Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Автоиндустрия и автомобилисты не могут быть вне глобальных трендов. Искусственный интеллект в автобизнесе, как и в других областях, применяет вычислительные мощности и современные алгоритмы, предлагая пути решения так называемых нерутинных задач, которые ранее требовали использования именно человеческого интеллекта, опыта, внимания и неординарных способностей. Такие задачи не могут быть решены с применением стандартных скриптов или «инструкций по эксплуатации». Нерутинные задачи предполагают творческий подход и нестандартное мышление, умение анализировать сложные ситуации и распознавать образы, предлагать решения на основе ограниченной информации и неполных данных и тому подобное — то есть необходима логика, гибкость и адаптивность человеческого мышления, характерного именно для высокоинтеллектуальной деятельности. Теперь парадигма смещается и всё больше таких задач рассматривается с применением инструментов ИИ, но окончательное решение пока еще остается за человеком.
Можно услышать, что происходящий сегодня резкий рост сфер применения искусственного интеллекта — это скачок в будущее. Думается, это только начало пути. Но здоровый пессимизм не должен давать оснований рассматривать ИИ как нечто сверхъестественное и мгновенно изменяющее мир, а только как набирающий обороты новый инструмент со всеми возможными плюсами и минусами.
В автомобильной индустрии стало абсолютно нормальным явлением, что каждый раз при запуске новых моделей бренды сообщают о применении инструментов ИИ в их создании и производстве, об интеграции нейросетей в системы управления, о широком использовании ChatGPT (Siri, Gemini, YandexGPT и др.) — как минимум в голосовых ассистентах, помогающих водителям и отвечающих на самые разнообразные вопросы, и совсем не только о погоде или пробках на дороге. Лидары, камеры, датчики, различные электронные блоки управления уже относительно давно применяются в большинстве моделей — и словосочетание «гаджет на колесах» уже не требует никаких пояснений. Однако глобальных изменений в автобизнесе из-за применения инструментов ИИ пока не происходит, идет отладка и улучшение некоторых процессов.
|
В последние десятилетия происходила консолидация (объединение и поглощение) автобрендов в глобальные автоконцерны, где удавалось снижать производственные и маркетинговые издержки за счет синергии и больших объемов совместного бизнеса. Но сегодня на рынке появляется всё больше и больше новых, независимых от традиционных концернов автомобильных марок. При этом в мировом масштабе годовой объём продаж новых транспортных средств остается достаточно стабильным, и это предвестник нового раунда жестокой конкурентной борьбы за потребителей.
На первый взгляд, такая ситуация должна стать выигрышной для покупателей — они получают шанс за меньшие деньги приобрести более продвинутый и качественный автомобиль. Однако экономическая политика региональных правительств тут грубо вмешивается в бизнес, показывает свой нрав и регулирует цены: американцы вводят 100‑процентную пошлину на электромобили из Китая и спонсируют собственных производителей, европейцы стараются закрыть свои авторынки и минимизировать продажи «чужаков» самыми разными способами, да и призывы отечественных автопроизводителей к регулярному увеличению размеров утилизационного сбора на импортные автомобили также работают против потребителей.
ЕЩЕ РАЗ ОБ ИИ
|
Видеоролики в Сети с показом «футуристического и фантастически оптимизированного» процесса появления на свет автомобилей в безлюдных цехах гига- и мегафабрик Tesla, Xiaomi и др. набирают миллионы просмотров. Роботизированные производственные цеха под управлением программ, использующих ИИ, — это отличный пример успешного продвижения и эффективных маркетинговых и рекламных коммуникаций, которые шаг за шагом переключают внимание аудитории с классических автопроизводителей на новых игроков.
На современном автомобильном производстве, использующем инструменты ИИ, минимизируется риск остановки конвейера: нейросеть следит за процессом, самостоятельно выявляет, предсказывает и предлагает решение возможных проблем и наведение порядка — но только в рамках заложенных в них алгоритмов. Управленческие решения высокого уровня остаются в компетенции менеджеров. Привлечение инструментов ИИ к процессу управления производством позволяет менеджерам более обоснованно делать многое: повышать технологичность и качество, снижать издержки и контролировать себестоимость, плавно корректировать объём выпуска продукции в зависимости от спроса, управлять складской и производственной логистикой, т. е. создавать конкурентные преимущества для выпускаемых на таких фабриках автомобилей.
Система помощи водителю (Advanced Driver Assistance Systems, ADAS) неплохо известна и широко распространена. Может быть пассивной и активной, работает на основе машинного зрения. Пассивная помощь привлекает внимание водителя к возникающим рискам звуковыми или вибросигналами, а активная помогает удерживать автомобиль в выбранной полосе или прибегать к экстренному торможению при наступлении аварийной ситуации. При этом возможность принять решение за человека, управляющего автомобилем, имеет неопределенный юридический и правовой статус, как и в обсуждаемом далее проекте автономных автомобилей.
Системы, использующие инструменты ИИ, могут действовать в режиме реального времени на основе сигналов от различных чипов, датчиков и камер, а также участвовать в обмене информацией с другими участниками движения. Популярны и хорошо работают системы распознавания образов — распознающие дорожные знаки и ограничения, пешеходов на тротуарах, переходах и проезжей части. Они принимают во внимание наличие других движущихся и припаркованных транспортных средств, а также фиксируют появление неожиданных препятствий на дороге и предупреждают водителя об этом. Такие системы помогают водителям принимать корректные решения, обеспечивая более безопасное и эффективное управление транспортом.
Не подлежит сомнению, что полноценное внедрение ИИ в управление автомобилями (так называемые беспилотники) могло бы позволить сократить число ДТП в разы, т. к. искусственный интеллект управляет автомобилем лучше, чем человек: не устает, не отвлекается, не болеет, не подвержен нервным стрессам, не нарушает правила, не курит, не выпивает и не принимает наркотики и даже не разговаривает по телефону. Но на практике до этого достаточно далеко, несмотря на весь оптимизм разработчиков и СМИ по данному поводу. К сожалению, любые приборы могут выйти из строя или нормального режима работы в условиях аномальных природных явлений и просто плохой погоды — снег, дождь, грязь на дорогах, сильный ветер и т. д. делают лидары, датчики и камеры бесполезными. Человек, при всех его недостатках, в таких ситуациях незаменим (конечно, если он трезв и здоров).
Одной из наиболее обсуждаемых в медиапространстве тем является ожидание положительного решения об эксплуатации на дорогах общего пользования беспилотных автомобилей, которые могут самостоятельно двигаться в транспортных потоках — без участия человека. Вопрос очень непростой, требующий учета множества факторов, и не только информационных и технических, т. к., кроме безопасного для окружающих управления автомобилем, включает и необходимость передачи искусственному интеллекту решения комплекса морально-этических вопросов.
Например, что делать и кто будет нести ответственность за любое решение ИИ в такой аварийной ситуации: на дороге появился человек, перед которым транспортное средство не успевает затормозить. Сбивать нарушителя, направлять свой автомобиль с пассажирами на борту на обочину, встречную полосу, на разделительный отбойник? Пока глобально или хотя бы локально не приняты правила юридической (или даже уголовной) ответственности за решения ИИ в подобных ситуациях, будущее автономных транспортных средств непонятно, т. к. неопределенность правового статуса — вопрос слишком сложный и серьезный. Возможный путь решения — начать с выделенных участков дорог или территорий, на которых появление непредсказуемых транспортных средств, граждан и животных вне пешеходных переходов станет маловероятным, но таких мест практически нет.
Когда мы слышим о быстром приближении эпохи беспилотных автомобилей, включая роботакси и коммерческие грузовики, то никак нельзя забывать и о занятости населения — важном социальном вопросе. В большинстве стран профессия водителя является массовой. По данным Международного союза автомобильного транспорта, только водители грузовиков (не считая такси и пассажирских перевозок) могут составлять около 5% от общего числа занятых в развитых странах и 10% — в развивающихся. Так что, несмотря на глобальный дефицит водителей сегодня (см. рис.), беспилотники своим появлением на дорогах могут спровоцировать резкий рост безработицы. А это генерирует новые социальные и бюджетные проблемы. Поэтому, если быть реалистами, при обсуждении перспектив для рынка беспилотных автомобилей нужно признать, что это один из проектов достаточно далекого будущего.
Рисунок. Нехватка водителей-дальнобойщиков, 2023 г.
СМК присутствует как многофакторное явление на всех этапах разработки и создания автомобилей, производства и логистики, дистрибуции и работы дилерских сетей по продажам и обслуживанию, при эксплуатации, техобслуживании и ремонте, при организации вторичного рынка и утилизации. Не является тайной и то, что недостаточное внимание хотя бы к одному из этапов жизненного цикла транспортных средств создает серьезные проблемы любому автопроизводителю. Такие истории неплохо известны и находят отражение как в бизнес-кейсах, так и в литературе и кинематографе.
Наступивший в третьем десятилетии XXI в. новый этап жесткой конкуренции, когда китайский автопром перешел от внутреннего рынка к глобальной мировой экспансии, вполне может оставить за бортом тех, кто недорабатывает, в том числе в вопросах СМК. Активное внедрение инструментов ИИ в автомобилестроении дополнительно подчеркивает, что эта отрасль остается на передовых позициях и оперативно внедряет самые последние достижения науки и техники.
С появлением AGI (Artificial General Intelligence) — общего искусственного интеллекта, который, по мнению ведущих исследователей, «заменит среднего человека» и «возможности которого превзойдут человеческие», появится еще больше поводов для нового развития и улучшения дел в отрасли.
Окончание в следующем номере.
Вы узнаете о таких гранях использования ИИ в автобизнесе, как разработка, маркетинг, создание визуальных
концептов новых моделей, продажи, персонализация предложений и многое другое. А главное —
о рисках, которые стоит иметь в виду при принятии решений.
Иллюстрации, сгенерированные нейросетью,
предоставлены автором
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU