь малая часть в том объеме работы, которую уже проделали российские производители. Именно сейчас для отечественных предпринимателей есть «окно возможностей» во всех отраслях промышленности — от текстиля до микроэлектроники, от сырьевой базы до продукции высоких переделов. Министерство же, в свою очередь, проводит всестороннюю поддержку компаний и продолжает работу по достижению технологического суверенитета.
— Что касается импортозамещения, то к продукции российского производства относят, как правило, изделие, где подавляющее большинство составляют отечественные комплектующие, даже если в меньшинстве оказывается импортный двигатель, обеспечивающий основной функционал. Существуют ли какие-то весовые коэффициенты для более точного отнесения промышленной продукции к категории «российская» и, соответственно, для более точного планирования выпуска импортозаместимых аналогов?
— В 2015 году принято постановление № 719, которым предусмотрены требования для промышленной продукции, при соблюдении которых промышленная продукция попадает в реестр российской промышленной продукции.
Если промышленная продукция отсутствует в приложении к постановлению № 719, то для нее используется принцип достижения «адвалорной доли» (требование о процентном соотношении иностранных комплектующих к российским, которое установлено соглашением от 20.11.2009 г. «О правилах определения страны происхождения товаров в СНГ».)
За восемь с половиной лет работы постановление № 719 сильно эволюционировало, количество отраслей и продукции увеличилось в четыре с половиной раза, что является наглядным показателем работы созданных инструментов развития промышленности (более 310 тысяч промышленных товаров из реестра от почти 4700 производителей).
Если на начальном этапе требования по локализации были направлены на защиту производителей от сборщиков, то сейчас это «живая» технологическая система, направленная не только на поддержку производителей, но и на создание кооперационных цепочек в том числе с ЕАЭС, между производителями, в особенности по компонентам, материалам, технологиям и электронике.
Сейчас требования по локализации охватывают свыше 1100 наименований номенклатуры: от автомобилей и судостроения до беспилотных авиационных систем и радиоэлектроники.
Нами запланирован переход по всем видам продукции на балльную систему подсчета уровня локализации, что является более гибким механизмом подтверждения. Постепенно мы уходим от принципа «адвалорной доли», которая не учитывает критические компоненты, необходимые для действительной локализации промышленной продукции.
Балльная система подсчета учитывает производственную спецификацию, а количество баллов прорабатывается с отраслевым и бизнес-сообществом. В настоящее время последовательно переводим на баллы все виды продукции. Сейчас оценка уровня локализации в баллах распространена уже на 21 отрасль (из 28, для которых установлены требования к промпродукции).
Как пример, недавно вышли изменения в 719‑е постановление, которые распространили баллы на такие разделы, как сельскохозяйственное машиностроение, легкая, мебельная и деревообрабатывающая промышленность, а также для электротехнической и кабельной промышленности.
— В феврале прошлого года была запущена упомянутая вами программа обратного инжиниринга. Однако задача достижения нашей страной технологического суверенитета подразумевает гораздо большее, нежели только импортозамещение. Какие ключевые цели заявлены в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года?
— Вы абсолютно правы, говоря, что сегодня перед промышленностью стоят более комплексные задачи, чем просто замена иностранного на отечественное. Программа импортозамещения реализовывалась как часть антикризисных мер, являющихся закономерной реакцией на нарастающее с 2014 года санкционное давление и попытки экономической и технологической изоляции России.
Формирование устойчивой и динамичной экономики и достижение технологического лидерства как приоритеты, заложенные в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 29 февраля 2024 года и майском указе о национальных целях развития, стимулируют нас форсировать работу по обеспечению технологической независимости и тем самым увеличению уровня валовой добавленной стоимости в реальном выражении и индекса производства в обрабатывающей промышленности не менее чем на 40% относительно 2022 года.
Несмотря на амбициозность поставленной задачи, эта работа началась не вчера. Утвержденная год назад Концепция технологического развития расширила горизонт нашей работы с учетом современных вызовов (увеличение вклада технологических инноваций в экономический рост, санкционное давление, «утечка умов», а также глобальные тренды (ускорение развития, климат, нарушения товарных рынков и разрыв в уровнях жизни между странами)), обозначив три ключевые цели:
• обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий;
• переход к инновационно ориентированному экономическому росту (усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы);
• технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.
Достижение всех этих целей будет обеспечено в рамках национальных проектов технологического лидерства, которые направлены на выведение на рынок крупных линеек высококачественной высокотехнологичной отечественной продукции, созданной с использованием собственных линий разработки технологий, и являются комплексным механизмом для формирования промышленной базы для будущего технологического лидерства за счет объединения большого набора мер поддержки предприятий.
В минувшем году был разработан и утвержден национальный проект «Беспилотные авиационные системы». Задача нацпроекта — формирование новой для нашей страны отрасли беспилотного авиастроения, что позволит обеспечить серийное производство всех типов беспилотников, основных узлов и комплектующих для них. К 2030 году ежегодно мы планируем выпускать порядка 32,5 тысячи беспилотных систем, а доля отечественной продукции на российском рынке должна составить 70%.
Сейчас идет работа над запуском двух новых национальных проектов технологического лидерства: «Средства производства и автоматизации» и «Новые материалы и химия».
Первый проект позволит наладить серийный выпуск широкой линейки отечественных станков и обрабатывающих центров, при этом значительное внимание будет уделено робототехнике.
Нацпроект по химии обеспечит развитие производства новых материалов и критической химии, в первую очередь в микро- и малотоннажном сегментах, позволив выйти на полный цикл производства такой продукции. Это создаст к 2030 году не менее 150 новых производств.
— В этом году исполняется 10 лет с начала внедрения в РФ наилучших доступных технологий (НДТ). Стало ли, на ваш взгляд, применение НДТ ступенькой вверх для развития отечественной промышленности?
— Наибольший эффект — экономический, экологический и социальный — дает такая модернизация, которая повышает ресурсную эффективность основной технологии. Данный инструмент создан и заключается в переходе к внедрению наилучших доступных технологий. Инструмент достаточно универсален и понятен бизнес-сообществу.
Переход к НДТ — комплекс понятных правил и ориентиров для бизнеса, работающего в реальном секторе экономики. Основная цель внедрения НДТ — это устойчивое развитие промышленности путем формирования высокотехнологичных, конкурентоспособных, ресурсоэффективных производств, обеспечение технологического суверенитета экономики и эффективности государственных инвестиций.
Одновременно обеспечивается снижение негативного воздействия на окружающую среду для достижения национальных целей и задач в области экологии. Таким образом, можно говорить, что через НДТ обеспечивается согласование двух политик: экологической (преимущественно ограничительного характера) и промышленной (направленной на стимулирование развития).
Одним из важнейших этапов в процессе перехода на принципы НДТ является разработка соответствующих справочников НДТ. В настоящее время разработано 54 информационно-технических справочника по НДТ по различным областям применения.
К концу 2023 года более половины из них уже актуализированы (33 из 54).
С 2020 года проводится работа по установлению показателей ресурсной и энергетической эффективности в актуализируемых справочниках НДТ в целях сокращения потребления природных ресурсов и повышения уровня вовлечения отходов производства и потребления в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, а также установление индикативных показателей выбросов парниковых газов.
Несмотря на то, что термин НДТ появился в ФЗ «Об охране окружающей среды», называть его только экологическим — неверно. Концепция НДТ предполагает возможность разработки программы повышения экологической эффективности в случае, если на момент получения КЭР предприятие НДТ не соответствует. Эта программа является дорожной картой модернизации предприятия, инвестиционным проектом. Разработано и одобрено уже 140 программ. В их реализацию, то есть в модернизацию промышленности, в период до 2030 года будет вложено более 1,9 триллиона рублей.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU