Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

От надзора к профилактике

«Business Excellence» Февраль 2025

Рубрика: Безопасность
Автор(ы): Оксана Лигай

В 2022 г. вступил в силу мораторий на плановые проверки контрольно-надзорными органами в части пожарной, промышленной безопасности и охраны труда до 2030 г. Государство перестраивает работу в этой сфере с надзорного принципа на профилактический, предполагающий рискориентированный подход. Проверок стало меньше, что снижает нагрузку на бизнес. Но расслабляться не стоит, а тем более — пускать на самотек организацию безопасности на производстве. Разберем, как законодательные изменения в области безопасности могут отразиться на бизнес-процессах.


Оксана Лигай  

До недавнего времени об организации безопасности на предприятии было принято вспоминать перед визитом проверяющего из какого-нибудь ведомства. Что при этом обычно происходило? Сотрудник, отвечающий за безопасность, приводил в порядок необходимые документы, следил, чтобы на глаза инспектору не попались грубые нарушения, — и о вопросах безопасности забывали до следующей проверки. При таком подходе главное, что мотивировало заботиться о безопасности на производстве, — риск штрафа или приостановки деятельности.

Сейчас государство стремится уйти от такой практики, сформировать новую культуру взаимоотношений бизнеса и проверяющих ведомств. Контрольно-надзорные органы больше не стоят над душой у предпринимателя, вынуждая соблюдать положенные нормы. Бизнес должен сам озаботиться вопросами безопасности: организовывать систему профилактики несчастных случаев, контролировать эффективность этой системы с помощью регулярных внутренних проверок и осознанно инициировать внешние профилактические визиты. При таком подходе предприятия получают больше самостоятельности в выборе принципов, по которым будет организовываться контроль. При этом от них ожидаются более высокий уровень осознанности и ответственное отношение к профилактике несчастных случаев.

По статистике, за первые девять месяцев 2024 г. в России ежедневно горело 22 производственных объекта1. За этими цифрами — испорченное имущество, возмещение убытков, суды, а самое печальное — человеческие жизни. Зачастую подобных рисков можно избежать, если учесть их при принятии важных бизнес-решений. На каком этапе руководителю надо задуматься о требованиях безопасности? Разберем этот вопрос на примерах.

Пример 1

Новый объект

Компания растет и ищет новое помещение под свои задачи. Возможно, увеличился штат, и нужен новый офис. Или понадобился дополнительный склад для хранения продукции. Компания либо приобретает и переоборудует помещение под себя, либо ищет подходящий вариант в аренду. Что при этом важно учесть?

У любой организации есть запланированный вид деятельности. С точки зрения безопасности это накладывает определенные ограничения на помещение, в котором эта деятельность будет проводиться. Каждый сценарий использования имеет свои требования к оснащению и конструктивным особенностям помещения.

Неважно, о чем идет речь: медицинский кабинет, склад горюче-смазочных материалов или простой офис, — у каждого из этих объектов будут свои требования к вентиляции, системе пожаротушения, отделочным материалам, количеству эвакуационных выходов и т. д. Всё это важно учитывать при формулировании критериев выбора нужного помещения. Привлекая на этом этапе ответственного за безопасность, можно собрать и систематизировать все требования и избежать ошибок при подборе объекта, а в случае необходимости планово заложить расходы на его переоборудование.

Если же специалист по безопасности подключился к проекту только на этапе ввода объекта в эксплуатацию, то зачастую приходится разбираться с уже допущенными ошибками. Искать новое помещение, переезжать, переделывать ремонт, докупать оборудование, для которого еще надо выделить место, — всё это влечет незапланированный рост затрат и затягивает сроки подготовки помещения. Игнорировать требования безопасности тоже не выход. В случае пожара или несчастного случая собственник бизнеса не только понесет прямые убытки, но также может быть привлечен к ответственности за нарушение требований законодательства.

Пример 2

Новые виды работ

Строительная организация пользовалась услугами подрядчика для сборки и разборки лесов. Руководитель хочет сэкономить средства и выполнять эти работы своими силами, хотя ранее никто в компании этим не занимался. Предположим, что перед принятием такого решения он посоветуется со специалистом по охране труда. Что это ему даст?

Руководитель узнает реальную стоимость нового вида работ, в которую входит не только заработная плата сотрудников, но и целый ряд сопутствующих расходов: медосмотры, обучение в аккредитованном учебном центре, закупка оборудования и специальных средств защиты, проведение оценки профессиональных рисков и внеплановой специальной оценки условий труда (СОУТ), разработка должностных инструкций и других документов по охране труда. Возможно, после оценки всех расходов, которые предстоит включить в стоимость рабочего места, окажется, что услуги подрядчика обойдутся предприятию дешевле (см. рис.).

Ситуация осложнится, если с новым видом работ поменяется и класс опасности производства. К примеру, компания занимается изготовлением металлической мебели для лабораторий и хочет проводить у себя в цеху покраску деталей, чтобы не привлекать подрядчика и снизить себестоимость продукции.


Рисунок. 
Кроме заработной платы в стоимость рабочего места для работ на высоте входит целый ряд других затрат

Если руководитель, оценивая перспективы внедрения нового вида работ, привлечет к обсуждению специалиста по безопасности, то узнает, что порошковая покраска относится к пожаро- и взрывоопасным видам работ. А значит, предполагает более строгие требования к вентиляции, системе пожаротушения, размерам помещения и многим другим параметрам системы пожарной и промышленной безопасности. С учетом всех затрат стоимость продукции может не только не снизиться, а, наоборот, возрасти.

Корни проблемы

Как показывают приведенные примеры, изучать риски безопасности нужно как можно раньше, желательно еще на стадии формулирования управленческого решения. Но зачастую специалиста по безопасности подключают к работе, когда решение не только принято, но и реализовано, так что остается только бороться с последствиями. Почему так? У этого есть две основные причины.

Первая причина субъективная. Многие руководители всё еще убеждены, что специалист по безопасности нужен для прохождения проверок и его надо приглашать в самом конце, только чтобы правильно оформить документы. Далеко не везде созрело понимание, что сейчас главная задача такого специалиста — помочь выстроить целостную и эффективную систему безопасности, а также уберечь компанию от бизнес-рисков, связанных с принятием неверных решений.

Вторая причина носит объективный характер. Ответственные за безопасность сотрудники обычно досконально разбираются в тех областях, с которыми работают регулярно. В то же время, чтобы вникнуть в детали сопровождения нового объекта или вида работ, специалисту придется потратить много сил и времени. В этих условиях невозможно быстро проверить новую гипотезу, найти достоверную и полную информацию о направлении, которым компания ранее не занималась, а время подчас является самым ценным ресурсом для бизнеса.

Решить эту проблему можно с помощью современных цифровых инструментов. Как именно — разберем на примере Реестров нормативных требований (РНТ) цифровой платформы «Техэксперт».

Сила технологий

Как обычно специалист по безопасности работает с нормативной базой, если компания осваивает новое направление? Сначала изучает нормативную документацию. Причем ради конкретного положения, относящегося непосредственно к рабочей задаче, подчас приходится просматривать многостраничные документы. Чтобы свести воедино нужную информацию, сотрудник копирует в отдельный файл необходимые отрывки и далее будет работать уже с конкретными положениями, оторванными от документа-источника.

Недостатки такого подхода очевидны. Помимо того что специалисту приходится перерабатывать огромный пласт нормативной документации, сам итоговый список может содержать 100 и более фрагментов. Это значит, что надо 100 раз повторить одни и те же действия: выделить текст — копировать — вставить. Именно такая механическая работа отнимает уйму времени и провоцирует ошибки.

Кроме того, списки требований быстро устаревают. Чтобы проверить их актуальность, надо с определенной периодичностью по каждому положению найти актуальную версию документа-источника, обнаружить в нем нужный фрагмент текста и убедиться, что норма закона не изменилась. Тем не менее такие списки ценят и передают по наследству от специалиста к специалисту, ведь искать, интерпретировать и структурировать информацию с нуля — огромная неблагодарная работа.

А что, если всю механическую работу по поиску требований и их сбору в единый реестр возьмет на себя программа? А потом сама проверит, не устарели ли требования, и предупредит об изменениях? Человек при этом будет задавать параметры поиска и указывать, в какую папку следует сохранить итоговую подборку. Это примерный принцип работы Реестров нормативных требований на цифровой платформе «Техэксперт».

В сфере производственной безопасности на платформе представлены четыре Реестра требований по направлениям: пожарный надзор, охрана труда, ГО и ЧС, промышленная безопасность.

Все входящие в Реестр требования размечены кодами четырех общих для всех таких реестров справочников: «Контрольный (надзорный) орган», «Сфера регулирования», «Вид контроля (надзора)», «Категории лиц, обязанных соблюдать обязательные требования». Кроме того, для каждого Реестра добавлен целевой классификатор по направлению: «Виды объектов защиты (пожарная безопасность)», «Виды деятельности (охрана труда)», «Виды ОПО (промышленная безопасность)», «Виды критически важных объектов (ГО и ЧС)». Сортировка по этим классификаторам позволит ответственным за безопасность лицам быстро найти ответы на главные вопросы: какие именно требования из огромного пула относятся именно к нашей организации? какие обязанности возложены лично на меня?

Переходя от общего описания РНТ «Техэксперт» к конкретным примерам, рассмотрим, как в Реестрах будет выглядеть поиск требований безопасности по новому направлению деятельности. Для начала человек ищет нужную информацию в реестре уже выделенных требований. При необходимости он может перейти в документ-источник, откуда выделено требование, и изучить его. Все нужные требования можно перенести в подборку, создав отдельную под каждую задачу. Далее сотрудник может работать уже непосредственно с этими подборками: уточнять сведения, отслеживать актуальность требований, формировать на их основе организационно-распорядительные документы, создавать должностные инструкции и т. д.

Еще один важный для работы специалиста сервис, интегрированный в РНТ в области производственной безопасности, — это «Пользовательские проверочные листы». Сервис позволяет создавать собственные проверочные листы на основе сформированных при работе с РНТ подборок требований. С их помощью специалист может осуществлять внутренние проверки различных объектов на соответствие требованиям и фиксировать результаты этих проверок непосредственно в системе «Техэксперт».

Таким образом, сталкиваясь с новой задачей, специалист сможет быстро найти все необходимые сведения, оперативно сформировать список актуальных требований и подготовить на его основе чек-лист для руководителя: что важно учесть при принятии управленческого решения. Руководитель, в свою очередь, отправляясь, например, осматривать новое помещение, может на месте оценить его на соответствие необходимым нормам.

Благодаря таким цифровым инструментам, как Реестры требований, можно заранее спрогнозировать затраты и риски планируемых изменений, что позволит лучше контролировать результаты своего выбора и избежать потери ресурсов.

Подводя итоги

В современных условиях государство подталкивает бизнес-сообщество самостоятельно выстраивать систему профилактики несчастных случаев на местах, без оглядки на надзорные органы. Предприятиям предстоит переходить к систематической работе по созданию и поддержанию бизнес-процессов в области промышленной, пожарной безопасности и охраны труда. И делать это надо уже сейчас, не дожидаясь отмены моратория в 2030 г. Ведь одновременно с повышением степени свободы компаний в этих вопросах растет и уровень их ответственности.

В таких обстоятельствах цена несвоевременной или неполной информации может оказаться крайне высокой. Где и как брать нужные сведения — вопрос, которым стоит озаботиться заранее, еще до того, как придется платить за последствия. Ошибка может стоить кратно больше, чем затраты на качественные информационные инструменты.




1 В расчете учитывались данные по количеству пожаров за первые девять мес. 2024 г. на всех типах поднадзорных объектов за исключением категорий «Жилой сектор» и «Другие объекты пожара» («Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 9 месяцев 2024 года»). [Электронный ресурс] // МЧС России. 2024. URL: https://raion.gorodperm.ru/upload/versions/15942/33865/Analiz_obstanovki_s_pozharami_i_ih_posledstvi.... (дата обращения: 20.01.2024)


01.02.2025

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU