Архив номеров

Павел Захаров. Лидеры в бизнесе — те, кто занимается вопросами безопасности и качества

О том, как создать действенную корпоративную систему промышленной безопасности и в чем заключается главная ценность компании, рассказывает директор департамента охраны труда, промышленной безопасности и экологии ОАО АНК «Башнефть» Павел Захаров.

Павел Захаров— Павел Викторович, недавно компания получила сертификаты соответствия системы менеджмента промышленной безопасности и охраны труда стандарту OHSAS 18001 и системы экологического менеджмента стандарту ISO 14001. Расскажите, почему для вас это важно и как шла подготовка к этому событию.

— Мы стремились к этому, потому что в международных стандартах заложен системный подход, предусматривающий постоянное улучшение ситуации. Хороший стандарт должен опережать развитие отрасли. Но для этого необходимо пройти определенные этапы выстраивания и совершенствования системы управления. За один год этого невозможно достичь.

Интегрированная система менеджмента в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии, созданная в компании, охватывает все ключевые бизнес-процессы. Как только она докажет свою результативность, мы планируем перейти на более высокий уровень, предполагающий интеграцию нескольких стандартов. Самое важное, чтобы все бизнес-процессы работали как единый организм. Мы намерены достичь этого в ближайшие пять лет. У всех, начиная с руководства компании до рядовых сотрудников, должно быть четкое понимание того, в каком направлении мы движемся и каких результатов планируем добиться.

Получение данных сертификатов соответствия завершило оформление тех процессов, которые происходят в компании на протяжении последних лет. Так, например, мы проанализировали все несчастные случаи за последние пять лет, выявили некоторые системные причины и разработали целый комплекс мероприятий для улучшения ситуации, который был положен в основу Функциональной стратегии в области охраны труда, промышленной безопасности и экологии до 2017 года.

Теперь мы анализируем всю логическую цепочку причин и следствий происшествий. Выясняем ситуацию не только на конкретном участке, где произошло событие, но и ищем первопричину: на каком уровне в компании произошел сбой, а затем регулярно ведем мониторинг ключевых показателей.

Международные стандарты позволяют разработать внутренние документы, благодаря чему в компании были созданы, например, корпоративный и типовой реестры рисков, карты наблюдения опасностей, с помощью которых можно произвести переоценку рисков в новых условиях и проинструктировать сотрудников перед выполнением работ, и ряд других стандартов, позволяющих организовать бизнес-процессы с учетом вопросов производственной безопасности.

В соответствии с этими стандартами мы выстраиваем деятельность не только своей компании, но и наших подрядчиков. Есть четкая процедура — стандарт по работе с подрядчиками. Мы проводим совещания, объясняем, что нам необходимо. К сожалению, многие хотят сэкономить на безопасности. Поэтому в каждую закупочную группу мы включили специалиста по охране труда и промышленной безопасности, который должен следить за соблюдением наших стандартов.

— Что еще включает в себя система эффективного управления процессами производственной безопасности?

— Большинство происшествий обусловлены низкой внутренней культурой безопасности. Мы все мерно содействуем ее повышению. Компании важна жизнь каждого сотрудника; нам не нужно бессмысленное геройство в ущерб соблюдению технологических норм. Президент «Башнефти» Александр Корсик лично гарантировал, что если кто-то из сотрудников заметит нарушение техники безопасности, он вправе остановить работу, и не получит за это никаких дисциплинарных взысканий.

У каждого руководителя есть индивидуальный план развития культуры безопасности, куда входят пять–семь пунктов. Например, на любой объект все, включая президента компании, должны приходить в полном комплекте спецодежды. Начинать нужно с себя, подавая пример остальным сотрудникам. На этом базируется развитие лидерства — еще одна составляющая, которая имеет значимый позитивный эффект, потому что демонстрирует, как важно вовлечение каждого в процессы безопасности.

Кроме того, руководитель должен не только служить примером, но и помогать решать конкретные проблемы. Поэтому еще одной существенной составляющей формирования культуры безопасности является эффективно налаженная обратная связь. Президент компании регулярно встречается с сотрудниками, чтобы выслушать их предложения по улучшению условий работы и мер безопасности.

— Можно стандартизировать все технологические процессы, но как добиться, чтобы сотрудники следовали этим стандартам?

— Регламент по технике безопасности — это всего лишь неодушевленный документ; чтобы он заработал, необходимо объяснить, для чего это нужно. Если смысл приказа понятен, люди будут выполнять его гораздо охотнее. Но, чтобы добиться такого результата, нужно работать с каждым сотрудником индивидуально, причем на примерах, взятых из практики.

В решении данного вопроса нам помогают так называемые поведенческие аудиты безопасности, суть которых в том, что руководство компании, начиная с президента, наблюдает в течение некоторого времени за выполнением того или иного рабочего процесса и затем дает свое заключение: какие риски присутствуют на этом этапе работы и чем они обусловлены. Подобная практика используется во всем мире.

По итогам аудита с сотрудником разговаривают, объясняют ему, какие именно действия могут привести к тем или иным травмам, добиваются того, чтобы он это действительно осознал и начал все делать правильно. Таким образом, идет вовлечение персонала в процессы формирования особой культуры безопасности производства.

Причем это может получиться не с первого раза. В моей практике были случаи, когда с некоторыми работниками приходилось разговаривать по три–четыре раза. Но это необходимо. Наряду со стандартами, которые регулируют технологические процессы, у каждого сотрудника должен быть «в голове» регулятор, помогающий исключить ошибки, обусловленные человеческим фактором.

Наша стратегическая цель — добиться нулевой статистики несчастных и смертельных случаев на производстве, а тактическая задача — ежегодно снижать уровень травматизма на 5–10%. Но и уже созданная система действительно работает. За прошедший год травматизм в компании, включая наших подрядчиков, снизился на 17% по сравнению с 2012 годом.

Павел ЗАХАРОВ

Павел ЗахаровС 1992 по 2005 годы работал в ОАО «Оренбургнефть», прошел путь от оператора по добыче до заместителя главного инженера — начальника отдела охраны труда, промышленной безопасности, охраны окружающей среды и безопасности дорожного движения. В дальнейшем работал директором по ОТ, ПБ, ООС и качеству в российском отделении международной сервисной компании «Везерфорд», директором департамента по охране труда, охраны здоровья и транспортной безопасности блока разведки и добычи компании ТНК-ВР.

В ОАО АНК «Башнефть» работает с 2012 года. Имеет квалификацию «Аудитор по международной сертификации ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001 MOODY INTERNATIONAL с регистрацией в IRCA» и целый ряд авторитетных российских и международных дипломов дополнительного образования.


— Наличие или отсутствие стандартов гарантирует успех в бизнесе?

— Повторюсь, стандарт — это просто документ. Самое сложное — так выстроить согласно этому стандарту систему, чтобы она была жизнеспособна и работала. Для этого у нас есть ключевые показатели эффективности, функциональная стратегия, в которой определены реперные точки, показывающие, чего мы должны достичь к 2017 году. Более того, регулярно проводятся анализ и корректировка действий по достижению целей стратегии. Мы используем для этого, в том числе, те инструменты, которые заложены в международных стандартах.

Еще раз подчеркну: наличие стандарта не гарантирует того, что этот стандарт соблюдают. К сожалению, это реальность. Чтобы стандарт начал работать, надо приложить очень много усилий. Людей нужно обучить и аттестовать. Но и после этого мы не оставляем их без внимания: следует убедиться, что они применяют полученные знания на практике.

— Как вы полагаете, в современном мире понятие «качество» девальвируется или становится более актуальным?

— Уверен, что его актуальность будет возрастать с каждым годом, потому что качество услуг — это важная составляющая любого успешного бизнеса. Так, чтобы сделать свою работу еще более успешной, получить еще более широкие перспективы развития и иметь возможность обмениваться лучшими практиками отрасли, «Башнефть» вступила в Международную ассоциацию производителей нефти и газа (OGP) и Международную ассоциацию представителей нефтегазовой промышленности по охране окружающей среды и социальным вопросам (IPIECA). При этом мы испытываем законную гордость, что являемся единственной российской компанией, которая сегодня входит в эти организации.

В частности, нам будут полезны рекомендации OGP по внедрению культуры лидерства, которую они сформировали на основе изучения опыта 80 компаний мирового уровня.

— Все, о чем мы говорим, свидетельствует о формировании в вашей компании особой корпоративной культуры. Какие еще составляющие должны входить в это понятие?

— Наряду с другими инструментами должна быть четкая программа мотивации. Должны работать механизмы не только взысканий, но и поощрений. В настоящее время мы готовим стандарт мотивации сотрудников за достижения в области охраны труда и промышленной безопасности. Разработано несколько уровней мотивации — от рабочего до представителя топ-менеджмента. Учреждена премия президента за наилучшие достижения в области охраны труда. Причем это не символическая премия, это реальные серьезные деньги.

Однако основой изменения внутренней культуры является обучение. Почему у нас за такой короткий период произошли кардинальные изменения в сознании людей и в самой компании? Потому что за прошлый год мы обучили 26 тыс. человек корпоративным стандартам, начиная от ключевых правил безопасности, оценки рисков, расследования происшествий и заканчивая лидерством и поведенческими аудитами безопасности. В частности, выстраивание эффективной системы оценки рисков является одной из первоочередных задач: если мы научим людей управлять рисками, видеть их, то соответственно и снизим травматизм.

Поэтому так важна профилактика травматизма. Для повышения её эффективности применяются интерактивные инструктажи, в ходе которых используется широкий инструментарий: видеофильмы, лектории, работы на тренажерах, тесты, но самое главное — сотрудник должен рассказать, как он поступит в той или иной ситуации, когда столкнется с различного рода опасностями. Мы также распространяем информацию об извлеченных уроках, основанную на реальных несчастных случаях, чтобы люди учились на чужих ошибках.

Не менее важен и наш внутренний стандарт по расследованию происшествий, согласно которому мы выясняем критические факторы, непосредственные и системные причины, анализируем, где система не работает и что нужно сделать, чтобы ее улучшить. После каждого крупного расследования запускается процесс изменений, затрагивающий всю компанию.

Если в дальнейшем где-то будет выявлен пробел, то мы сразу реагируем на это, потому что работаем на опережение.

Но самое важное — был создан институт внутренних тренеров, чтобы компания изнутри развивала своих сотрудников. Такие тренеры хорошо понимают технологию эффективного процесса обучения, который должен включать 30% теории и 70% практики. При этом каждый по окончании учебы должен уметь применить свои знания.

Мы регулярно издаем различного рода информационные брошюры, но раздаем их сотрудникам только, когда от них получена обратная связь, что они поняли все объяснения и твердо усвоили информацию. Например, в ходе обучения защитному вождению недостаточно простого соблюдения правил дорожного движения, водитель должен рассказать обо всех потенциальных рисках, с которыми может столкнуться, что делать в каждой ситуации, и лишь затем ему выдают памятку, чтобы периодически вспоминать, чему его учили и как это применять.

Вообще, главная задача нашего департамента и моя лично — научить людей тому, чтобы забота о собственной безопасности перешла на уровень рефлексов.

— Теперь расскажите о формировании культуры социальной ответственности ОАО АНК «Башнефть».

— Социальная ответственность компании заключается, в том числе, и в том, что наряду с охраной труда мы уделяем большое внимание и используем системный подход к охране здоровья наших сотрудников. При приеме на работу каждый проходит полный скрининг состояния здоровья, а затем — регулярные медицинские осмотры с учетом тех вредных факторов, которым именно он подвергается на производстве.

Система охраны здоровья включает также планы экстренного медицинского реагирования (чего, кстати сказать, нет во многих других компаниях), комплексную работу по профилактике профзаболеваний, просветительскую работу, плановую вакцинацию. Кроме того, ведется мониторинг влияния химических реагентов, которые применяются при производстве тех или иных работ, на здоровье сотрудников, занятых на этих работах.

Отдельный блок составляет профилактика заболеваний, на первый взгляд, не связанных напрямую с производственными рисками, таких, как, например, сердечно-сосудистые заболевания. Однако, по оценкам Всемирной организации здравоохранения, заболевания сердца и сосудов являются главной причиной смертности в мире, и в России в том числе. То есть риску подвергаются и наши сотрудники, чья жизнь и здоровье — главная ценность компании.

Поэтому мы проводим информационные кампании, разъясняем, какие существуют факторы риска и как их исключить или минимизировать. Наши сотрудники имеют полисы добровольного медицинского страхования, располагают возможностью пройти санаторно-курортное лечение.

То есть мы создаем все условия для того, чтобы люди следили за своим здоровьем, при необходимости восстанавливали его и выходили на работу полными сил и энергии. Ведь иначе, если те, кто задействован на опасных производственных объектах, почувствуют себя плохо, аварии не избежать.

Если каждый работодатель станет заботиться о своих сотрудниках, то они будут здоровы, смогут эффективно работать. Соответственно и бизнес будет успешным.

— В заключение всем нашим собеседникам мы задаем традиционный вопрос: что для вас означает понятие «деловое совершенство»?

— Для меня деловое совершенство заключается в отсутствии несчастных случаев на производстве. Пока есть хоть одна микротравма, считаю, что система несовершенна и над этим надо еще много работать.

Беседовала Татьяна Киселева, главный редактор журнала Business Excellence

«Business Excellence» Март 2014

Рубрика: Дело
01.03.2014

448
Поделиться:

Подписка



Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU