Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

От измерений к инновациям: школьники сегодня – метрологическая элита промышленного кластера завтра

«Мир измерений» Сентябрь 2024

Рубрика: Метрологический образовательный кластер Росстандарта
Автор(ы): А.А. Медведев

О собственном пути развития Метрологического образовательного кластера Росстандарта в Нижегородской области

Все начинается с измерений. Метрология проста и сложна одновременно, и далеко не все понимают ее предназначения. Неведение и как результат – снижение количества абитуриентов, а в некоторых случаях ликвидация бюджетных мест в профильных вузах на данных направлениях. В то же время предприятия остро нуждаются в техниках, инженерах-метрологах, главных метрологах. То количество студентов, которых выпускают вузы, не способно удовлетворить потребности компаний. Этому есть несколько причин. Первая, как было уже упомянуто выше, – плохая осведомленность о профессии. Вторая – утраченная привлекательность инженерных специальностей.
С каждой разберемся и посмотрим, что делается для их решения.

Метрология – это связано с метро или погодой?

С этой шуткой знаком каждый метролог. Она звучит весело, но за ней кроется, по сути, непонимание работы сотен тысяч специалистов по всей стране. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) прилагает массу усилий, чтобы этот пробел устранить. Помимо информирования о непосредственной работе, введении новых и современных эталонов, стандартов ведомство реализует ряд социально важных проектов. Всероссийская акция «Будь уверен! Будь здоров!», которая направлена на проверку работоспособности бытовых тонометров артериального давления у населения. Премия Правительства РФ в области качества, присуждаемая за достижение значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечения их безопасности, а также за внедрение высокоэффективных методов менеджмента качества. В 2024 г. впервые прошел конкурс «Лучший молодой метролог МГС СНГ», который позволяет отметить активных и талантливых специалистов. Но, пожалуй, самый масштабный проект в системе ведомства – это «Метрологический образовательный кластер Росстандарта».

Главные цели проекта – знакомство детей с метрологией и профессией «метролог», подготовка школьников к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего звена.

«Метролог профессия с долгой историей, она востребована во все времена. Сегодня без корректно работающих приборов невозможно выпустить качественные товары, детали, которые смогут обеспечить безопасность, например,
авиаперевозкам или поставить правильный диагноз пациенту. Профессия активно развивается, внедряются цифровые виды измерений. Важно уже сейчас воспитывать будущие кадры, чтобы беспрерывно помогать российским предприятиям обеспечивать безопасность и выпуск качественной продукции».

Директор Государственного регионального центра стандартизации,
метрологии и испытаний в Нижегородской области
А.А. Медведев

 

В 2023 году к проекту присоединилась Нижегородская область. Не успев открыть ни одного метрологического класса, Нижегородский центр стандартизации, метрологии и испытаний при поддержке Министерства образования и науки Нижегородской области собрал в ноябре профильную смену в детском санаторно-­оздоровительном образовательном центре круглогодичного типа. Такого не делал никто.

Учащиеся 8–9‑х классов прошли конкурсный отбор. На смену дети пришли с выраженными потребностями, увлечениями и интересами, поэтому охотно включились в процесс, чтобы реализовать свой потенциал.

Важным ресурсом в повышении качества подготовки к профессиональному старту был образовательный блок программы лагеря. Инженерно-­технические соревнования «Получение данных», «Изучение погрешности», «Измерение скорости» позволили научиться решать актуальные технические задачи. Образовательно-­развлекательная игра «12 записок» была направлена на знакомство детей с интересными фактами из области метрологии, математики и физики. Эксперименты по химии и решение химических задач познакомили с современными высокотехнологичными приборами, основными навыками химической метрологии. Кейс «Изобретаем средство измерения будущего» дал возможность командам разработать концепцию и создать прототип инновационного измерительного оборудования (к примеру, дети разработали «квиркл» – прибор для измерения творческого потенциала человека).

Еще одна особенность смены состояла в том, что уроки проводили наставники из Совета молодых ученых и специалистов Нижегородского ЦСМ. Они старались доступно рассказать о сложных вещах. Забегая вперед, отметим, что опыт оказался успешным, и подобная смена прошла еще и в марте 2024 г. Сейчас готовится образовательная программа для смены в ноябре этого года.

«В чем особенность профильной смены? В течение трех недель ребята находятся вместе, формируется ­команда единомышленников с возможностью глубокого изучения инженерных специальностей. Это серьезный образовательный и проф-ориентационный инструмент, который помогает детям определиться с будущей профессией».

Директор Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей
и талантов у детей и молодежи «Вега»
И.Ю. Зиновьева


После смены среди ребят было проведено анкетирование. Обработка анкет обратной связи, которые заполнили дети, показала: интерес к метрологии есть. Нижегородский ЦСМ подписал соглашение с Министерством образования и науки Нижегородской области о создании регионального кластера.


Во время первой профильной метрологической смены в ноябре 2023 г. в детском санаторно-оздоровительном образовательном центре
круглогодичного типа «Лазурный». Занятие с участниками смены проводит Ю.И. Курбатова, инженер первой категории Нижегородского ЦСМ


Вторая смена в детском санаторно-оздоровительном образовательном центре «Лазурный» в марте 2024 г.
Идет занятие, участники смены разрабатывают новые средства измерений

«Подобные кластеры позволяют усилить профориентационную работу, показать заранее детям весь мир возможностей, даже попробовать себя в режиме реального времени в качестве конкретного специалиста. Мы стремимся минимизировать случаи, когда школьники поступают в университеты, чтобы просто получить высшее образование, ради корочки, а далее работать не по направлению. Наша задача сделать так, чтобы дети не жалели о сделанном выборе. Таким образом мы экономим и время самих учащихся, и ресурсы институтов и потенциальных работодателей. В итоге подписанное соглашение поможет нам развивать экономику региона и готовить высококвалифицированные кадры».

Министр образования
и науки Нижегородской области
М.Ю. Пучков

Восьмого февраля этого года, в День российской науки, в день 190‑летия со дня рождения великого русского ученого, основоположника отечественной метрологии Дмитрия Ивановича Менделеева, было подписано первое соглашение об открытии профильных классов в школах. Они начали свою деятельность в семи общеобразовательных учреждениях региона в начале 2024/2025 учебного года. В кластер вошли пять школ из Нижнего Новгорода, одна школа города Дзержинска и школа Кстовского муниципального округа.


Соглашение о сотрудничестве между Министерством образования и науки Нижегородской области
и Нижегородским ЦСМ подписали министр образования и науки Нижегородской области М.Ю. Пучков (слева)
и директор ФБУ «Нижегородский ЦСМ» А.А. Медведев


«Наши ученики приняли участие в первой в стране метрологической смене в лагере „Лазурный“. После нее они приехали воодушевленными и заинтересованными. Поэтому сомнений о присоединении к кластеру у нас не было. Зачастую выпускники школы выбирают те специальности, которые им хорошо знакомы профессию родителей, близких или широко распространенные, такие как врач, учитель, бухгалтер. Многие даже не знают о такой важной профессии, как метролог. Мы нацелены познакомить ребят и их родителей с метрологией, помочь им развить базовые навыки, необходимые в будущем, сделать обучение в школе практико-­ориентированным, привить интерес к инженерному направлению и гордость за достижения российской науки».

Директор МБОУ
«Школа № 26»
Т.Н. Кудрявцева


Ошибочно думать, что целевая аудитория кластера – это только школьники. Крайне важно поработать с теми, кто будет помогать нам в популяризации науки об измерениях. С директорами и педагогами. Известно, что большой вклад в выбор будущей профессии вносят именно учителя, которые могут зарядить и мотивировать ученика к будущим исследованиям. Свое-образный «марш-бросок» сделали руководители и педагоги школ, приняв участие в конференции Метрологического образовательного кластера Росстандарта, которая прошла в Санкт-­Петербурге весной 2024 г. Это было полное погружение в метрологию, а ведь многие до этого признавались, что метрология для них – это про погоду… Прак­тический опыт преподавателей, готовые кейсы мероприятий, живое общение – участие будущих преподавателей метрологии в работе конференции оказалось бесценным.


Эксперты рассуждают: нуж­но ли вводить профориентационные занятия в основную образовательную программу или оставить как дополнительные? Нижегородский ЦСМ не стал ждать, когда будет найдено решение, и подписал соглашение с Нижегородским центром молодежных инженерных и научных компетенций «Кванториум». Таким образом, охватив все формы взаимодействия с детьми.

Уже в рамках соглашения ЦСМ Росстандарта в Нижегородской области стал партнером III Международного фестиваля «ТехноСтрелка». В этом году в нем участвовали 216 школьных команд из 51 региона России, а также Узбекистана, Сербии и Белоруссии.

В течение трех дней конкурсанты решали 33 кейса от ведущих федеральных и региональных компаний. В рамках задачи от Нижегородского ЦСМ детям необходимо было снять видеорепортаж, в котором они должны были раскрыть секреты точности измерений, рассказать, кто такие загадочные метрологи и чем они занимаются.

Победители состязаний получили дополнительные баллы при поступлении в профильный вуз. Кроме того, информация о школьниках внесена в государственный информационный ресурс о талантливых детях.


Во время международного инженерно-творческого фестиваля «Технострелка-2024» в Нижнем Новгороде.
Школьники выполняют конкурсное задание: снять молодежный ролик о метрологах

Детские технопарки «Кванториум» – это площадки, оснащенные высокотехнологичным оборудованием, нацеленные на подготовку новых высококвалифицированных инженерных кадров, разработку, тестирование и внедрение инновационных технологий и идей. Обучение ведется по направлениям, называемым «квантумы»: Автоквантум, Биоквантум, Наноквантум, Промдизайнквантум, Промробоквантум, Хайтек, IT‑квантум, VR/AR-квантум.

Совместно с «Кванториумом» разработан план мероприятий на 2024 г. Для воспитанников технопарка инженеры и метрологи проводят деловые игры, тренинги, мастер-­классы, гуру-лекции, а также экскурсии в рамках Всероссийской акции «День открытых дверей Росстандарта».



Идет награждение участников инженерно-творческого фестиваля «Технострелка-2024». Памятные подарки участникам вручил директор Нижегородского ЦСМ А.А. Медведев (в центре) 


Эмблема Метрологического образовательного кластера Росстандарта в Нижегородской области «Юный метролог»

Нижегородский ЦСМ меньше чем за год работы в рамках кластера принял участие в мероприятии международного уровня. Старт многообещающий!

Встречают по одежке, провожают по уму. Вначале все силы были направлены именно на создание образовательной базы, но пришло время и для внешнего вида. Опять же совместно с детским технопарком и региональным Министерством образования и науки был проведен конкурс идей для разработки символа Метрологического образовательного кластера Росстандарта в Нижегородской области. Мероприятие проходило в онлайн-­формате, в нем приняли участие 30 ребят со всей области. Это были как школьники, так и студенты средних профессиональных образовательных учреждений.

По итогам конкурса победителем стал учащийся школы с углубленным изучением отдельных предметов № 85 Нижнего Новгорода Антон Карташов. В основе его эмблемы символы, отражающие науку об измерениях, практическую ценность и причастность к региону. Объединение их в едином изображении подчеркивает важность взаимосвязи инновации, точности и профессионализма в образовательной деятельности кластера.

 

«По результатам конкурса мы получили от ребят креативные, запоминающиеся идеи. Каждую обязательно будем использовать. Например, у всех метрологических мероприятий будет свой знак. Что касается работы победителя, то его идея взята за основу для дальнейшей доработки и станет символом местного метрологического кластера».

Директор Центра молодежных инженерных и научных компетенций «Кванториум»,
г. Нижний Новгород,
С.А. Непокорова

 


Это лишь малая часть работы, проделанной за столь короткий срок, но результаты уже видны сейчас. Так, перед новым учебным годом шло активное обсуждение рабочих обучающих программ, по которым начались занятия 1 сентября.

 

«Наш регион всегда был богат на таланты. Здесь родились и начинали свой научный и творческий путь известный математик Николай Иванович Лобачевский, механик-­изобретатель Иван Петрович Кулибин, основоположник высшего пилотажа Петр Николаевич Нестеров, выдающийся химик Григорий Алексеевич Разуваев. И много других гениальных и трудолюбивых людей, которые внесли огромный вклад в развитие науки, промышленности, инженерного дела. Поэтому мы должны создавать все условия и возможности, чтобы продолжать дело великих людей».

Заместитель министра образования
и науки Нижегородской области
И.А. Кизилова

Много ли желающих вой­ти в инженерную элиту?

Генеральный директор Фонда ВЦИОМ, председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации К.В. Абрамов в ходе публичного выступления на Петербургском международном экономическом форуме в рамках ­паблик-тока «АиФ» представил результаты последнего исследования, в котором было опрошено 1600 жителей России старше 18 лет. Оно было направлено на выявление представлений о профессии инженера в сознании россиян.


На экскурсии в Нижегородском ЦСМ: будущие метрологи знакомятся с возможностями
и современным оборудованием, парком эталонов центра 

По результатам исследования отмечается, что престиж профессии инженера за последний год возрос с 65 до 72%. Это может быть связано с увеличением внимания государства к профессии и запуском популяризаторских программ. 35% участников опроса считают профессию инженера востребованной, указывая на рост промышленности и дефицит кадров. Те, кто не считает эту профессию престижной, чаще всего обращают внимание на низкую оплату труда (42%).

Теперь давайте подробнее разберемся в зарплатах. Как показывает один из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников в мире HeadHunter, у метрологов она варьируется от 40 тыс. до 200 тыс. руб­лей. У стандартизаторов немного выше – от 70 тыс. до 200 тыс. руб­лей. У менеджеров по качеству ситуация такая: от 35 тыс. до 150 тыс. руб­лей. Для сравнения: по данным ГородРабот.ру, средняя зарплата журналиста в России за 2024 г. – 48 020 руб­лей. Онлайн-­журнал об образовании и работе «Я знаю» от газеты «Комсомольская правда» говорит, что в зависимости от опыта работы зарплата юриста может быть 35–55 тыс. руб­лей при опыте работы от трех до шести лет; 56–80 тыс. руб­лей при стаже 5–10 лет; 81–105 тыс. руб­лей, если опыт более 10–15 лет.

Очевидно, что россияне ошибочно считают инженеров малозарабатывающими. Конечно, IT-специалисты сегодня в авангарде и получают значительно выше, но в связи с тем, что политика государства также нацелена на формирование и поддержку технологического суверенитета, инженеры следующие, в чьих знаниях и силах нуж­дается страна.

Осознавая высокую потребность реального сектора экономики в метрологах и специалистах по качеству, образовательные учреждения среднего и высшего звена особое внимание уделяют развитию инженерно-­технических направлений. Так, в 2024 г. при содействии Нижегородского ЦСМ в Нижегородском государственном архитектурно-­строительном университете спустя два года снова появились бюджетные места на профильную специализацию – и сразу 23!

Итак…

После долгого затишья инженеры и инженерные профессии возрождаются из пепла, как птица феникс. С новыми силами, яркими идеями и большим желанием работать. И государство всячески это поддерживает.

Без специалистов из этой области сегодня не может обойтись ни одно точное производство и ни одна из производственных отраслей российского рынка труда.

 

«Метрологи нужны там, где есть измерения. А измерения есть везде».

Директор Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний
в Нижегородской области
А.А. Медведев

 

Фото предоставлены Государственным региональным центром стандартизации,
метрологии и испытаний в Нижегородской области

Автор
Александр Александрович Медведев,
директор ФБУ «Нижегородский ЦСМ»

01.09.2024

448
Поделиться:

Подписка

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>