Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Представления о жизни в удаленных уголках России, промышленном производстве и вахтовой работе часто основаны на устаревших стереотипах. Эти мифы, переходя из уст в уста, обрастают слухами и домыслами, слагаются в легенды и создают искаженный образ, который уже давно не соответствует современным реалиям.
Компания «Полюс» — одна из пяти ведущих мировых золотодобывающих корпораций — на протяжении многих лет кардинально меняет представления о золотодобыче и регионах своего присутствия.
Создание нового, более достоверного и объективного представления о жизни в регионах — одно из направлений политики корпоративной социальной ответственности золотодобытчика. Это не только укрепляет деловую репутацию компании, но и способствует привлечению в нее талантов. Поэтому «Полюс» на постоянной основе выступает организатором культурных, просветительских и спортивных инициатив, а также запускает программы для популяризации технических профессий среди молодежи.
Мы неоднократно писали о культурных и образовательных инициативах «Полюса». Конкурс региональных театральных коллективов «Полюс. Золотой сезон» и его финал — фестиваль «Территория», экспедиция «Золото открытий», марафон просветительских лекций «Нансен», интерактивная выставка «Золото рядом», проект «Полюс-класс», направленный на целевую подготовку школьников, планирующих освоить инженерные специальности. Теперь креативная команда «Полюса» организовала экспедиции писателей в Красноярский край и Магаданскую область. Современные российские авторы посетили ключевые достопримечательности регионов и познакомились с процессом производства драгоценного металла — без мифов и предубеждений.

«Наряду с тем, что наша компания — ответственный недропользователь и один из крупнейших налогоплательщиков в регионах присутствия, мы считаем правильным вкладывать средства в улучшение качества жизни в них, в том числе в развитие культуры и просвещения», — говорит Виктория Васильева, директор по связям с общественностью «Полюса».
Представители «Редакции Елены Шубиной» («АСТ») и издательства «Альпина» увидели, как на самом деле выглядит добыча золота в XXI в. Результатом этого путешествия станет новый сборник рассказов, который собираются представить в октябре 2026 г. на новом книжном фестивале «Золотые слова» в Магадане. Старт творческому проекту был дан в Красноярском крае, куда отправились его первые участники, современные российские авторы — Алексей Сальников, Вера Богданова, Григорий Служитель, Надя Алексеева, Рагим Джафаров.
Знакомство с Красноярским краем началось с одного из крупнейших предприятий по добыче золота — Олимпиадинского горно-обогатительного комбината (ГОКа). «Сюда нужно привозить школьников из Москвы, Питера и других крупных городов. Не для абстрактных воспитательных целей, а потому, что можно почувствовать свою силу, ощутить связь с реальностью. В городе это почти невозможно, а здесь вдруг видишь, что может сделать человек, если захочет. Причем не абстрактный идол из соцсетей, а такой же, как ты. Например, простой парень из небольшого поселка, который учится, садится за руль карьерного самосвала и сворачивает горы. Буквально. Это очень важное и нужное ощущение в современном мире, где соцсети показными успехами заменяют реальность», — отметил Рагим Джафаров.

Алексей Портнов, редактор «Редакции Елены Шубиной», признался, что его представления, основанные на книгах Джека Лондона, были разрушены. «То, что я увидел на Олимпиадинском ГОКе, стало открытием. Такой масштаб разработок и такой горизонт планирования (на десятилетия!) может себе позволить только сильная и великая страна, безусловно уверенная в своем будущем. Если смотреть на этот гений мысли и технологии, на этот упрямый труд, то все сомнения про будущее пропадают», — отметил он. Его коллега Алексей Сальников
был поражен не только масштабом, но и атмосферой: «Это буквально один из самых впечатляющих памятников, посвященных человеческому труду. Я погружался в невероятное спокойствие, которого сейчас нигде в России не найти как будто. Думаю, мы все благодарны за дружелюбие, гостеприимство и вежливое терпение по отношению к нашим гуманитарным физиономиям».
«На ГОКе не важно, сколько тебе лет: если ты справляешься с работой и успешно проходишь медосмотры, то место твое, даже если тебе под шестьдесят. Важны дисциплина и человеческая поддержка, потому что Сибирь — это взаимовыручка», — заметила писательница Вера Богданова. Надя Алексеева подметила интересную деталь: на производстве почти не произносят слово «золото»: «Максимум, и то после моих расспросов, услышала ЗСМ — золотосодержащий материал. Здесь важнее другие вещи: отработать всеми цехами смену и вахту, позаботиться о безопасности друг друга. „Полюс“ — про людей, и даже за три дня в Северо-Енисейском я это ощутила», — рассказала она.
Еще одна группа писателей посетила Магадан. Изучать столицу Колымы отправились Анна Матвеева, Василий Авченко, Михаил Турбин, Светлана Павлова, Мария Лебедева. Знакомство с городом началось с посещения одной из основных достопримечательностей — сопки Крутая. К мемориалу «Маска скорби» ведут 100 ступеней. Покоряя их, участники экскурсии узнают про памятник жертвам политических репрессий и смыслы, которые закладывали авторы — скульптор Эрнст Неизвестный и архитектор Камиль Козаев. Это то немногое, что сегодня сохраняет память о тех, кто прошел через магаданскую ссылку. Ни один лагерь, что был на территории Магаданской области, до сих пор не стал музеем, все они — просто руины.

Кульминацией визита стало посещение Наталкинского месторождения. «Прошедшая неделя в Магадане — один из самых удивительных опытов в моей жизни. Своими глазами увидела километровый тоннель, находящийся на глубине 40 метров под землей, технику высотой в четыре моих роста, несколько слитков золота и, главное, достоинство и интерес к делу людей, работающих на ГОКе. Это непростой, доступный не всякому труд, требующий ума, спокойствия и силы духа: теперь при взгляде на самое маленькое украшение буду держать в голове, как много усилий потребовалось для его создания», — поделилась Светлана Павлова.
«В принципе я не особо чувствую города как какие-то географические точки на карте. Я не люблю свой город, я не люблю какой-либо город в мире. Единственное, что может как-то интересовать и трогать, — истории людей, живых или умерших. Истории, которые мы сегодня держали в руках, когда нам дали мартиролог», — поделилась Мария Лебедева.
Анна Матвеева констатирует: «В Магадане меня не оставляла мысль, что я уже была здесь когда-то, хотя, скорее всего, это со мной говорили герои прочитанных книг. Приберегу „импрессии“ для сборника, а здесь скажу, что посещение Наталкинского ГОКа убедило в том, что между такими разными профессиями, как литературное творчество и добыча золота, есть кое-что общее: писатели, как горняки, просеивают тонны словесной руды, чтобы добыть действительно ценные и с таким трудом поддающиеся мысли и образы».
Юлия Деева, руководитель направления по связям с общественностью компании, подчеркивает: «К большому сожалению, современная молодежь мало знает и, главное, мало интересуется работой в промышленности. Если раньше были книги, фильмы, которые рассказывали в той или иной форме о реальном секторе экономики, то сейчас этого очень не хватает. „Полюс“ реализует много проектов, в которых рассказывает о своих регионах и работе в золотодобыче. Мы решили отвезти лучших российских писателей в Красноярский край и Магаданскую область, чтобы они по своим впечатлениям написали рассказы. Возможно, появятся и настоящий производственный роман, который просится в большую литературу довольно давно, или пьеса, ведь современному театру нужен живой материал для постановки».
Никто не поделится впечатлениями от проекта лучше, чем его участники. Резюмируя их высказывания, отметим, что развенчание мифов о золотодобыче продолжается. Подробнее — в следующих публикациях.