Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Юлия Лялюцкая,
управляющий партнер Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и партнеры»
Рассмотрим самые популярные риски предприятий, обращающихся за мерами поддержки.
|
Согласно пункту 1 ст. 9, 10 ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» субсидии могут предоставляться в целях стимулирования деятельности субъектов в сфере промышленности.
По смыслу приведенных положений законодательства использование юридической конструкции субсидий позволяет государству оказывать финансовую поддержку хозяйствующим субъектам в виде предоставления денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в тех случаях, когда это необходимо для решения публично значимых задач.
О том, сколько проектов остается без финансирования, можно косвенно судить по судебной практике. В одном из арбитражных дел, рассмотренных Верховным судом РФ, общество требовало взыскать с Минпромторга России и Минфина России сумму субсидии, предоставленной ему соглашением на основании приказа Минпромторга от 26.12.2016 № 4750 «О предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году». Субсидия подлежала выплате, но не была перечислена обществу в связи с «технической ошибкой», допущенной Федеральным казначейством.
Суды нижестоящих инстанций отказали обществу в понуждении госорганов к перечислению денег со ссылкой на то, что государство не может быть понуждено в предоставлении субсидий.
ВС РФ с такими доводами не согласился, указав, что заключение публично-правовым образованием (в лице уполномоченного органа) соглашения с хозяйствующим субъектом, которое содержит обязанность по предоставлению субсидии при выполнении определенных условий лицом, претендующим на получение финансовой поддержки, и принятие уполномоченным органом ненормативного правового акта о предоставлении субсидии в конкретном размере этому лицу, порождает у хозяйствующего субъекта право на получение денежных средств — имущественное право, которое подлежит судебной защите.
Произвольный отказ публично-правового образования от исполнения договора, заключенного с получателем субсидии, и (или) принятого уполномоченным органом решения о предоставлении субсидии, не связанный с отсутствием денежных средств для осуществления этих бюджетных ассигнований, не соответствует принципам верховенства права, юридического равенства, поддержания доверия к закону и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, а значит, не может быть признан допустимым. Суд счел отказ госоргана от исполнения договора и решения о предоставлении субсидии произвольным и нарушающим права хозяйствующего субъекта.
За кадром судебного акта осталась самая важная информация: удалось ли обществу реализовать соглашение о предоставлении субсидии в части достижения требуемых показателей? Ведь на получение одного только положительного решения о перечислении денежных средств потребовалось два полных года судебных процессов.
Этот пример судебной практики показывает нам главное: до рассмотрения проекта и заключения соглашения о предоставлении субсидии производители не могут понудить государство предоставить финансирование их проектов.
Однако после заключения договора обязанность перечисления денежных средств является незыблемой и должна быть исполнена государством. Одновременно с этим получатель субсидии принимает на себя обязанности достичь показателей производства, предусмотренных соглашением.
Эта обязанность производителей подводит нас ко второй категории споров, рассматриваемых судами.
Показатели результативности проекта определяются соглашением и Правилами предоставления субсидий. Так, например, согласно п. 26 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям результативность определяется в ходе анализа двух критериев, стоимостного и количественного. Простыми словами: общество, получившее субсидию, должно произвести и реализовать в установленный соглашением срок не менее определенного количества продукции на сумму, превышающую предоставленную субсидию не менее чем в 10 раз.
Недостижение показателей результативности предоставления субсидии в течение срока, установленного соглашением, является ненадлежащим исполнением и влечет за собой возврат субсидии в доход федерального бюджета в части, пропорциональной величине недостижения указанных показателей в стоимостном выражении от общего объема субсидии.
Каждый из показателей (стоимостный и количественный) имеет вес 50% в общей результативности. Если вы смогли соблюсти только один из критериев, чаще стоимостный, но не достигли количественных показателей, то соглашение будет считаться неисполненным пропорционально количественному критерию.
В судебной практике таких дел немного, но практически все производители, исполняя соглашение и выстраивая свою линию судебной защиты, делают одну и ту же ошибку: забывают про вес показателей. Результатом такого просчета являются решения судов, обязывающие вернуть существенную часть полученных денежных средств.
В соответствии с пп. 1 и 3 ст. 17 Закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, государство оказывает поддержку хозяйственной и (или) иной деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях охраны окружающей среды. Господдержка деятельности по внедрению НДТ и иных мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду может осуществляться посредством предоставления льгот в отношении платы за НВОС в порядке, установленном законом и нормативными правовыми актами РФ.
Согласно п. 11 ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ из суммы платы за НВОС вычитаются затраты на реализацию мероприятий по его снижению, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за НВОС раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества. Затратами на реализацию мероприятий по снижению НВОС признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных п. 4 ст. 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или в Программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ).
Расчет размера корректировки платы за НВОС необходимо осуществлять по правилам, которые действовали в момент возникновения соответствующих правоотношений сторон, то есть в момент подачи заявления о корректировке платы [1].
Невозможность зачета затрат на природоохранные мероприятия в пользу платы за НВОС представляется производителям одним из самых серьезных рисков. Требования Росприроднадзора к предприятиям только подтверждают такие опасения. Нередки ситуации, когда Росприроднадзор отказывает в зачете таких расходов по надуманным обстоятельствам или в силу правовых оснований, не имеющих отношения к указанной ситуации.
Однако суды в большинстве случаев встают на сторону промышленности, отменяя ненормативные акты Росприроднадзора как незаконные. Если предприятие правильно исчислило размер затрат и применило их в соответствующий период, у него есть все основания для судебной защиты.
[1] Определение Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2018 № 306-КГ17–19046
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU