Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиДовольно давно в школах появились инженерные классы, сначала в виде углубленного изучения точных дисциплин: физики, математики, информатики, чуть позже, с появлением сетевых партнеров, вузов и предприятий реального сектора экономики, в виде профориентационных занятий. В результате возникли инженерные судо- и авиастроительные классы. Совершенно новым направлением стало развитие инженерно-метрологического профиля.
Встреча А.П. Шалаева, руководителя Росстандарта, со школьниками 10 «А» класса ГБОУ СОШ № 237
во время их поездки в Москву. Встреча прошла в здании Росстандарта, в «Башне Федерация»
Метрология – это наука, красной нитью проходящая через все сферы человеческой деятельности. Учитывая ее важность, сегодня кажется странным, что это направление так долго не было внедрено в школьное образование. Создание Метрологического образовательного кластера Санкт-Петербурга стало знаменательным событием, объединившим ВНИИМ им. Д.И. Менделеева и ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, а в более широком понимании науку и школьников. Развитие кластера началось с знакомства обучающихся с метрологией через интересные лекции А.С. Игнатковича, координатора Метрологического образовательного кластера Росстандарта. Алексей Сергеевич в каком-то смысле подвижник, метрологический первопроходец, принесший метрологию в школу. Идея развития кластера заключалась в знакомстве школьников с предметом через цикл занимательных мероприятий: экскурсий, игр, а не скучных уроков. Через игру обучающиеся познакомились с древними мерами, узнали, что такое эталоны, приняли участие в метрологическом КВН и профориентационном форуме «Стандарт будущего».
К работе кластера стали присоединяться другие школы Санкт-Петербурга, а также вузы, имеющие профильные кафедры. Позже в кластер вошли предприятия, заинтересованные в привлечении молодых кадров в отрасль и готовые «взращивать» их для себя со школьной скамьи. Границы кластера расширялись, количество организаций росло. Тем более что идею кластера поддержал Росстандарт, и она уже вышла на всероссийский уровень. В деятельность кластера начали включаться подведомственные структуры Росстандарта в других регионах, включая Государственные региональные центры стандартизации, метрологии и испытаний (ФБУ ЦСМ), а также региональные учебные заведения и промышленные предприятия. Всех вновь прибывавших участников интересовало, как начать работу, по какому пути идти, а те, кто уже прошел период адаптации, столкнулись с вопросом: «Что дальше»?
Педагоги – творческие специалисты, готовые развиваться в абсолютно новой для себя области, стали придумывать сценарии уроков, администрации школ – системы организации работы, вузы искали пути взаимодействия со школами. На местах накопился богатый методический материал. Появилась необходимость в обмене опытом, в создании банка методических разработок уроков, внеклассных мероприятий.
Было принято решение провести конкурс методических разработок. В 2022–2023 учебном году прошел первый конкурс «Золотая коллекция: метрология и стандартизация». В конкурсе приняли участие педагоги детских садов и школ, преподаватели вузов.
На суд компетентного жюри были представлены технологические карты уроков, проекты лабораторных и внеурочных занятий. Началось формирование банка методических разработок. Партнерами конкурса выступили ООО «Измерительные решения» и журнал «Мир измерений». Мы выражаем им большую признательность за участие и поддержку в деле продвижения метрологического образования и развитие инженерного потенциала детей. Общими усилиями был подготовлен специальный выпуск журнала, в котором мы рассказали о том, как развивается кластер, представили итоги конкурса.
В феврале 2024 года был дан старт второму конкурсу «Золотой коллекции». Положение конкурса претерпело изменения, появились новые номинации. С положением конкурса можно познакомиться на странице конкурса в ВВконтакте по ссылке https://vk.com/m_golden
Учредителями второго конкурса было принято решение разграничить материалы на пособия для учеников и педагогов. К учебным пособиям для учеников относятся сборники упражнений и задач, руководства для самостоятельных занятий, различные дидактические материалы, обучающие наборы, игры и пр. Учителям необходимы технологические карты занятий, методические пособия, сборники лабораторных работ, книги для дошкольников и школьников.
Во время вручения наград победителям конкурса «Золотая коллекция: метрология и стандартизация», которое состоялось
в рамках Петербургского международного образовательного форума – 2023. На фото (слева направо): Т.А. Сенкевич,
директор Информационно-методического центра Красносельского района, И.Т. Морарь, директор ГБОУ «Средняя
образовательная школа № 237», А.П. Пронин, генеральный директор ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева», г. Санкт- Петербург
Образовательные учреждения обладают разным материально-техническим оснащением. Некоторые организации удалены от вузов и других социальных партнеров и не имеют возможности продемонстрировать работу метрологического оборудования, провести лабораторную работу. Видеоролики могут стать подспорьем при проведении занятий. Поэтому в этом году появилась номинация «Видеоролики». Наглядное представление материала может быть представлено в виде видеообъяснения какого-либо явления, подготовки к профессиональным конкурсам, например «Профессионалы», видеолабораторной работы, видеоэкскурсии, мультфильма и т.п.
Экскурсия в лаборатории ООО «Измерительные Решения»: школьники знакомятся с инновационным измерительным оборудованием компании
Была расширена категория «Программы». Кластер развивается, и требуются готовые решения по развитию региональных отделений сообщества, городских и районных. Такой опыт уже появился, и эта категория теперь подразумевает не только занятия во внеурочное время, в отделениях дополнительного образования детей и на курсах, но и программы организации кластерной системы. Какие-то регионы выбрали путь знакомства с метрологией через ознакомительные мероприятия, другие решили пойти по пути углубления предметных знаний, узкопрофильного обучения. В некоторых регионах представители реального сектора экономики являются системообразующими организациями и у них другой уровень возможностей. Вариантов развития кластера много, и мы предлагаем представить имеющиеся варианты.
У нас у всех часто не хватает времени, чтобы описать имеющийся опыт, собрать воедино наработанные материалы. А ведь есть чем поделиться! Уважаемые коллеги, соратники, приглашаем вас принять участие во втором Всероссийском конкурсе «Золотая коллекция: метрология и стандартизация»! Награждение победителей пройдет в Санкт-Петербурге на Международном образовательном форуме.
Фото предоставлены ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург
Авторы
Ирина Талгатовна Морарь,
директор ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург
Надежда Александровна Доронина,
заместитель директора ГБОУ СОШ № 237 Красносельского района, г. Санкт-Петербург