Архив номеров

Волшебные слова изобретателя

Человек пришел в мир для безмерной свободы творчества и счастья.
Александр Куприн

Изложенная ситуация, произошедшая около двадцати лет назад в одном из советских НИИ, актуальна и не потеряла своего прикладного значения и сегодня, когда компьютеры пришли на смену рейсшинам.

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) - замечательный инструмент успешного выхода из проблемных ситуаций не только в области техники, но и в других областях человеческой деятельности. Описываемые ниже события связаны с первыми шагами автора в качестве руководителя творческого коллектива конструкторов-изобретателей.

Начальник для «зубров»

Представьте ситуацию. Крупное конструкторское бюро (КБ) по разработке опытной техники ведущего отечественного НИИ. Одна из конструкторских бригад после ухода из нее очередного начальника длительное время работает без руководителя, что негативно сказывается на работе большого отдела. Основных причин отсутствия начальника бригады две: профессиональная и социальная.

Профессиональная причина в том, что должность начальника конструкторской бригады, с одной стороны, почетная, с другой стороны, очень ответственная. Поэтому никто из ведущих конструкторов этой бригады не хотел брать на себя этот административный груз.

Социальная: в бригаде в основном работают «зубры» - конструкторы высокого уровня, большинство из которых изобретатели и рационализаторы, прекрасно знающие свою работу и заслуженно требующие к себе особого отношения. Не каждый руководитель мог соответствовать высоким требованиям бригады, поэтому начальники в ней долго не задерживались.

Совершенно неожиданно руководство отдела предложило возглавить бригаду «зубров» мне. Разница между моим профессиональным опытом и опытом ведущих специалистов этой бригады составляла более десяти лет. Взвесив все имеющиеся «за» и «против», я принял предложение руководства с условием, что бригада «зубров» одобрит мою кандидатуру. Бригада согласилась.

Вхождение в должность

Началась жизнь молодого руководителя.

Предприятие режимное. Подразделение проектирует и изготавливает опытные образцы новой техники. Спектр разработок широкий. Каждый конструктор работает над своим очередным изделием. В то далекое время чертежи конструкторской документации создавались карандашом на листах бумаги, закрепляемой на чертежной доске, по которой вручную двигалась пара линеек. В разрабатываемых изделиях десятки узлов и сотни деталей. В одном чертеже сложной детали изделия не менее десятка размеров. Все позиции и размеры деталей должныбыть согласованы, а проверка сдаваемой документации тогда проходила «вручную».

Будучи просто рядовым конструктором, я отвечал только за собственную конструкторскую документацию (далее КД), а в должности начальника бригады уровень моей ответственности резко возрос: теперь надо было отвечать за всю созданную в бригаде документацию.

В КД кроме размеров новых, стандартных и готовых деталей должны быть согласованы и другие ее составляющие, влияющие на изготовление и успешную работу нового изделия. Поэтому в документации не должно быть ошибок.

Цена конструкторской ошибки

Наличие ошибок в документации приводит к возникновению последующей цепочки неприятностей. Так, например, допущенная в ходе создания КД и пропущенная в ходе проверки ошибка в размере детали после изготовления «ошибочной детали» приведет к ее нестыковке с другой деталью. Далее последует «разбор полетов», внесение изменений в КД, повторное согласование со всеми службами, доработка или повторное изготовление детали. На устранение только одной такой ошибки требуются производственные ресурсы:материалы, деньги, люди, время. Если ошибка серьезная и на ее исправление требуется много времени, возможен срыв производственных сроков, а затем, в лучшем случае, последует наказание в виде лишения премии. И это из-за единственной ошибки в одной детали!

Особое время - конец месяца. Необходимо выполнить и сдать в срок запланированную работу, иначе - административное воздействие. Масштаб этого воздействия зависит от уровня взятых бригадой, отделом, КБ или подразделением обязательств.

Возникновение проблемной ситуации

Не желая неприятностей от возможных ошибок в выпускаемой бригадой КД, я стал детально проверять все предоставленные на подпись документы. Чертежей и сопроводительных документов много, номенклатуры деталей еще больше, проверяемых размеров не счесть. При проверке КД обнаруживались самые разнообразные ошибки, требующие оперативного исправления. С работы я стал уходить теперь значительно позже. Привычный семейный режим после назначения был нарушен, сократилось время общения с моими детьми. «Зубры»и остальные члены бригады быстро и с радостью поняли, что их ошибки в КД будут выявлены и устранены новым молодым начальником. Постепенно у меня стала накапливаться усталость, появляться неудовлетворенность работой, раздражительность. Поняв, что так долго продолжаться не может, я решил изменить ситуацию.

Судьбы трех решений

Решение первое, «человеческое»: просьба

Я собрал всю бригаду и сообщил о большом количестве времени, затрачиваемом на проверку сданной КД, о наличии в документации различных ошибок, о своем позднем уходе с работы и о желании уходить вовремя. «Зубров» попросил внимательнее и добросовестнее относиться к разрабатываемой ими документации, так как у меня нет желания бегать по подразделению и устранять возникшие «проколы».

Конструкторы согласились с моими доводами, но в их милых улыбках звучало: «Ты еще молод. Ты не первый у нас. Такова участь начальника бригады. Это твои проблемы». Прошло некоторое время, тщательная проверка КД продолжалась, так как ошибки периодически появлялись. Я понял, что упование на внимательность и добросовестность не помогает. Моя просьба к членам бригады, к сожалению, не принесла ожидаемых изменений.

Решение второе, «финансовое»: деньги

Я обратился к руководителю отдела с просьбой предоставить мне «денежный механизм воздействия» - возможность самому распределять хотя бы часть ежемесячной премии. Получил отказ и ценное напутствие: «Решай проблему без денег».

Решение третье, «изобретательское»: ИКР

К тому моменту я уже был знаком с ТРИЗ и применял инструменты теории при решении сложных технических вопросов. Наступило время опробовать ТРИЗ в возникшей нетехнической проблемной ситуации.

Прежде всего, я сформулировал идеальный конечный результат (ИКР), обязательно содержащий одно из «волшебных» слов - «сам», «сама», «само» или «сами»: «Сотрудники бригады сами хотят сдавать свою документацию в установленные сроки и без ошибок». Звучало, как в сказке, и не верилось, что это можно реализовать. Но это и есть задача изобретателя - сказку сделать былью.

Далее последовал анализ. В основе поведения человека заложены мотивы, а их управляющими факторами являются внутренние и внешние «кнуты» и «пряники». Внешние «денежные пряники» руководство отдела мне не дало, но, зная, что деньги - один из эффективных стимулирующих факторов воздействия на поведение человека, я решил все же не переходить к другому стимулу и сформулировал противоречие: «Деньги должны быть для стимулирования деятельности сотрудников в отношении к качествувыполняемой ими работе, и денег не должно быть, так как их не дали». То есть сотрудник должен получить деньги за качественную работу при отсутствии денег. Далее я применил один из сильнейших ТРИЗ-принципов - «наоборот», первый пункт которого гласит:

«Вместо действия, диктуемого условиями задачи, осуществить обратное действие». Переформулировал условие: «Сотрудник не должен получить деньги за некачественную работу при наличии денег». Из новой формулировки условий следовало, что деньги уже должны быть, а их выдача зависит от качества выполненной работы. Решение пришло моментально.

От волшебства к реальности

На следующий день я собрал бригаду. Напомнил свою просьбу о необходимости внимательного и добросовестного отношения к разрабатываемой КД. Сказал о периодическом появлении различных ошибок в документации, о том, что все сотрудники уже привыкли, уходя домой, видеть меня за проверкой чертежей. Сообщил об отказе руководства отдела дать в распоряжение часть премии и, наконец, заявил, что с сегодняшнего дня больше не буду оставаться дольше официального окончания рабочего дня для проверки сданной КД. На лицах былиудивление, недоумение и интерес. Я продолжил: «Каждый сотрудник бригады отвечает за качество выполненной им работы. Чем выше квалификация специалиста, тем и выше оплачиваемая (в виде заработной платы и премии) ответственность. Всем, надеюсь, известно, что конструкторская документация - это продукт деятельности сотрудников КБ. Качество любого созданного продукта определяет уровень и способности его производителя. У каждого из нас есть квалификация, обозначающая определенный уровень способностей, предусматривающихопределенную ответственность. Таким образом, если в бригаде есть ведущие разработчики, то они САМИ полностью ответственны за разрабатываемое ими изделие, начиная от концептуальной идеи до его приемки заказчиком. Поэтому наличие ошибок в КД с сегодняшнего дня будет рассматриваться как существенный признак уровня квалификации сотрудника. Это касается всех членов бригады: от ведущих специалистов до чертежников. При регулярных ошибках в КД будет объективно поставлен вопрос о несоответствии текущей квалификации сотрудника,ответственного за сдаваемую документацию. Есть вопросы? Вопросов нет! Спасибо. Теперь за работу без ошибок!». В этот день я впервые ушел домой вовремя, пожелав успехов тем, кто остался проверять свою документацию. Все всё поняли. Больше серьезных вопросов с ошибками в КД в бригаде не возникало.

Так слово «сами» не только помогло существенно сократить число ошибок, но «зубрам» - еще больше укрепить свой статус, а мне убедиться, что с помощью ТРИЗ можно решать не только технические проблемы. Волшебные слова изобретателя «сам», «сама», «само», «сами», продолжают активно помогать мне в преодолении трудностей на пути «безмерной свободы творчества и счастья».

Марат ГАФИТУЛИН
Директор по науке компании «Инновации. Технологии. Решения», кандидат педагогических наук, мастер ТРИЗ.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.05.2008

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Business Excellence".
Подписаться >>>

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>

САЙТ ЖУРНАЛА "BUSINESS EXCELLENCE" - WWW.BE-MAG.RU