Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Цифровизация качества для качества производства

«Business Excellence» Июнь 2025

Рубрика: Дело
Автор(ы): Елена Падучина, Андрей Клочков

Смотрите видеоинтервью с Андреем Клочковым и Еленой Падучиной

О современной философии качества, о его значимости для экономики и общества мы беседуем с Еленой Падучиной, генеральным директором ЗАО «ПО «Трек» — компании, в год своего 30‑летнего юбилея ставшей лауреатом премии Правительства РФ в области качества, и Андреем Клочковым, техническим директором и основателем компании «АЛИНГИ», разработчиком автоматизированной информационной системы менеджмента качества (АИСМК).

Елена Падучина

— Ваше предприятие стало лауреатом в категории организаций с численностью сотрудников до 250 человек. Расскажите, как небольшие компании добиваются таких больших успехов.

— Для нас премия Правительства РФ — возможность заявить о себе как о компании, которая не только внедрила и успешно развивает СМК, но и активно ее пропагандирует. Потому что система управления качеством — это базис, фундамент, на котором должна строиться работа промышленного предприятия.

Хочу обратиться к истории компании. Основатель «Трека» — мой, к сожалению, трагически погибший муж Андрей Падучин был настоящим энтузиастом, подвижником внедрения системного подхода в управлении качеством. Спустя два года после основания компании, в 1997 году, Производственное объединение «Трек» сертифицировало свою СМК на соответствие требованиям международного стандарта серии ISO 9001, тем самым изначально заявив курс на качество изготавливаемых автокомпонентов. А в 2001 году получило свою первую премию Правительства РФ в области качества. Это было большим достижением. С тех пор система менеджмента непрерывно развивается и совершенствуется.

Что касается нынешней победы, отмечу, что разделы премии Правительства РФ значительно шире требований международного автомобильного стандарта. Например, есть масштабный блок по взаимодействию с обществом, с внешней средой. Для нас это важная область работы, и нам было что предоставить экспертам. ПО «Трек» расположено в Челябинской области, в городе Миасс с населением 160 тысяч человек. Деятельность компании — это намного больше, чем только решение производственных задач, наша социальная политика имеет для города большое значение.

Действительно, получилось так, что весь наш труд, все наши достижения, о которых мы рассказали экспертам премии Правительства РФ, были высоко оценены, и эту победу мы приурочили к 30‑летию «Трека». Она дорогого стоит, это важное событие.

— Расскажите о задачах, которые решает на предприятии цифровизация.


Вручение премии Правительства РФ в области качества

— Снова обращусь к СМК. Правильно выстраивать бизнес-процессы и настраивать управление в компании нам помогло то, что мы с самого начала своей работы строго придерживаемся требований автомобильного стандарта IATF 169491. Поэтому сформировать систему было легко, но вот поддерживать ее, развивать стоит огромных усилий. В компании действует восемь бизнес-процессов: К‑01 — управление предприятием, К‑02 — продажи, К‑03 — разработка продукции, К‑04 — закупки, К‑05 — логистика, К‑06 — управление производством, К‑07 — управление оборудованием и К‑08 — управление персоналом. По каждому из них анализируются показатели результативности и эффективности, реализуются и оцениваются планы корректирующих мероприятий, ведется огромная работа по итогам аудитов продукта, процессов, системы. И еще очень много процедурной работы.

Оценивая всю эту масштабную деятельность, в 2021 году было принято решение встроить ее в цифровую экосистему, чтобы исключить рутинные операции и высвободить время сотрудников для аналитики и выработки конструктивных решений и по большому счету чтобы оптимально и эффективно управлять компанией.

На сегодняшний день в ПО «Трек» идет внедрение таких типов систем, как PLM, MES, QMS, ERP. Для нас важно подходить к этому вопросу комплексно, чтобы это был не «зоопарк систем», а слаженный механизм для достижения целей развития и масштабирования бизнеса.

Хочу добавить, что во главе угла всегда должен стоять клиент, его требования. И жизнь подтверждает, что это абсолютно правильно. «Трек» — рыночная компания, которая уже 30 лет доказывает: долгосрочно работать в рыночных условиях можно, только поставляя качественный продукт. Это был правильный выбор, но и огромный труд. К тому же, выпуская автокомпоненты, напрямую влияющие на безопасность автомобиля (элементы подвески рулевого управления: шаровые опоры, рулевые наконечники, стойки стабилизатора и т. д.), мы в полной мере осознаем свою ответственность. Недаром девизом компании стала фраза «Меняем мир, опираясь на человеческие ценности».

Понимание важности выполнения требований заказчика роднит нас с Андреем Клочковым — оба исповедуем философию качества, болеем за свое дело. Мы не просто внедряем у себя разработанные его командой цифровые решения — мы соратники, единомышленники. Даже не сомневаюсь: у нас всё получится, мы заточены на результат. Внедрение решений АИСМК (класс систем MES, QMS) позволит сократить ошибки, снизить трудоемкость, повысить оперативность принятия решений. У айтишников есть такая фраза — «открытый код», то есть находящийся в свободном доступе. Мы хотим действовать подобным образом. Когда MES (управление производством) и QMS (управление качеством) будут внедрены в «Треке» в промышленном масштабе, мы будем открыто демонстрировать возможности этих решений другим промышленным предприятиям.

Безусловно, существует коммерческая тайна, но тем не менее всё, что возможно для популяризации этих решений, мы сделаем. Чем больше будет компаний, практикующих системный подход в бизнесе, понимающих важность качества, важность клиента, тем более развитой станет наша экономика, а наша страна — более процветающей.

Мы начали с цифровизации бизнес-процессов, а сейчас прорабатываем вопросы автоматизации производства, роботизации промышленных процессов. Потому что это напрямую влияет на конкурентоспособность, на эффективность работы предприятия, и крайне необходимо сделать это в срочном порядке.

— Насколько продукция «Трека» подпадает под определение «российская»?

— В ПО «Трек» полный цикл производства: прессовое, механообрабатывающее, полимерное, сборочное производство. Производственная база усилена инструментальным участком и современной лабораторией испытаний. Автокомпоненты, которые мы предлагаем нашим клиентам и заказчикам, — это то, что произведено на нашем заводе, и мы отвечаем за качество этих изделий. Мы принципиально не упаковываем под нашим брендом, к примеру, китайские комплектующие. На наши изделия распространяется действие знака «Сделано в России». Мы живем и работаем в России, и для нас важно поддерживать суверенитет российского производителя.



Андрей Клочков

— Чем для вас является понятие «качество»?

— Я был приятно удивлен знакомству с такой компанией, как «Трек», по причине неформального отношения к качеству. До этого я уже около 10 лет занимался внедрениями информационных систем по СМК и на большинстве предприятий, с которыми работал, встречал подход, при котором считалось достаточным лишь выполнять требования стандарта, и не более. И найти компанию, которой это интересно, которая действительно болеет качеством в хорошем смысле этого слова, не то чтобы уникально, но для России это значимая проблема. Таких в нашей стране действительно мало по сравнению, например, с европейскими, работавшими на отечественном рынке. Поэтому то, что российский производитель созрел до такого уровня понимания значимости качества, как в «Треке», действительно редкий случай.

Очень мало руководителей, которые говорят партнерам о том, что у них ключевое место в производственной системе занимает качество. Очень мало компаний выбрали для себя модель бизнеса, построенную именно на изготовлении качественных изделий, а не на гонке за их количеством. Но это опять-таки к тому, что очень мало бизнесов, которые начинают выпуск новой продукции не с вопроса заказчику о том, «сколько вам произвести», а с того, «какое качество вы хотите получить, какие у вас есть требования».

Я абсолютно согласен с Еленой в том, что всё, что мы делаем, в том числе в плане цифровизации производства, имеет еще и значимую просветительскую функцию для всей страны. Нужно повышать уровень проникновения знаний о качестве, уровень «качественной» грамотности, очень важно продолжать рассказывать о том, что это можно сделать. Одновременно демонстрируя практическую пользу автоматизации процессов управления качеством, мы постепенно интегрируем подобные программные продукты в производственный процесс и обеспечим прослеживаемый рост показателей качества в целом. Это не что-то из ряда вон выходящее, всё достижимо, главное — задаться целью, быть амбициозными и действительно этого хотеть. Да, у нас есть клиенты, которые соответствуют этому требованию и идут по тому же пути, но «Трек» — это лучшая компания в области качества, которая самостоятельно достигла таких высот. У каждого предприятия есть шанс развиться на данном направлении. Главное — понимать, что именно это всегда отличало Россию. Вспомните, когда мы открывали коробку с тортом или конфетами, там всегда был вложен маленький листок с номером упаковщика/контролера. Наша страна всегда отличалась качественными товарами, и это качество было прослеживаемым.

Сейчас всё изменилось, но путь России должен быть направлен именно на служение качеству. Легко стать лидером рынка, если ты производишь на этом рынке действительно качественный продукт, находишь свою нишу, потому что нельзя быть уникальным во всем. Отечественные товары станут привлекательными только за счет высокого уровня качества. На нашей ракете летают потому, что она гарантированно взлетает, а не потому, что она дешевая. Она не дешевая, она дороже всех ракет в мире, но она продолжает гарантированно летать раз за разом. Это то, что в ней привлекает. И то же самое с автоматом Калашникова. Возьмите стандартные бренды России, которые известны на весь мир. Именно качество позволяет выиграть внутри конкурентной среды. Потому что за качеством пойдут люди.

— Вы говорите о том, что для бизнеса разумно развиваться в области качества. Что именно для этого необходимо делать?

— Россия начинает не с нуля, а с очень хорошей базы. И если взять за точку отсчета 2020 или 2021 годы, то мы, основываясь на 25‑летнем опыте иностранных компаний, смогли понять и учесть специфику России, при этом начать создавать абсолютно новые решения, упреждающие потребности российского рынка. Но это опять-таки хорошо видно не только на примерах нашей компании и «Трека», но и, скажем, в банковских приложениях. Они у нас намного лучше, чем в Европе, — позволяют производить оплату и картами, и улыбкой. То есть уровень развития информационных систем, их интеграции внутри российского общества значительно выше, чем в ЕС, может быть, где-то наравне с исключительно продвинутым в этом направлении Китаем.

Поэтому, чтобы выдержать конкурентную борьбу, нам нужно заниматься просветительской деятельностью, которая в настоящее время очень сильно отстала, прежде всего за счет слабой практико-ориентированности высшей школы, в силу чего на предприятиях не применяются полученные в вузах знания. Соответственно, нельзя в этой ситуации застрять надолго. И мы не можем говорить о том, что государство в этом виновато, важна роль каждого из нас, все могут привнести посильный вклад в развитие нового гражданского общества, которое производит самую лучшую продукцию. Не могу не отметить вклад наших с Еленой компаний и вашего издательства в просветительскую деятельность, в распространение знаний о том, что можно решить любые вопросы, связанные с автоматизацией, — интегрировать в работу предприятия современные информационные системы и создать действительно конкурентное производство.

Основное, что я хотел бы донести до читателей, — идея о том, что нужно воспитывать своего потребителя, формировать спрос на отечественные качественные продукты и технологические решения.


Андрей Клочков и Елена Падучина в процессе съемок интервью с представителями РИА «Стандарты и качество» —
главным редактором издательства Татьяной Киселевой и исполнительным директором Алексеем Анискиным

— Но как именно это сделать? Стив Джобс в свое время так же говорил, то есть потребитель иногда сам не знает, что ему надо, задача бизнеса — ему это показать.

— Приведу такой пример: если ребенку чего-то не объяснить, а сам он пока не знает, что это именно так и есть, он научится на своих ошибках. Если не сказать: не трогай горячее, обожжешься, — он когда-нибудь дотронется и обожжется. В данном случае происходит абсолютно то же самое. Если не рассказать о значении качества, не показать, каким образом можно построить СМК и тем самым создать основу для повышения контролируемости и стабильности производственного процесса, то само по себе это не произойдет.

Соответственно, просветительская составляющая в вопросе качества очень сильно нужна. И я не говорю, что необходимо менять программу обучения в высшей школе или начать заниматься этим буквально с пеленок, то есть запускать широкомасштабные социальные проекты. Нет. Нужно просто об этом рассказывать людям, и постепенно найдутся те, кто будет этим заниматься, появятся идейные лидеры, амбассадоры, которые будут об этом рассказывать.

И это даст, в свою очередь, импульс для следующего шага. Главное, что человеку всегда легче двигаться вперед, если он видит, что по этому пути кто-то уже прошел до него. Соответственно, «Трек» — яркий пример, что по такому пути пройти можно, то есть можно поднять эту целину.

Беседовала Татьяна Киселева, главный редактор
РИА «Стандарты и качество»



1 Стандарт описывает требования к системам менеджмента качества предприятий, занимающихся проектированием, разработкой, производством, установкой и обслуживанием продукции автомобильной промышленности.

01.06.2025

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU