Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Подборка ко Дню метрологии: неочевидные сложности законодательства

«Мир измерений» Май 2025

Рубрика: Законодательная метрология

Консорциум «Кодекс» и РИА «Стандарты и качество» помогают разобраться с изменениями в метрологическом регулировании: рассказывают о результатах опроса профессионального сообщества и делятся аналитикой ключевых нововведений в законодательстве.

20 мая официально отмечается День метрологии. Для специалистов — это повод не только оглянуться на свои достижения, но и выявить пробелы и точки роста в работе. Чаще всего они скрываются вовсе не в технических тонкостях, а в последних законодательных нововведениях. Ведь одно дело — владеть своей профессией, и совсем другое — четко ориентироваться во всех нормах и правилах, ее регулирующих.

Более трех десятилетий Консорциум «Кодекс» разрабатывает справочные системы для всех областей промышленности, а информационная сеть «Техэксперт» поддерживает экспертов оперативными обзорами. Специалисты Консорциума «Кодекс» провели в телеграм-канале «Техэксперт: Лаборатория и метрология» викторину, призванную выявить, насколько уверенно профессиональное сообщество ориентируется в свежих законодательных актах.

Цель этой статьи не только представить результаты опроса и дать специалистам инструмент для самопроверки, но и систематизировать ключевые изменения: от перечня работ, освобожденных от метрологического контроля, до новых требований к аттестации методик.

1. ИСКЛЮЧЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ РАБОТ ИЗ СФЕРЫ ДЕЙСТВИЯ ЗАКОНА № 102-ФЗ

Перед выполнением поверки важно точно знать, какие виды работ закон № 102-ФЗ выводит из-под метрологического контроля. Согласно изменениям, внесенным в ФЗ об ОЕИ Федеральным законом от 14.02.2024 № 18-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об обеспечении единства измерений“», из-под обязательного метрологического надзора и регистрации в ГРОЕИ исключены работы, связанные с банковским контролем.

Специалисты ответили следующим образом: 56 % правильно указали «работы, связанные с банковским контролем», еще 11 % выбрали «охрану труда», 10 % — «геодезию и картографию», а немаленький процент — 23 % ошибочно выбрали «расфасовку товаров».

Важно отметить, что незнание исключенных категорий может привести к избыточным затратам на ненужную поверку, риску штрафов за отсутствие формальных процедур там, где они не требуются, а также к ненужному усложнению внутренних регламентов.

2. ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА «СТАНДАРТНЫЕ СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ» В ЗАКОН № 102-ФЗ

Точность и единообразие измерений во многом зависят от определения и использования стандартизированных исходных данных. Чтобы узаконить и упорядочить это понятие, в закон № 102-ФЗ ввели новый термин «Стандартные справочные данные». Термин означает справочные данные о физических константах и свойствах веществ и материалов, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области обеспечения единства измерений, и опубликованные в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений (п. 22.1 статьи 2 закона 102-ФЗ в редакции закона № 18-ФЗ от 14.02.2024).

В результате викторины 65 % респондентов правильно выбрали «стандартные справочные данные», 19 % — «методики измерений», 8 % — «технические условия» и 8 % — «погрешность измерений».

3. ПРИЗНАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ С ИНОСТРАННЫМИ СРЕДСТВАМИ ИЗМЕРЕНИЙ

Для свободного использования в государственном регулировании измерений важно, чтобы результаты, полученные с помощью приборов, принадлежащих иностранным организациям и, следовательно, не включены в ФГИС «АРШИН», соответствовали национальным требованиям. Чтобы избежать неопределенности, в закон внесли четкие условия признания таких результатов.

Теперь, согласно пункту 1.1 части 1 статьи 5 ФЗ № 102-ФЗ (в редакции Федерального закона от 14.02.2024 № 18-ФЗ), для применения результатов измерений иностранных средств в системе ГРОЕИ необходимо обеспечить их прослеживаемость к государственным первичным эталонам РФ — то есть калибровку или поверку в аккредитованном центре с дальнейшим подтверждением метрологических характеристик на уровне первичных эталонов.

По итогам опроса 76 % респондентов выбрали правильный ответ «прослеживаемость к государственным первичным эталонам», 11 % выбрали вариант «сертификация в стране-производителе», 10 % — «наличие международного патента», 3 % — «согласие стран СНГ».

4. ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ ПЕРВИЧНОЙ ПОВЕРКИ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Чтобы гарантировать надежность измерений при вводе приборов в эксплуатацию, законодатель уточнил, какой вид поверки обязателен при госрегулировании. Это минимизирует риск использования неисправных или неточно настроенных инструментов.

В обновленной редакции закона установлено, что все средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования, до ввода в эксплуатацию подлежат первичной поверке — официальной процедуре подтверждения метрологических характеристик прибора после производства.

Правильный ответ выбрали 80 % респондентов, проголосовав за вариант «первичная поверка». 15 % выбрали «периодическую проверку», 3 % — «специальную» и 2 % — «внеочередную».

Важно помнить: если первичная поверка не проводится, результаты измерений не будут признаваться при госрегулировании, что может привести к приостановке деятельности организации и штрафам за использование неподтвержденных средств измерений.

5. ПРАВО НА ПОВЕРКУ СРЕДСТВ ПОСЛЕ РЕМОНТА ПО ПОСТАНОВЛЕНИЮ № 250

После ремонта важно точно знать, кто может официально подтвердить восстановленные метрологические характеристики прибора. Новые правила определили уполномоченных исполнителей этой процедуры.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.04.2010 № 250 «О перечне средств измерений...» после ремонта поверка приборов, включенных в приложение к документу, может проводиться только аккредитованными государственными региональными центрами метрологии; остальные средства измерений допускается поверять во всех аккредитованных метрологических организациях.

66 % указали правильный ответ «государственные центры», 26 % — «любые аккредитованные организации», 5 % — «предприятия-изготовители», 3 % — «частные лаборатории».

Ошибочное обращение к неподходящему исполнителю поверки может привести к признанию результатов недействительными, отмене поверки и требованию повторного прохождения процедуры.

6. СРОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ В НИИМ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ ИЗМЕРЕНИЙ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Для ускорения применения зарубежных результатов измерений порядок взаимодействия с НИИМ установил приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.01.2025 № 335. Согласно пункту 9 этого документа НИИМ рассматривает поступившие заявления и прилагаемые к ним материалы для выдачи заключения о возможности использования результатов измерений иностранных средств в течение 10 рабочих дней.

Среди опрошенных 53 % правильно выбрали «10 рабочих дней», 26 % — «1 месяц», 16 % — «5 рабочих дней», 5 % — «2 недели».

Несвоевременная подача документов или незнание точного срока рассмотрения может затянуть запуск измерений и привести к срыву производственных графиков.

7. ПРИМЕНЕНИЕ АТТЕСТОВАННЫХ МЕТОДИК ИЗМЕРЕНИЙ (МВИ)

Качество измерений напрямую зависит от надежности методик, поэтому в закон внесли требование по их аттестации и регистрации. Это исключает использование неподтвержденных процедур.

Согласно поправкам в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений должны быть внесены только аттестованные методики измерений (МВИ) — официально одобренные и зарегистрированные в фонде.

Большинство (88 % участников) правильно указали «аттестованные МВИ», 5 % — «лицензирование», 4 % — «согласование с Росстандартом», 3 % — «переаттестация всех методик».

Использование неаттестованных методик приведет к ошибочным результатам поверки и штрафам за несоблюдение требований закона.

8. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ВНЕСЕНИЕ МЕТОДИК В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФОНД С 1 МАРТА 2025 ГОДА.

Чтобы обеспечить единство и доступность методик измерений, закон обязал размещать их в публичном информационном фонде. Это позволит всем участникам рынка работать по единым правилам.

С 1 марта 2025 г. норма части 1 статьи 5 Федерального закона о применении в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений методик (методов) измерений, сведения о которых внесены в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений (в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2025 г.), распространяется только на методики (методы) измерений, подлежащие аттестации.

Среди респондентов лишь 45 % выбрали правильный вариант «только методики, подлежащие аттестации», 40 % — «все методики», 11 % — «только для прямых измерений», 4 % — «из эксплуатационной документации».

Не включенные обязательные методики в фонд лишат метрологов права официально применять эти процедуры, что может привести к приостановке деятельности по поверке и санкциям со стороны регуляторов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Согласно опросу большинство респондентов хорошо ориентируется в ключевых нововведениях — от исключения отдельных видов работ из-под метрологического надзора до обязательного внесения аттестованных методик в Федеральный информационный фонд — однако в каждой теме от 22 % до 47 % специалистов все еще допускают ошибки.

Из этого следует общий вывод: регулярная проверка знаний законодательства и оперативное внедрение соответствующих обновлений — залог надежности метрологических практик и устойчивости предприятий в условиях ужесточающихся норм. Консорциум «Кодекс» и РИА «Стандарты и качество» искренне желают метрологам постоянного профессионального роста и вдохновения!

20.05.2025

448
Поделиться:

Подписка

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>