Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиВ начале статьи, опубликованном в № 6/2024, были рассмотрены основные проблемы компаний при проведении аудитов, которые можно решить с помощью автоматизации, а также наиболее значимые пользовательские и функциональные требования для ПО. Далее будет рассказано о планировании и проведении конкретного аудита и о тех возможностях, которые предоставляют инструменты автоматизации.
При формировании группы аудиторов в системе должно быть запрещено привлечение специалистов, работающих в тех подразделениях, где проходит проверка.
При составлении и согласовании плана проведения аудита в интерактивной форме должны быть указаны: критерии аудита (обязательные критерии должны добавляться в документ автоматически без возможности удаления); ответственные аудиторы, назначенные для проверки соответствующих критериев; вопросы опросника для проведения аудита, связанные с выбранными критериями; мероприятия аудита; наблюдения, результативность отработки которых требуется проверить в рамках данного аудита.
Утверждающие лица должны иметь возможность добавлять замечания к каждому критерию, вопросу, мероприятию и выявленному несоответствию при оценке результативности, добавленным в план.
У разработчика плана должна быть возможность давать ответы на замечания (неограниченное количество) и указывать статус их отработки (принято, принято частично, отклонено).
Также ПО предусматривает загрузку на локальный ПК пользователя «твердой копии» плана аудита.
Журнал аудиторов
Журнал должен формироваться для каждого участника группы аудиторов с возможностью фиксации свидетельств (неклассифицированные факты/события) и наблюдений аудита (классифицированные факты/события — несоответствия, рекомендации, соответствия и т. д.).
В журнале должно быть предусмотрено прикрепление файлов любых расширений и размеров к фиксируемым свидетельствам и наблюдениям, а также оценка результативности отработки несоответствий (добавленных к оценке результативности в рамках данного аудита) независимо каждым из аудиторов.
Руководитель группы может заменить одного аудитора на другого в случае необходимости — при этом должны сохраняться ограничения о недопустимости привлечения специалистов из аудируемых подразделений или не включенных в утвержденный реестр, а также аудиторов с соответствующими степенями участия.
Мероприятия плана аудита
По каждому мероприятию из плана должна быть автоматически создана задача для указанного ответственного исполнителя в момент наступления даты и времени планового старта выполнения мероприятия.
ДОСЬЕСтанислав Ким
Основатель и генеральный директор ООО «АЛЕЕ СОФТВЕР». Эксперт издательства «Стандарты и качество», член Всероссийского общества качества. Специалист в области QMS (Quality Management Software), информационных технологий и управления проектами. Опыт реализации крупных QMS-проектов для компаний «Норильский никель», ТМК, ОМК, «Вертолеты России» и мн. др. Учредитель компании «Нормдокс», ставшей лидером в поставке зарубежных и международных стандартов в России и странах СНГ. Двадцатилетний стаж преподавательской деятельности в Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете «ЛЭТИ» на кафедре автоматики и процессов управления (АПУ). |
Отчет об аудите
• Автоматическая консолидация наблюдений из всех журналов аудиторов в итоговый отчет с возможностью его редактирования руководителем группы на этапе формирования.
• Указание итогового решения по результативности отработки несоответствий, добавленных к оценке в рамках аудита.
• Указание итогового заключения руководителя группы.
• Согласование и утверждение интерактивного отчета об аудите с возможностью добавления замечаний к каждому зафиксированному наблюдению и к итоговому заключению. У разработчика отчета должна быть возможность давать ответы на замечания (неограниченное количество) и указывать статус их отработки. Если по замечанию не было достигнуто согласие между согласующими и разработчиком, должна предусматриваться передача его на рассмотрение уполномоченному лицу.
• Выгрузка данного отчета в виде «твердой копии» по заранее заданной форме.
В системе предусмотрено автоматическое создание наблюдений, утвержденных в рамках отчета, в базе наблюдений и инициация процессов по их отработке. Возможен быстрый переход между списком наблюдений в отчете и информацией об отработке каждого из них, а также поиск аудитов по различным критериям.
ПО предполагает автоматизацию различных жизненных циклов наблюдений в зависимости от их вида (несоответствие, рекомендация, соответствие, сильная сторона), а также автоматическое (из других подсистем) и ручное создание наблюдений.
Анализ несоответствия: автоматическое назначение ответственного за его рассмотрение по заранее заданным правилам с возможностью делегирования; определение корневых причин возникновения несоответствия по методологии «5 почему»; связывание перекрестными ссылками анализируемого несоответствия с аналогичными, подобранными автоматически.
Разработка, согласование и утверждение интерактивных планов по несоответствию: формирование плана корректирующих действий и его независимое (от плана коррекции) согласование; формирование плана коррекции, его независимое (от плана корректирующих действий) согласование; возможность оставлять замечания к каждому конкретному мероприятию планов, давать ответы на замечания (неограниченное количество) и указывать статус их отработки. Также должна быть возможность отказаться от проведения как коррекции, так и корректирующих действий — решение должно быть согласовано.
Реализация мероприятий планов по несоответствию включает:
• Назначение задач по каждому мероприятию (для каждого предусмотрены свой ответственный исполнитель, плановый срок выполнения и ответственный за проверку реализации).
• Внесение изменений в планы по несоответствию (изменения должны проходить согласование), возможность приложить к запросу на изменения файлы (документы), подтверждающие их необходимость.
• Прикрепление файлов со свидетельствами выполнения мероприятий (для сохранения в системе должны поддерживаться любые форматы файлов), возможность для исполнителя оставлять комментарии.
• Назначение ответственного за проверку каждого из мероприятий с опцией прикрепления файлов о результате проверки; возможность для проверяющего лица оставлять комментарии, а также направлять мероприятия на доработку.
• Представление истории изменений планов мероприятий по несоответствию и выполнения мероприятий в интерактивном формате.
Таким образом, инструменты автоматизации позволяют оценивать эффективность отработки несоответствия в рамках проведения аудита, предоставляя перекрестную ссылочную связь с наблюдениями, подтверждающими результативность или нерезультативность.
Разработка, согласование и утверждение интерактивного плана по рекомендации: возможность оставлять замечания к каждому конкретному мероприятию плана в рамках согласования, а у разработчика плана — ответы на замечания (неограниченное количество) и указывать статус их отработки.
ГЛОССАРИЙ«5 почему»Техника, используемая для изучения причинно-следственных связей, лежащих в основе той или иной проблемы. Основной задачей является поиск первопричины возникновения дефекта или проблемы с помощью повторения одного вопроса — «почему?». Каждый последующий вопрос задается к ответам на предыдущий вопрос. |
Реализация мероприятий плана по рекомендации включает:
• Назначение задач по каждому мероприятию плана (для каждого мероприятия предусмотрены свой ответственный исполнитель, плановый срок выполнения и ответственный за проверку реализации).
• Внесение изменений в план по рекомендации (изменения должны проходить согласование), возможность приложить к запросу на изменения файлы (документы), подтверждающие их необходимость.
• Прикрепление файлов со свидетельствами выполнения мероприятий плана по рекомендации (для сохранения в системе должны поддерживаться любые форматы файлов), возможность для исполнителя оставлять комментарии.
• Назначение ответственного за проверку каждого из мероприятий плана по рекомендации с опцией прикрепления файлов о результате проверки; возможность для проверяющего лица оставлять комментарии, а также направлять мероприятия на доработку.
• Представление истории изменений плана мероприятий по рекомендации и выполнения мероприятий в интерактивном формате.
Пользователи могут осуществлять поиск по атрибутам наблюдений и связанных с ними объектов в интерфейсе системы, а также выгружать полученную информацию по заранее заданной форме.
Требования к автоматизации аудитов и наблюдений являются основополагающими в цифровой трансформации систем менеджмента на предприятии. Формализация данного вопроса поможет найти правильную информационную систему или подрядчика для разработки собственной системы с нуля.
В ближайшем будущем потребность в автоматизации процедур систем менеджмента будет только увеличиваться, поэтому компаниям необходимо озаботиться ее внедрением уже сегодня. Бизнес-среда становится более сложной и конкурентной, требования внешних регуляторов — более жесткими, соответственно, общая автоматизация и информационная безопасность — более востребованными. Будут расти требования и к проведению аудитов и фиксации наблюдений. Инструменты автоматизации помогут проводить аудиты быстро, качественно и адекватно текущим потребностям компании, что станет одним из конкурентных преимуществ.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU