Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Природоохранное законодательство регулярно обновляется, и 2025 г. не стал исключением. Часть изменений вступила в силу 1 января и 1 марта, остальные ожидаются 1 сентября — именно в эти даты зачастую начинают действовать документы, регулирующие деятельность предприятий в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Как избежать хаоса в рабочих процессах и использовать законодательные изменения, чтобы навести порядок в документации, — эксперты рассказали на Неделе «Техэксперт».
Консорциум «Кодекс» в пятый, юбилейный раз провел онлайн-конференцию «Неделя «Техэксперт», которая собрала в едином пространстве для обмена опытом специалистов разных областей и ведущих отраслевых экспертов. Генеральным партнером мероприятия в 2025 г. выступило РИА «Стандарты и качество».
Информационными партнерами секции стали комитет Российского союза промышленников и предпринимателей по промышленной политике и техническому регулированию, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, ассоциация «Компетентность и качество», учебные центры «Содействие», «МАЭБ», «ЦНТИ Прогресс», социологическое агентство «Монитор», информационный портал «PRO-качество» и журналы «Оборудование. Разработки. Технологии», «Техсовет премиум» и «PRO безопасность».
С докладами выступили известные экологи-эксперты из разных регионов России. Они поделились своим опытом и дали практические советы для предприятий-природопользователей о том, как правильно имплементировать нововведения в бизнес-процессы.
|
С 1 сентября 2024 г. изменился не только процесс получения положительного заключения государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), но и сам перечень объектов ГЭЭ. Несмотря на то что изменения были введены во второй половине прошлого года, практическая база начала складываться только сейчас, а сами нововведения до сих пор вызывают много вопросов у специалистов.
Об особенностях получения положительного заключения ГЭЭ с 2025 г. рассказал Михаил Улитин, эксперт в области охраны окружающей среды, природопользования и санитарноэпидемиологического благополучия населения линейки систем «Техэксперт» по направлениям «Экология» и «Санитарные нормы и правила». Спикер предоставил слушателям рабочий алгоритм процедуры (рис. 1).
Рисунок 1. Алгоритм процедуры получения ГЭЭ
Для начала нужно понять, требуется ли для вашего проекта ГЭЭ. Это можно выяснить, изучив проектную документацию. Перечень объектов федерального уровня, которые подлежат ГЭЭ, указан в ст. 11 Федерального закона № 174‑ФЗ от 23 ноября 1995 г., а объекты регионального уровня — в ст. 12 того же закона.
Следующий шаг — подготовка документов. Для каждого объекта, подлежащего ГЭЭ, существует свой список необходимых бумаг, который утвержден приказом Минприроды России № 283 от 8 мая 2024 г.
Подавать документы нужно в электронном виде через «Единый портал госуслуг» или личный кабинет природопользователя. Порядок подачи регулируется Административным регламентом, утвержденным приказом Росприроднадзора № 923 от 31 июля 2020 г.
ГЭЭ начинается в течение пяти рабочих дней после оплаты и предоставления полного пакета документов. Срок проведения экспертизы, если законом не установлено иное, не должен превышать 42 рабочих дня. Экспертиза считается завершенной, когда утверждается заключение, подготовленное экспертной комиссией.
Соблюдение всех этих этапов поможет пройти ГЭЭ без задержек и избежать штрафов, которые могут достигать 250 тыс. руб.
Практически любое предприятие образует твердые коммунальные отходы (ТКО), которые необходимо передавать региональному оператору. Одним из важных требований является ведение коммерческого учета ТКО — именно на его основе рассчитывается сумма платы за эту услугу. Хотя часть нормативных документов начала действовать еще с 2023 г., тема остается актуальной и продолжает вызывать вопросы у всех участников процесса.
С 1 сентября 2024 г. действуют новые правила учета ТКО, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2024 г. № 671 «О коммерческом учете объема и (или) массы твердых коммунальных отходов». Ранее действовавшие правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505, регулировавшие коммерческий учет объема и (или) массы ТКО, не решали спорные вопросы, связанные с выбором метода учета.
В актуальных требованиях коммерческого учета ТКО помогла разобраться Лилия Калмыкова, практикующий инженер-эколог, член Национальной экологической аудиторской палаты (рис. 2).
Рисунок 2. Новые правила коммерческого учета ТКО
Новые правила сохранили два метода учета ТКО — по нормативам и по фактическому образованию отходов, но для расчета «по факту» введены дополнительные условия. Приоритетным методом учета теперь является тот, который утвержден региональными властями. В большинстве случаев применяется учет по нормативам накопления, а для перехода на учет по фактическому образованию отходов необходимо письменное согласование с региональным оператором.
Уточнены правила учета ТКО для разных категорий потребителей: жителей многоквартирных домов, садовых товариществ (СНТ), индивидуальных жилых домов (ИЖС) и владельцев нежилых помещений. Для потребителей, использующих общую контейнерную площадку, предусмотрена возможность определения доли каждого участника в общем объеме отходов.
Анализ изменений показывает, что для реализации некоторых положений новых правил потребуется внесение корректировок в другие нормативные акты, регулирующие обращение с ТКО: необходимо пересмотреть нормативы накопления, обновить территориальные схемы и актуализировать правила обращения с твердыми коммунальными отходами. Правильный выбор и использование метода учета позволит компаниям-природопользователям избежать штрафов до 250 тыс. руб. за нарушения требований законодательства.
В 2023–2024 гг. в сфере правового регулирования недропользования произошли значительные изменения, затронувшие новые обязанности недропользователей (рис. 3). Также усилился надзор за этой деятельностью. Практические аспекты изменений разобрала Юлия Юрченко, руководитель экологической группы Сибирского офиса ООО «Пепеляев Групп», эколог-аудитор и эксперт ГЭЭ Росприроднадзора. Она выделила ключевые нововведения, среди которых расширение перечня индикаторов риска и повышение категории риска для некоторых недропользователей, рост ставок регулярных платежей, изменения в условиях и порядке их взимания. Она также рассмотрела новые требования, касающиеся обращения с отходами недропользования.
Рисунок 3. Ответственность недропользователя
Анализ изменений в регулировании показывает, что, разрешая использовать недра и отходы, законодатель вводит строгие ограничения и требования. Их выполнение жестко контролируется, а административные процедуры усложняются, что замедляет правоприменительную практику. Недропользователи избегают внедрения новшеств из-за правовых и экономических рисков. Помимо законодательства о недрах они обязаны соблюдать нормы земельного и природоохранного права, нарушение которых может привести к значительным финансовым последствиям, включая взыскание ущерба за экологический вред.
Конституционный суд РФ уже принял ряд актов, которые необходимо учитывать при осуществлении недропользования. В таких условиях глубокое знание новых требований и правоприменительной практики становится не просто преимуществом, а необходимостью. Это позволяет минимизировать риски, связанные с хозяйственной деятельностью, грамотно организовать процессы, корректно рассчитать и внести регулярные платежи, а также наладить работу с отходами.
|
Компании, занимающиеся производством или импортом товаров, ежегодно обязаны либо утилизировать отходы, образующиеся после утраты этими товарами потребительских свойств, либо оплачивать экологический сбор (экосбор).
Тема расширенной ответственности производителей (РОП) и экологического сбора остается актуальной и сложной по нескольким причинам:
Последние два года также внесли свои коррективы в природоохранное законодательство, что породило у экологов еще больше вопросов. Что именно изменилось и как теперь правильно организовать работу? Куда и в какие сроки сдавать отчетность? Как Росприроднадзор отслеживает, отчиталось ли предприятие? Где взять необходимые данные, у кого их запросить внутри компании?
По этим вопросам участники конференции получили разъяснения Ольги Захаровой, эксперта «Контур. Экстерн» по отчетности в Росприроднадзор (рис. 4):
1. В апреле 2025 г. предприятиям предстоит отчитаться по экосбору сразу за два периода — 2023 и 2024 гг.
2. За товары и упаковку, реализованные с 1 января по 31 декабря 2023 г., отчет и расчет необходимо подать до 15 апреля 2025 г. по старым правилам РОП (в соответствии с Федеральным законом № 89-ФЗ от 24 июня 1998 г. без учета изменений, внесенных Федеральным законом № 451-ФЗ от 4 августа 2023 г.).
3. Декларацию за 2024 г. подавать не нужно, так как она не предусмотрена новыми правилами. По старым правилам ее следовало представить до 15 апреля 2024 г., и именно на ее основе формируется отчетность за 2024 г. (за массы, реализованные в 2023 г.).
4. 15 апреля 2025 г. впервые отчитываться за упаковку будет ее производитель, а не производитель товара в этой упаковке. Однако, если производитель товара самостоятельно изготавливает упаковку, он продолжит включать ее в свою отчетность.
5. Для импортеров шин, стиральных машин и некоторых видов упаковки из стран, не входящих в ЕАЭС, введен эксперимент. Он предполагает предоставление банковских гарантий или договоров поручительства либо уплату экосбора и сдачу отчетности в Росприроднадзор до выпуска товаров таможней на территорию РФ.
6. С 2024 г. Федеральная таможенная служба передает данные о таможенных операциях в Росприроднадзор, что делает систему более прозрачной и контролируемой.
7. С 2024 г. договоры на выполнение нормативов утилизации можно заключать только с компаниями, включенными в реестр утилизаторов. В противном случае выполнение нормативов не будет засчитано. Форма акта утилизации, который теперь необходимо прикладывать к отчетности, изменилась.
8. Введен конвертер, который позволяет четко определить, утилизация каких отходов засчитывается в выполнение нормативов и какая продукция должна быть получена в результате утилизации.
9. Утилизаторы теперь обязаны ежеквартально отчитываться о своей деятельности: какие договоры заключены, сколько отходов утилизировано и сколько энергоресурсов на это затрачено.
10. С 2024 г. изменился порядок применения понижающего коэффициента. Теперь его можно использовать не только для упаковки, но и для товаров при условии, что они произведены из вторсырья, полученного на территории РФ. Однако для этого необходимо подтверждение Минпромторга России, иначе применение коэффициента невозможно.
11. Все экспортные операции, уменьшающие сумму экосбора, должны быть подтверждены отдельными формами отчетности.
С 2024 г. Росприроднадзор получил возможность штрафовать предприятия без проведения выездных проверок, если есть данные о совершении нарушений в части экосбора. Следовательно, риск ошибки в отчетности также значительно возрастает — при подготовке отчетов, а также сборе исходных данных на предприятии экологу стоит быть предельно внимательным как к кодам товаров и упаковки, так и к массам, которые включаются в отчеты.
Обновленная модель РОП уточняет критерии и условия, которые помогут предприятиям соблюдать экологические нормы и избегать штрафов, правильно оформить и предоставить необходимую отчетность и рассчитать экологический сбор, чтобы избежать штрафов до 500 тыс. руб.
Рисунок 4. Отчетность в рамках РОП с 2024 г.
Рекомендации экспертов — это стратегический ресурс, который позволит специалистам не только снижать риски, но и выстраивать долгосрочное планирование бюджета экологической безопасности. В условиях динамично меняющихся нормативных требований такие компетенции перестают быть просто конкурентным преимуществом — они становятся обязательным условием для обеспечения устойчивого развития бизнеса. Поэтому Неделя «Техэксперт» из года в год собирает на одной площадке отраслевых профессионалов и специалистов, объединяя их усилия в создании будущего отечественной промышленности.
|
Обзор «Итоги Недели «Техэксперт»: законодательные изменения для современной промышленности»
читайте в журнале «Стандарты и качество» № 4/2025.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU