Архив номеров

Главное — желание стать успешным руководителем. Остальному научим

Четверть века — возраст немалый. Эту дату Россия будет отмечать лишь через три года. А МИРБИС уже отметил. В год двадцатипятилетнего юбилея Московской международной высшей школы бизнеса ее ректор Станислав Савин рассказывает о становлении в нашей стране системы бизнес-образования и формировании принципов цивилизованного ведения бизнеса.

Станислав Савин— Станислав Леонидович, МИРБИС основан в 1988 году на основе межправительственного соглашения СССР и Италии. Что это было за соглашение? Как вообще стало возможным в советское время не просто учредить институт бизнеса, но еще и учредить его совместно с иностранным государством?

— Создание школы бизнеса в стране с плановой экономикой было смелым шагом. Шла перестройка, отношения с Западом потеплели. Советские ученые и специалисты, прежде всего экономисты и финансисты, стали принимать активное участие в различных международных встречах, конференциях, симпозиумах.

По другую сторону «железного занавеса» всех интересовали изменения, которые начались в нашей стране с 1985 года (их называли Gorbi’s breakthrough — прорыв Горбачева). Мир захотел найти общий экономический и предпринимательский язык с теми, кто будет осуществлять все эти изменения, а именно — реформировать советскую плановую экономическую систему, проводить приватизацию, развивать предпринимательство.

Международный симпозиум «Восток–Запад» в Болонье (Италия) был одним из первых, где принимали участие советские ученые и специалисты. Инициатива Владимира Грошева, ректора Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова о создании в Москве Центра международных экономических исследований и подготовки кадров была сразу же поддержана профессором Романо Проди, министром промышленности Италии, президентом итальянского научного общества NOMISMA. Эта инициатива вскоре воплотилась в советско-итальянское межправительственное соглашение о создании совместного предприятия — Московской международной школы бизнеса МИРБИС, которая была зарегистрирована 7 декабря 1988 г.

Сегодня все мы испытываем законную гордость оттого, что именно МИРБИС оказался у истоков бизнес-образования в России. Именно через нас начинался, как сейчас принято говорить, трансфер бизнес-образовательных технологий в страну. А ведь в те годы не было ни отработанных программ, ни методик преподавания новых дисциплин, ни информационных технологий, облегчающих их внедрение. Но мы справились. Привлекли и воспитали прекрасные кадры. Поначалу это тоже было проблемой.

В том числе и потому, что хорошие преподаватели тогда массово уходили в бизнес — там платили больше. МИРБИС же предложил достойные гонорары, одновременно повысив требования к профессорско-преподавательскому составу. И по сей день мы берем только тех, кто не просто дает новые знания по учебнику, а как практик или консультант способен обогатить наших студентов, сформировать у них навыки решения бизнес-задач.

— В настоящее время МИРБИС сотрудничает с зарубежными университетами и компаниями по всему миру, а также является активным членом различных международных организаций. Что дает школе это сотрудничество?

— Благодаря своим зарубежным партнерам и широкой сети международных деловых контактов, МИРБИС получил возможность использовать программы и методики обучения бизнес-школ Италии, Франции, Великобритании, Германии, США.

Сейчас международное сотрудничество МИРБИС многопланово. Оно включает партнерские стажировки студентов и слушателей в лучших западных университетах, совместные программы так называемого «двойного диплома» для бакалавров с университетами Великобритании, Германии и Франции, совместные учебные модули для слушателей программ МВА и ЕМВА в рамках международного консорциума ведущих школ бизнеса.

Существует обмен и на уровне профессорско-преподавательского состава. Например, в начале этого года в МИРБИС прочитал цикл лекций профессор Эммануэль Руссакис из Международного университета Флориды в Майами, получивший для этого грант фонда Фулбрайта. Или — совсем свежий пример — наш преподаватель Владимир Работяга с большим успехом провел курс по конкурентной разведке в Пекинском университете, став visiting professor.

Только международных бизнес-партнеров (компании реального и финансового сектора, консалтинговые фирмы, ассоциации и др.) у МИРБИСа насчитывается свыше четырехсот. С одними из них мы сотрудничаем в организации стажировок, от других получаем консалтинговую помощь, с третьими ведем совместные экономические исследования (например, исследование целевых аудиторий образовательных программ различных уровней с GMAC — Graduate Management Admission Council).

Всего в подготовке студентов и слушателей МИРБИС участвуют 87 зарубежных университетов-партнеров. Благодаря высокой международной активности наша школа хорошо известна в международной образовательной среде. Поэтому неслучайно в рейтингах международного агентства EDUNIVERSAL в последние годы МИРБИС устойчиво занимает первое место среди российских бизнес-школ в категории «Международная известность и привлекательность для международных студентов».

Но главное, что дает нашим студентам и преподавателям международное сотрудничество МИРБИС — это возможность завязать деловые и дружеские связи по всему миру. Это значит, что наши выпускники смогут стать более открытыми к инновациям, более подготовленными к изменениям в глобальной бизнес-среде, более толерантными и восприимчивыми к культурам, религиям, традициям разных стран, то есть в итоге — более квалифицированными и конкурентоспособными специалистами.

— В 1990 году МИРБИС при участии ведущих ученых-практиков из восьми стран впервые разработал российскую программу МВА. Чем она отличается от программ, созданных впоследствии другими вузами? В чем ее «изюминка»?

— У нас много «изюминок», или, как мы их называем, уникальных предложений. Одна из них состоит в непосредственной связи программы МВАс бизнесом. С момента начала обучения в 1989 году преподавателями МВА являются, в основном, практики бизнеса: днем они руководят компаниями в качестве топ-менеджеров, а по вечерам приходят в аудитории, чтобы вместе со слушателями обсуждать конкретные проблемы бизнеса, решать повседневные финансовые и управленческие задачи, разбирать «живые» кейсы. Кстати, многие из них — наши выпускники. За годы существования программы МВА состоялось 270 выпусков; только вдумайтесь, сколько менеджеров-профессионалов, финансовых директоров и директоров по управлению персоналом, маркетологов и руководителей проектов подготовила за эти годы наша школа! На сегодняшний день каждый пятый выпускник российских программ МВА учился в МИРБИСе.

Еще одна особенность нашей программы МВА — индивидуализированный подход к обучению. Это значит, что каждый слушатель может выстроить для себя индивидуальную траекторию обучения (набор и последовательность курсов). В процессе подготовки топ-менеджера нет мелочей, мы учитываем образовательные потребности каждого слушателя.

Наряду с индивидуальным графиком в программу обучения входят проекты и мини-групповая или индивидуальная система их выполнения, отдельный «электронный кабинет» для каждого студента, где, опять-таки, в индивидуальном режиме обеспечиваются ресурсная поддержка программы, промежуточный контроль, итоговая оценка результатов освоения курса, модуля или блока дисциплин и, в итоге, всей программы МВА.

Третье, что хотелось бы отметить, и что выделяет нашу программу из числа присутствующих на рынке, — возможность дополнительно получить британский диплом университета London Metropolitan, который также аккредитовал нашу программу МВА, т.е. признал ее соответствующей по уровню и качеству собственной программе МВА. За последние 12 лет более 350 слушателей МВА МИРБИС получили степень МВА этого престижного британского университета. Наша программа МВА, в числе немногих российских программ, имеет аккредитацию одной из самых влиятельных профессиональных ассоциаций — Международной ассоциации МВА (АМВА).

Наконец, интереснейшими особенностями программы являются модули личностного развития слушателей, содержащие систему психологических и гуманитарных тренингов, которые проводит Лаборатория личностного развития МИРБИС.

— Во всем мире диплом МВА значительно повышает ценность специалиста на рынке. В России многие руководители не хотят брать на работу специалистов МВА, т.к. считают, что им недостает прикладных знаний и навыков. Сталкиваются ли с такой ситуацией выпускники МИРБИС?

— Такая ситуация может сложиться, если руководитель не вполне понимает, что такое специалист со степенью МВА, его возможности. И надо сказать, что до сих пор не у всех есть это понимание. Прежде всего, МВА — это совокупность определенных знаний, навыков и умений, которые позволяют выпускнику программы эффективно работать в бизнесе, решать бизнес-задачи любого уровня. Поэтому специалист, прошедший обучение на МВА, реально повышает этим свою ценность на рынке труда.

Как я уже сказал, наши преподаватели — в основном, практики, которые занимаются повседневной управленческой работой на верхних и высших позициях в бизнесе. Поэтому они, как никто другой, знают, какие прикладные навыки нужны успешному менеджеру. Реальная связь с бизнесом — ключевой параметр для бизнес-школы. МИРБИС как раз часто приводят в пример эффективного построения таких отношений. У нас с бизнесом множество совместных проектов, например, с ФК «Уралсиб».

Выпускники программы МВА МИРБИС — люди достаточно зрелые, с опытом работы в бизнесе и определенной ценностью как специалисты-практики. Если бы работодатели не были довольны нашими выпускниками, не было бы такого большого спроса на наши программы и такого высокого результата обучения. Однако тем выпускникам, у кого возникла необходимость в трудоустройстве, помогают Центр трудоустройства и карьеры и Ассоциация выпускников МИРБИС.

— Вообще, по каким критериям можно установить «ценность» выпускника МИРБИС на рынке труда? Какими безусловными качествами и навыками он должен обладать?

— Наш выпускник, прежде всего, должен любить свою родину, как бы пафосно это сейчас ни звучало. Он должен своим трудом укреплять экономику нашей страны, стремиться быть лидером, сочетать в себе высокий профессионализм, нравственность, гражданскую зрелость и социальную ответственность.

Безусловно, в бизнес-образовании главными компетенциями являются профессиональные, управленческие. Задача МИРБИС — сформировать у менеджера способность к самостоятельному и результативному решению задач управленческой практики, умение действовать (выстроить и наладить работу, решать текущие задачи, планировать стратегическую деятельность).

— А по каким основным и дополнительным критериям вы отбираете абитуриентов (балл GMAT, опыт работы, результаты собеседования, наличие рекомендаций, средний балл диплома и т.д.)?

— На программу МВА принимаются менеджеры с высшим образованием (по любой специальности или направлению подготовки), имеющие стаж практической работы после окончания высшего учебного заведения не менее трех лет. Поступая на программу, они пишут эссе на темы, связанные с их практической деятельностью и проходят тестирование по английскому языку.

Мотивация к обучению отслеживается руководителями программ на этапе устных собеседований. Поступающие на программу Executive MBA дополнительно проходят структурированное интервью и тестирование по менеджменту. Однако все же главное для поступающего в МИРБИС — желание стать успешным руководителем. Всему остальному мы научим.

ется, включая изменения модели экономического развития и методов ведения бизнеса. Успевает ли программа МИРБИС за этими изменениями? Что позволяет вам «держать планку» и соответствовать требованиям времени?

— Да, мир стал гораздо более стремительным — ни на что не хватает времени. Но программа МВА постоянно совершенствуется. Ведь она состоит из различных блоков, частью теоретических, частью практических, которые могут изыматься, если потеряли свою актуальность, или добавляться, если в них возникает необходимость.

Инициаторами нововведений являются и преподаватели, и сами слушатели, живую практику бизнеса лучше которых не знает никто. Очень помогают наши выпускники, которые делятся опытом решения различных проблем на мастер-классах и семинарах.

Разработка стратегических направлений научных и прикладных исследований в МИРБИС также способствует развитию наших программ и позволяет им сохранять актуальность для слушателей. Еще лучше, когда удается с их помощью заглянуть в будущее, т.е. сработать на опережение, постараться предугадать, что будет нужно завтра на основе анализа сегодняшней бизнес-среды. Пока нам это удается. В итоге вот уже четверть века МИРБИС являет собой целостную систему подготовки предпринимательских кадров, которая все эти годы не теряет своей актуальности.

— Какие стандарты качества существуют в МИРБИС?

— В своей работе МИРБИС ориентируется на лучшие международные практики и уделяет большое внимание международной сертификации своих программ. В частности, как я уже говорил, МИРБИС — первая из независимых школ бизнеса в России, получившая аккредитацию Международной ассоциации МВА (АМВА).

Система менеджмента качества МИРБИС направлена на реализацию государственной политики в области качества профессионального образования, при разработке и внедрении которой были приняты за основу принципы Всеобщего управления качеством, а также требования и рекомендации Типовой модели системы качества вуза, государственных стандартов РФ: ГОСТ ISO 9001-2011, ГОСТ Р ИСО 9004-2010.

Координирует деятельность в области качества в МИРБИС Центр менеджмента качества.

— В 1970-е годы, когда знаменитый американский предприниматель Арманд Хаммер посетил нашу страну по приглашению советского правительства, его спросили, что нам необходимо, чтобы привлечь западных бизнесменов. Последовал ставший легендарным ответ: лимузины и гольф-поля! Для России по-прежнему актуальна тема привлечения иностранных инвестиций. Вы много общались с зарубежными предпринимателями и гуру бизнеса. Как бы вы ответили на этот вопрос?

— Должна сложиться деловая среда, благоприятная для развития и ведения бизнеса, где будет безусловная гарантия частной собственности, независимая судебная система, государственные меры стимулирования налогового характера и, конечно, снижение уровня коррупции.

Инвестиции — это хорошо, но, цитируя одного большого специалиста в области рыночных коммуникаций, напомню: «Берешь чужое и на время, а отдаешь свое навсегда». Зарубежные инвестиции в сфере бизнес-образования полезны для проведения исследований в области инноваций (например, что нужно бизнесу завтра, что — послезавтра), философии менеджмента и бизнеса и т.д.

Для основной образовательной деятельности, т.е. организации процессов обучения, инвестиции нужны только на условиях партнерства. Все стороны должны быть равно заинтересованы в развитии образовательного проекта и готовы работать на то, чтобы сделать этот проект жизнеспособным, финансово устойчивым и ориентированным на удовлетворение будущих потребностей рынка труда в менеджерах-профессионалах.

— В заключение наш традиционный вопрос. Что для вас означает понятие «деловое совершенство»?

— В прошлом я — моряк, капитан второго ранга, кораблеводитель, поэтому для меня — это линия горизонта, к которой стремишься, но никогда не можешь достигнуть. Умение заглянуть за воображаемую линию горизонта — важнейшее качество руководителя, предпринимателя, показатель его «делового совершенства».

На пути к ней важно правильно «проложить» направление движения, учесть все возможные факторы: внутренние (возможности корабля и команды) и внешние (навигационные условия, ветер, плотность судоходных путей, фарватеры и т.д.).

Так и в бизнесе. Всё важно: воля, решимость, умение идти на риск и подчинить второстепенное главному, правильное распределение ресурсов, самоотверженность и неутомимость в поиске новых путей, технологий, продуктов, методик, идей. Только тогда каждый день, каждый шаг будут приближать тебя к деловому совершенству.

Беседовала Татьяна Киселева, главный редактор журнала Business Excellence

«Business Excellence» Декабрь 2013

Рубрика: Дело
01.12.2013

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU