Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Так называлась конференция ведущей отечественной золотодобывающей компании «Полюс». Специалисты в сфере информационных технологий собрались, чтобы переосмыслить будущее отрасли и определить, как искусственный интеллект, цифровизация и импортозамещение ее меняют.
Чтобы успевать за технологическими изменениями, компаниям необходимо непрерывно повышать свою эффективность. Важную роль в этом процессе играет цифровая трансформация. В «Полюсе» ИT-перезагрузка стартовала в 2017 г. и состояла из нескольких этапов — от разворачивания инфраструктурных сервисов, в т. ч. выделенных беспроводных сетей для высокоскоростной передачи больших объемов данных, и базовой автоматизации производственных и бизнес-процессов до внедрения цифровых сервисов с использованием Big Data, искусственного интеллекта (ИИ), машинного обучения.
С 2021 г. «Полюс» перешел к новой стадии цифровизации — анализу данных для извлечения ценности (Data Driven Value). Большие массивы производственной аналитики стали едва ли не самым ценным цифровым активом, с помощью которого возможно оптимизировать все производственные процессы — от геологоразведки до непосредственно производства золота. В этой связи крупнейший производитель золота в России создал собственную сервисную ИT-компанию «Полюс Диджитал».
Теперь всё больше задач решается без привлечения подрядчиков и с применением практик продуктового подхода: создание единых команд разработчиков и заказчиков, выстраивание партнерского взаимодействия и совместная ответственность за все параметры продукта. Кроме того, специалисты не только внедряют и обслуживают цифровые сервисы, они глубоко погружаются в специфику производства и оперативно адаптируют «цифру» под определенные производственные задачи. Решения с применением ИИ разрабатываются кросс-функциональными командами с вовлечением производственных подразделений, ИТ-специалистов и экспертов по анализу больших данных. Инициативы и проекты с применением технологий ИИ уже охватывают значительную часть процессов операционной деятельности.
Одна из ключевых задач ИT-подразделений заключается в том, чтобы научить производственников правильно пользоваться большим объемом полученных данных, принимая обоснованные управленческие решения. Но это лишь одна из функций digital. Сегодня мы становимся свидетелями настоящей перезагрузки промышленности. Стираются границы между производственными и ИT-структурами — нет больше отдельных цифровых или бизнес-проектов, есть общие задачи компании, и необходимо совместными усилиями находить инструменты для их оптимального решения.
Задача айтишников — уже не просто следовать техническим заданиям (ТЗ) производственников, но добавить в ТЗ то, о чем заказчик даже еще не задумывался. Начинается переход от простого выполнения ТЗ к переосмыслению будущего компании.
Фактически идет переформатирование всего бизнес-процесса, меняются не только способы производства, но и методы управления. На фоне ухудшающейся демографической ситуации повышение зарплат уже не является панацеей — важно заинтересовать людей работой, которую они выполняют, побудить к новым достижениям, чтобы каждый мог создавать для компании добавленную ценность. Выступающие подчеркивали, что если у сотрудника нет внутренней мотивации к решению глобальных задач, то, соответственно, и темпы развития будут минимальны. Поэтому был запущен процесс, при котором продуктовые команды ставят себе амбициозные цели, анализируют результат и на его основе планируют следующие решения.
Компания стремительно развивается, и возникают новые производственные задачи, для выполнения которых необходимо быстро укомплектовывать отдельные подразделения. С другой стороны, бывает, что в других подразделениях из-за снижения объемов работы уже не требуется столько персонала и можно очень быстро его переучить, помочь освоить еще одну специализацию.
Автоматизация горнодобывающей отрасли, безусловно, не решает демографическую проблему, но делает производственные процессы эффективнее и безопаснее. В долгосрочной перспективе итогом очередного этапа цифровизации станет концепция создания «безлюдного рудника», и это также приведет к изменениям в организации производственных и бизнес-процессов. Непосредственно на месторождении будет находиться минимум обслуживающего персонала, а все управленческие, технические и экспертные структуры станут работать удаленно.
Но уже сегодня на карьерах запускаются такие сервисы, как «Цифровой советчик водителя», анализирующий целый ряд факторов, среди которых учет скорости движения большегрузного транспорта, состояние дорожного полотна, стиль управления конкретного водителя и т. д. На основе такого анализа ИИ в режиме реального времени подсказывает водителю, каким образом тот может скорректировать свои действия для оптимального расхода топлива.
Приложение «Прогнозирование технического состояния техники» ведет интеллектуальный поиск аномалий и прогнозирование отказов, позволяет эффективно планировать предупредительные ремонты. На золотоизвлекательных фабриках цифровые советчики могут формировать рекомендации по ведению технологических режимов для повышения коэффициента извлечения золота, моделировать зависимость технических параметров различных установок на основе ранее полученных данных. Таким образом, ключевые цифровые решения помогают не только вводить в действие и развивать новые активы, но и оптимизировать старые.
Одна из первоочередных задач — создание единой цифровой аналитической платформы, интегрированной с уже действующими приложениями.
Тему раскрыл вице-президент по цифровизации и информационным технологиям «Полюса» Евгений Рындин. Он рассказал о создании единой цифровой платформы для управления бизнесом. Это не просто набор инструментов, а экосистема, объединяющая производственные, финансовые и логистические данные, которая позволяет оперативно анализировать и принимать решения. «Наша цель — не просто цифровизация отдельных процессов, а построение интеллектуальной системы управления, которая сможет прогнозировать, оптимизировать и предлагать решения. Мы внедряем умные алгоритмы, которые анализируют данные в реальном времени, помогая минимизировать риски и повышать операционную эффективность», — отметил Евгений Рындин.
Отдельный большой блок конференции был посвящен операционной эффективности ИТ. Валерий Тихомиров, генеральный директор «Полюс Диджитал», подчеркнул, что ИТ — это уже не просто вспомогательная функция, а стратегический инструмент, который меняет подход к управлению производством. «Сегодня „Полюс Диджитал“ для повышения операционной эффективности ИТ использует комплексный подход, основанный на трех направлениях — производительности, эффективности и вовлеченности. Ключевые шаги включают переход к продуктовым командам, отвечающим за полный цикл разработки, квартальное планирование с синхронизацией задач бизнеса и ИТ, а также внедрение системы метрик для оценки вклада в бизнес-результаты. Важны автоматизация, искусственный интеллект и роботизация для снижения рутинных затрат, а также фокус на адаптацию удаленных сотрудников. Всё это позволяет не просто снижать издержки ИТ, а принципиально менять подход к управлению ресурсами», — отметил Валерий Тихомиров.
Вице-президент по цифровизации и операционной эффективности «Полюса» Сергей Казанцев
акцентировал внимание на интеграции ИТ и бизнеса. Он отметил, что данные должны появляться быстрее процессов, а решения — опережать запросы.
Внедрение ИИ также активно развивается в компании. Генеративные модели, которые используются в «Полюсе», уже помогают прогнозировать результаты производственных процессов и принимать решения на основе таких прогнозов. Например, ИИ позволяет предсказывать содержание золота в руде и оптимизировать процессы на золотоизвлекательных фабриках. Искусственный интеллект — это не просто инструмент для автоматизации, а возможность заглянуть за горизонт, где данные становятся источником будущего. Генеративные модели уже выступают соавторами в создании решений, которые бизнес еще не успел запросить, но уже остро в них нуждается.
Значимой темой конференции стало замещение недоступных на рынке продуктов собственными программными и технологическими решениями. Спикеры обсудили, что в условиях глобальных изменений компания не только адаптируется, но и создает собственные продукты, чтобы снизить зависимость от зарубежных технологий. Сегодня в «Полюсе» работает одна из самых сильных команд в отрасли, и это позволяет не просто следовать за трендами, а формировать их.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU