Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
На начало апреля 2025 г. комплексные экологические разрешения (КЭР) получили 3170 объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), I категории, в т. ч. с программой повышения экологической эффективности (ППЭЭ) — 190 объектов. Достичь таких показателей удалось благодаря точечной работе с предприятиями в рамках Штаба по организации получения КЭР.
В его состав вошли представители федеральных органов исполнительной власти, лица, ответственные за разработку и актуализацию информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям (ИТС НДТ), а также представители региональных органов исполнительной власти, взаимодействующие с предприятиями на местах.
ПОБЕГ ОТ УСТАРЕВШИХ ТЕХНОЛОГИЙ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ ЛИДЕРСТВУ
Переход к наилучшим доступным технологиям призван внести вклад в достижение нескольких национальных целей развития.
|
|
Несмотря на просьбы промышленности, переноса сроков получения КЭР не произошло, что логично: их и так уже переносили два раза. Теперь все, кто рассчитывал проскочить, вынуждены в спешном порядке КЭР получать.
Всего в Государственный реестр объектов негативного воздействия включено 5202 объекта НВОС I категории. Это число имеет тенденцию к уменьшению.
Во-первых, наконец-то всех «нашли» — благодаря работе Штаба по КЭР (созданного приказом Минприроды России от 23.10.2023 г. № 710) удалось выявить уже недействующие объекты, а также находящиеся в стадии банкротства или ликвидации.
Во-вторых, наметилось стремление к понижению категорий — за две недели до конца 2024 г. возможностью изменить категорию НВОС и избежать необходимости получать КЭР воспользовались порядка 100 предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. «Выпрыгнуть» из I категории попытались также производители керамических изделий: на рассмотрении в Верховном суде РФ был иск, связанный с необоснованным возложением обязанности по разработке заявок на КЭР.
В удовлетворении заявленных требований было отказано. Суды отмечают, что при установлении критериев отнесения объектов НВОС к соответствующей категории законодатель исходит из уровня воздействия исчерпывающего перечня видов хозяйственной и (или) иной деятельности, токсичности загрязняющих веществ, классификации промышленных объектов и производств, а не из оценки фактического негативного воздействия на окружающую среду каждого конкретного предприятия.
В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» воздействие предприятий на окружающую среду необходимо рассматривать комплексно, и оно не ограничивается влиянием на какой-либо один компонент.
Отдельно Верховный суд РФ отметил, что законодательством предусмотрены меры государственной поддержки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность в целях охраны окружающей среды, в частности налоговые льготы.
Позиция Верховного суда является предупредительным сигналом для других отраслей промышленности, свидетельствующим о приверженности государства к сохранению благоприятной окружающей среды для населения.
История досадная: в 2010–2012 гг. именно предприятия по производству керамических изделий были пилотными площадками, где отрабатывались подходы к внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Более того, были подготовлены и выпущены первые национальные стандарты в области НДТ, использованные в 2015 г. для разработки информационно-технических справочников. В 2022–2023 гг. на предприятиях по производству кирпича выполнялись пилотные проекты по повышению ресурсной эффективности производства. Теперь же от желтой майки лидера не осталось и следа.
Рисунок 1. Динамика получения КЭР: 2019–2025 гг.
Процесс получения КЭР продолжается.
Перспективы опоздавших прописаны в законодательстве и подтверждены позициями Минприроды России (письмо от 17.03.2021 г. № 19—50/3222‑ОГ) и судебной практикой: плата в отсутствие действующей разрешительной документации исчисляется с применением п. 5 ст. 16.5 ФЗ № 7 как за сверхлимитное воздействие с применением коэффициента 100.
То есть для всех, кто не получил КЭР к сроку, с начала 2025 г. должны применяться повышающие коэффициенты к плате за негативное воздействие на окружающую среду. Теперь для некоторых компаний платежи могут превысить 1 млрд руб.
Совсем без КЭР не получится: за осуществление деятельности на объектах НВОС без этого документа по ст. 8.47 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение штрафа:
При этом индивидуальные предприниматели за данное правонарушение несут такую же ответственность, как и юридические лица.
Далеко не каждое предприятие получило КЭР с первого раза — заявки приходилось подавать дважды или трижды. Замечания Минпромторга России к заявкам на получение КЭР можно разделить на несколько групп:
1. Корректность определения фактически достигаемых предприятием технологических показателей и последующего расчета технологических нормативов. В основном это связано с неправильным определением источников выбросов/сбросов загрязняющих веществ или использованием разных значений и разных временных периодов. Например, данные по объемам выпускаемой продукции брались за 2021 г., а действующая инвентаризация датирована 2024 г. Кроме того, были ошибки, связанные с «приписыванием» источников к другим технологиям, может быть, потому, что многие вещества характерны для нескольких технологических процессов.
2. Применение справочников НДТ (соответственно, и приказов Минприроды России, которые устанавливают технологические показатели НДТ): зачастую предприятия использовали уже недействующие ИТС НДТ или не все применимые к их промышленной площадке. Пример — предприятия целлюлозно-бумажной отрасли, у которых на площадке реализуется не только основное производство, но и вспомогательные виды деятельности: производство энергии, извести и др. При разработке ИТС 1–2023 «Целлюлозно-бумажное производство» в область применения справочника НДТ данные виды деятельности включены не были, а это значит, что нет и технологических показателей, характерных именно для целлюлозно-бумажных комбинатов. При рассмотрении заявок на получение КЭР многие предприятия получали замечания и были вынуждены оценивать себя по ИТС 7–2022 «Производство извести» и ИТС 38–2022 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии». В ряде случаев выяснялось, что необходимо разработать программы повышения экологической эффективности, и это существенно усложняло процесс получения КЭР.
3. Определение объектов технологического нормирования (ОТН) и маркерных веществ. Речь идет о ситуации, когда предприятие провело недостаточно качественный анализ объектов технологического нормирования — не определило в границах ОТН оборудование и соответствующий ему перечень стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха (ИЗАВ).
Так, нередко предприятия игнорируют области применения ИТС НДТ. Например, включают в состав ОТН, реализующего НДТ 6 «Добыча, сбор и транспорт продукции нефтяных скважин» (ИТС НДТ 28–2021 «Добыча нефти»), оборудование и ИЗАВ поисковых и разведочных скважин, не переведенных в эксплуатационный фонд объекта ОНВ. Аналогичная ошибка возникает при применении ИТС НДТ 29–2017 «Добыча природного газа».
Также часто не учитываются особые указания ИТС НДТ, которые выделены в отдельные подразделы и требуют более внимательного подхода. Это ошибочное включение в ОТН факельных установок с оборудованием, что противоречит п. 5.3 ИТС НДТ 28–2021 и регулируется законодательством об исчислении платы за НВОС.
Если говорить о судебном обжаловании отказов в выдаче КЭР, то пока всё идет по стандартному пути обжалования результатов процесса оказания государственных услуг. Суды, как правило, признают отказ законным, если решение Росприроднадзора обусловлено:
Если отказ не содержит четких оснований или мотивировки либо связан с новыми замечаниями на доработанную заявку, которые уже невозможно исправить в рамках срока оказания государственной услуги, суд может признать его незаконным.
КЭР выдается сроком на семь лет и продлевается на тот же срок при выполнении следующих условий:
КЭР подлежит пересмотру частично или полностью в случаях изменения технологических процессов основных производств, замены оборудования и сырья, повлекших за собой изменение установленных объема или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ, лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также при внесении изменений в программу ППЭЭ.
В правилах уточняется, что если установленные объемы или массы выбросов/сбросов загрязняющих веществ и лимитов на размещение отходов увеличились не более чем на 70% по каждому из показателей, то разрешение пересматривается частично, а если на 70% и более — полностью. Для пересмотра НВОС должно именно увеличиться, а не просто измениться (иногда такое случается). Так, например, в ситуации консервации источника выбросов либо уменьшения количества образующихся отходов основания для пересмотра КЭР не возникнут. При этом указанная норма может трактоваться шире, чем изменение массы или объема видов НВОС. Например, появление на объекте нового вида размещаемого отхода, по которому лимиты в КЭР не установлены, формально подпадает под основания пересмотра КЭР. То же касается появления новых источников выбросов или новых веществ в сбросах.
В законодательный пробел попали предприятия, получившие КЭР с ППЭЭ. ФЗ № 7 содержит положение о том, что внесение изменений в ППЭЭ не может быть направлено на продление срока реализации ППЭЭ, если в результате будут превышены сроки, установленные п. 5 и п. 6 ст. 67.1 ФЗ № 7, а также на превышение показателей нормативов допустимых выбросов/сбросов, технологических нормативов, содержащихся в КЭР. При этом все понимают, что если увеличиваются объемы выпускаемой продукции или добычи либо количество абонентов водоканала, то объем НВОС обязательно вырастет. Будем надеяться, что в ближайшее время законодатель внесет уточнения, иначе у предприятий могут возникнуть риски отзыва КЭР.
Пересмотр КЭР осуществляется в порядке, аналогичном для выдачи, т. е. нужно заново собирать все материалы заявки (и, возможно, в полном объеме), направлять их в Росприроднадзор. Затем эти материалы по процедуре уйдут в заинтересованные органы для согласования, а потом придется снова ждать замечаний и пытаться их устранить.
Действующий график разработки и актуализации ИТС НДТ заканчивается в 2026 г. Практика рассмотрения заявок на получение КЭР показывает, что и в ближайшее время необходимо будет думать об актуализации ИТС НДТ после 2026 г., в т. ч. о расширении областей применения некоторых справочников, уточнении технологических показателей или добавлении новых, даже о сокращении перечня показателей, включенных сгоряча или под давлением ряда членов технической рабочей группы.
Безусловно, одним из направлений актуализации ИТС НДТ должен стать отказ от устаревших технологий. Повторим: переход на НДТ изначально рассматривался именно как последовательная модернизация промышленности за счет вытеснения технологий устаревших или устаревающих, а не как ужесточение требований к средозащитной технике, к решениям «на конце трубы» (рис. 2). О чем идет речь?
Рисунок 2. Переход на НДТ
Для примера можно привести работы технической рабочей группы при создании ИТС 11 «Производство алюминия». При проведении отраслевого бенчмаркинга в 2015–2016 гг. был выполнен анализ текущего состояния отрасли, определены НДТ и направления модернизации. Хотя на тот момент предприятия отрасли в основном были оснащены рядовыми электролизерами, были учтены критерии отнесения технологии в качестве НДТ, и данная технология не была включена в итоговый перечень НДТ. В ИТС 11–2022 заложен принцип последовательной модернизации, которым руководствуются предприятия отрасли: в 2024–2030 гг. одним из направлений будет переход к применению технологии электролиза в электролизерах с предварительно обожженными анодами, которая имеет более высокий уровень ресурсной и экологической эффективности.
Такой же потенциал есть у ряда отраслей: в целлюлозно-бумажном производстве — отказ от технологии использования элементарного хлора для отбелки целлюлозы и переход к решениям, предполагающим использование гипохлорита пероксида водорода. В производстве цемента прослеживается поэтапное вытеснение мокрого способа производства комбинированным и сухим, последний наиболее энергоэффективен и характеризуется более низкими выбросами загрязняющих веществ в воздух. По многим причинам, в т. ч. в соответствии с международными обязательствами РФ, в скором времени ожидается полный отказ от применения ртутного способа производства хлора и щелочей.
Несколько лет назад в ходе оживленной дискуссии между представителями промышленности, научных и образовательных учреждений, органов исполнительной власти и общественности был найден очень точный образ. Технологическое развитие, отказ от устаревших технологий, повышение ресурсной и экологической эффективности производства — это процесс последовательного улучшения, процесс совершенствования технологических, технических и управленческих решений. Не паровоз летит к остановке (пусть и в коммуне), а научно-технический прогресс развивается так, чтобы давнее (и давно устаревшее) противостояние экономики и экологии было наконец исчерпано. Сегодня мы можем добавить: переход к наилучшим доступным технологиям призван внести вклад в достижение нескольких национальных целей развития, и прежде всего это технологическое лидерство, экологическое благополучие и устойчивая и динамичная экономика.
САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU