Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
В течение года мы, эксперты в области наилучших доступных технологий (НДТ) совместно с коллегами из адвокатского бюро «Щеглов и партнеры», раскрывали для вас тему перехода на НДТ. Надеемся, что кто-то увидел для себя новые перспективы, а кто-то задумался о необходимости перемен. В заключительном выпуске мы позволим себе оглянуться назад, чтобы вспомнить, с чего всё начиналось, и заглянуть вперед, предположив, как будет развиваться переход к новому технологическому укладу. Мы верим, что внедрение НДТ — это лишь первый шаг к более глубоким преобразованиям в отношениях между бизнесом, государством и обществом. Благодарим редакцию журнала за возможность делиться с вами опытом и вдохновлять на изменения.
Подходит к концу 2024 год — юбилейный год перехода к наилучшим доступным технологиям. Святки и Крещение не за горами, пора мечтаний и гаданий… Погадаем и мы.
|
|
Вернемся на 10 лет назад — именно столько прошло с момента принятия Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ», который положил начало переходу к наилучшим доступным технологиям. Принятию закона предшествовало обнародование распоряжения Правительства РФ от 19.03.2014 № 398‑р «Об утверждении комплекса мер, направленных на отказ от использования устаревших и неэффективных технологий». Запомним связь: отказ от устаревших технологий, переход к НДТ, изменения в нескольких ветвях законодательства (начиная с природоохранного).
Фактически в 2014 г. Минприроды России выступило с инициативой реформирования сложившегося еще в 1980–1990‑е гг. института государственного регулирования промышленности в сфере охраны окружающей среды. Необходимость такого шага назрела в том числе и потому, что официальная отчетность предприятий зачастую расходилась с реальным положением дел. «Кому она нужна, ваша правда?» — этот риторический вопрос нередко можно было слышать в управленческом дискурсе. И всё же 10 лет назад по взаимному согласию регуляторов и бизнеса было решено в первой редакции информационно-технических справочников (ИТС) по НДТ определить точку отсчета, установив реалистичные, технологически достижимые (а не чрезмерно жесткие, компенсируемые невозможностью выполнения) требования, иными словами, объявить так называемую экологическую амнистию. Решено было и процесс выдачи разрешений сделать более прозрачным.
Казалось бы, ситуация классическая: верхи не могут управлять как прежде, а низы не хотят жить по-старому, а значит, созданы условия для победы НДТ? И да и нет. Лукавство очень глубоко въелось в отношения верхов и низов, а мировоззренческие устои меняются непросто.
Первые ИТС НДТ с реалистичными показателями были выпущены уже в 2015 г., а в 2016‑м стартовали отраслевые деловые игры. Да-да, именно ролевые игры. Писали сценарии, разрабатывали процедуру выдачи комплексных экологических разрешений (КЭР), косплеили ФОИВы (федеральные органы исполнительной власти). Сотрудники Минприроды говорили от имени общественности, а представители предприятий, открывавших свои площадки и документы для деловых игр, — от имени инспекторов Росприроднадзора. Пожалуй, только эксперты редко меняли костюмы: формировалось экспертное сообщество по наилучшим доступным технологиям, и каждая позиция, вокруг которой шла деловая игра, обосновывалась всерьез и до мельчайших деталей.
От Рязани до Красноярска, от Архангельска до Астрахани, в городах и промышленных центрах обсуждали вероятные ситуации, входили в образы лиц, принимающих решения (ЛПР), в Росводресурсах, Росгидромете, Росприроднадзоре, Роспотребнадзоре. С каждым шагом ЛПР (вернее, надзорных органов, участие которых изначально виделось в процедуре выдачи КЭР), становилось всё меньше. Со всей страстью и прямотой говорили о том, где видят капканы и пропасти. И — мечтали: вот станет процедура прозрачной, вот услышат заинтересованные стороны друг друга, вот будут читать заявки эксперты-технологи, понимающие, что может принести модернизация процесса производства с точки зрения предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. Вот заменит одно КЭР все разрешения на выбросы, сбросы, размещение отходов… Игры как спектакли: живут, пока волнуют зрителей.
ГЛОССАРИЙ
|
Постепенно были выпущены нормативные правовые акты, утверждено первое поколение ИТС НДТ, одобрены первые программы повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Первые 16 КЭР были выданы в 2019 г. Именно благодаря пилотным объектам стало понятно, что необходимо доработать и оптимизировать. Так появилась и реализовалась идея рассмотрения заявок на КЭР и проектов ППЭЭ с использованием государственной информационной системы промышленности. Было принято решение о досрочной актуализации ИТС НДТ. Почему?
Во-первых, при разработке первого поколения справочников многие промышленные предприятия предпочли отмолчаться, не заполнять анкеты, не раскрывать информацию. Во-вторых, стало понятно, что при всей важности показателей эмиссий необходимо перенести акцент на решения, встроенные в основные технологические процессы, которые обеспечивают повышение ресурсной эффективности и сокращение потерь.
Почему промышленные предприятия заняли выжидательную позицию? Надеялись, что никакого перехода к НДТ не будет: поговорят-поговорят, да и оставят всё как есть. Но наступило время готовить заявки на КЭР, и налетел шквал писем и звонков: «Мы себя в справочнике не нашли, о нашей технологии в ИТС ничего не сказано!» Дальше — больше: вместо участия в разработке и обсуждении ИТС предприятия, оказывается, в течение нескольких лет ждали, что именно их технологические процессы исключат из областей применения НДТ.
Для 300 объектов, вклад которых в негативное воздействие на окружающую среду, по оценкам Минприроды России, составлял 60%, был установлен срок получения КЭР — 31 декабря 2022 г. Позднее, в связи с изменениями на мировой арене, они получили право подавать заявки до 1 января 2025 г. В целом к началу 2025 г. более 5500 объектов негативного воздействия на окружающую среду (НВОС) должны получить комплексные экологические разрешения или как минимум подать заявки. В ноябре 2024 г. более 2 тыс. предприятий еще ни разу не обратились за КЭР. То есть промышленные предприятия разделились на тех, которые серьезно отнеслись к НДТ, участвовали в разработке НПА и справочников, занялись модернизацией производства, — и всех остальных. Немного статистики:
А что же те, кто ни разу не подал заявку? Одни не успели провести инвентаризацию, систематизировать необходимые материалы, а другие вообще не разобрались в новых требованиях. Привычка откладывать серьезные дела на последний момент привела к напряженной ситуации с подготовкой заявок на КЭР: их количество существенно возросло, но при этом документы сделаны небрежно, что не может не приводить к значительному числу отказов. Таким образом, появляется еще один повод повздыхать (а то и покричать): «Мы пытались, нам отказали».
Исключения есть: мы знакомы с руководителями, которые приняли решение сначала завершить модернизацию производства, а потом «выйти на КЭР» уже без проекта ППЭЭ, «в белом», как говорит один технический директор. Знакомы мы и с теми, кому пришлось пережить существенную перестройку бизнеса, отказаться от ставших нереалистичными проектов, от планов по замене оборудования. Вы тоже знаете таких? Но ведь их не две тысячи и даже не полторы, не так ли?
Если проанализировать причины отказов в выдаче КЭР, то станет понятно, что бóльшая часть замечаний не связана с НДТ, т. е. с ядром нового регулирования. Разработчики заявок допускают ошибки в расчетах нормативов допустимых сбросов и выбросов загрязняющих веществ I–II классов опасности, в обоснованиях нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и в проектах программ производственного экологического контроля.
Возникает вопрос: а как же раньше оформлялись такие привычные для всех разделы разрешительной документации? Ведь разрешения у всех были, и «начальство было довольно». Конечно, нельзя не принимать во внимание и не всегда своевременную корректировку различных методик и правил, неоднозначность применения которых ситуацию не упрощает. Но цифровизация дает результат — взаимодействие органов государственной власти и промышленности стало более прозрачным.
Повторим: одной из главных идей перехода на НДТ было определение точки отсчета — предприятиям предложили предоставить реальную информацию о состоянии «экологических дел» для установления выполнимых требований законодательства, которые в дальнейшем планировалось прогнозируемо ужесточать. «Да кому она нужна, эта ваша правда?» — в свете обозначенных Президентом России национальных целей по достижению экологического благополучия и технологического лидерства правда нужна и государству, и обществу, и ответственной промышленности. Всем заинтересованным сторонам была предоставлена уникальная возможность создавать новое регулирование в диалоге. Получается, что те 2000+ объектов НВОС, которые еще ни разу не подали заявку на КЭР, но громко кричат о том, что это невозможно, сами себя перехитрили.
Не исключено, что предприятия уповали на помощь «всемогущих» консультантов, среди которых есть и те, кто набрал пачки заказов, не имея в штате квалифицированных специалистов. Время летит, и разработчики заявок не успевают справиться с взятыми на себя обязательствами. «Надежные источники сообщили нам, что сроки получения КЭР будут сдвинуты», — утверждают одни консультанты. «Справочники плохие», — заявляют другие. «Мы обеспечим вам переход из I во II категорию», — обещают третьи.
Можно возразить, что ответственные предприятия не стали бы обращаться к таким консультантам-разработчикам. Но ситуации складываются по-разному, есть и отраслевые особенности, и региональные, и сила привычки — с обоснованием границ санитарно-защитных зон справлялись, значит, и здесь справятся. Однако переход на НДТ задумывался как система стимулов для эколого-технологической модернизации промышленности, а условия разрабатывались с расчетом на добросовестных и ответственных участников.
С получением КЭР самое интересное только начинается: наилучшие доступные и перспективные технологии войдут и уже входят в повседневную жизнь, в систему стратегического планирования тысяч предприятий.
Эволюция технологий — процесс объективный, сложный, увлекательный. Инициативному просветительскому проекту «Энциклопедия технологий», в каждом томе которого в популярной форме рассказывается о промышленных технологиях, в 2024 г. исполняется пять лет. Работая над этой энциклопедией, мы не могли не подойти к вопросу высоких технологий и высокотехнологичной продукции. Известны различные перечни, с применением которых такая продукция производится, — как действующие, так и разрабатываемые, как российские, так и евразийские или подготовленные Организацией экономического сотрудничества и развития. Перечни, где получают отражение приоритеты, упоминаются критерии (скажем, затраты на НИОКР), но которые по сути своей являются длинными списками…
При чем здесь наилучшие доступные технологии? При чем здесь будущее? И почему не следует останавливаться?
Во-первых, развитие концепции НДТ и подготовка ИТС убедили нас в том, что следует не перечислять, а создавать систему критериев, анализировать технологии и определять решения, которые сегодня являются НДТ. О системе критериев, процедурах определения НДТ, сопоставительном анализе технологий (бенчмаркинге) мы уже рассказывали на страницах Business Excellence.
Во-вторых, через несколько лет технологии, нареченные сегодня НДТ, таковыми считаться уже не будут. Доказательство тому — последовательное исключение из актуализированных ИТС технологий, от которых предприятия уже отказались или отказываются. Так, например, исключена из НДТ производства алюминия технология Содерберга; в скором времени статус НДТ потеряют получение хлора и щелочей ртутным методом, хлорное беление целлюлозы и др.
Но со временем ученые опубликуют статьи о неведомых нам сегодня свойствах веществ и материалов, ожидания потребителей изменятся, заинтересованные стороны усмотрят какие-нибудь недостатки или не использованные инженерами и технологами возможности, а законодатели примут новые акты. Наступит новый виток эволюции технологий.
Останавливаться не то что не следует — останавливаться просто нельзя.
РЕМАРКА АДВОКАТОВПосле выдачи КЭР всё только начинается. Мы будем рядом |
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU