Архив номеров

Количественная оценка черт характера человека

Проблема исследования индивидуального характера взрослого человека лежит в сфере интересов различных направлений психологической науки

Проблема исследования индивидуального характера взрослого человека лежит в сфере интересов различных направлений психологической науки. Сложность, многомерность феномена этой проблемы определяет междисциплинарность её изучения.

Понятие “характер” – одно из самых востребованных и противоречивых в современной психологии. В широкой практике оно используется для описания устойчивых специфических проявлений индивидуальности: жизненного уклада, повторяющихся привычек, пристрастий, побуждений, а также для обозначения конституциональных и других внешне выраженных отличительных признаков индивида, особенностей речи, поведения.

Согласно литературным источникам, в характере отражаются такие свойства субъекта, как тип мышления, этические, эстетические стереотипы, специфические для данного индивидуума.

 Характер отражает уникальность и своеобразие индивидуального опыта человека, и в то же время он сам испытывает сильное влияние со стороны его природной организации. Неслучайно поэтому до сих пор остаётся открытым вопрос о функциональных границах, содержании понятия “характер”, структурных компонентах характера, его соотношении с другими интраиндивидуальными (внутренними биологическими) психическими образованиями человека.

 Основные проблемы в изучении характера, разрабатываемые с позиций различных психологических подходов, связаны с раскрытием его природы, содержания, структуры, определением свойств и функций.

 Другой круг вопросов не менее важен – поиск, определение и обоснование измеряемых параметров характера. Несмотря на разнообразие теоретических и методологических подходов, проблема измерения индивидуального характера в норме является острой и современной.

 Актуальным также представляется выявление “места” самого характера в структуре индивидуальности, сопряжённости его с другими интраиндивидуальными подструктурами. Задача исследования формально-динамической детерминации характера как более высокого (по отношению к темпераменту) уровня обобщения психических свойств в структуре индивидуальности ставится впервые.

 Методологической основой исследования являются принципы системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин) [1] и субъектно-деятельностного подходов (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская) [2] в психологии.

Теоретической основой исследования являются теория функциональных систем (П.К. Анохин), теория основных свойств нервной системы как основы индивидуальности (Б.М. Теплов, В.Д. Небылицын), трёхуровневая модель индивидуальности (В.М. Русалов). Особое место в классе системных теорий занимает трёхуровневая модель индивидуальности, которая позволяет не только раскрыть содержание, но и выделить структурные компоненты характера как центрального, динамико-содержательного свойства индивидуальности. С этих позиций характер человека трактуется как “темперамент второго порядка”, формирующийся как система устойчивых поведенческих стратегий, опирающихся на позитивный и негативный личный опыт в преодолении новых, стрессовых психотравмирующих ситуаций. Черта характера рассматривается как устойчивое свойство (паттерн) индивидуального поведения, сформированное на базе формально-динамических (темпераментальных) свойств индивида (выносливости, пластичности, скорости, способов эмоционального реагирования).

 В рамках исследования был разработан “Опросник черт характера” [3, 4] взрослого человека “ОЧХ – В” – измерительный инструментарий, позволяющий исследовать количественные характеристики индивидуальных свойств и на основе выявленных закономерностей моделировать типологию, в которой достоверно объективируются не только полярные, но и смешанные типы человеческого характера. Измерительная процедура позволяет проанализировать усреднённые характеристики выборки, индивидуальный профиль характера субъекта, осуществить оценку динамики отдельной черты, исследовать согласованность черт в профиле (структуре) характера, выделить акцентуации (акцентуация – крайний вариант нормы) и деакцентуации черт индивидуального характера в масштабе выборки, провести сравнительные операции, осуществить достоверный прогноз темпераментальных составляющих черт характера взрослого человека в норме.

 В качестве прототипа модели характера была принята концепция К. Леонгарда. Развитие его идей об индивидуально-психологическом содержании черты, о продолжении и развитии в характере биологически заданных свойств, об адаптационных механизмах формирования черты характера, возможность применения измерительных процедур, а также эмпирическая разработка проблемы представляются весьма продуктивными. Классификация К. Леонгарда включает в себя 10 основных черт характера. Степень выраженности каждой из десяти черт, согласованность с другими чертами определяют профиль характера. Особая ценность теории К. Леонгарда заключается в разработке проблемы нормальной и акцентуированной черты.

 Впервые характер индивида рассматривается не “извне” – через призму ролей и отношений. Принятая модель выделяет индивидуальные характеристики, детерминированные развитием “изнутри” биологически заданными свойствами и закреплённые в специфических для индивида паттернах поведения – комплексе согласованных черт, что позволяет индивиду актуализировать себя в социуме определённым образом.

 Необходимо отметить, что теоретические воззрения К. Леонгарда существенно отличаются от взглядов других исследователей характера. Леонгард не только соотносит характер, его крайнюю выраженность – акцентуацию – с тем или иным типом расстройства личности, но и пытается установить соотношение между темпераментом и характером в норме и патогенезе личности [5, 6].

 Высоко оценивая вклад К. Леонгарда в решение проблемы соотношения темперамента и характера, нельзя тем не менее не отметить ограниченность его выводов. С позиций современной психологии становятся всё более очевидными нечёткость критериев классификации темперамента и характера, неполнота описания исследуемого явления – проанализирован и качественно описан только один полюс “заострения” черты характера (акцентуации), отсутствует структурный анализ черт темперамента и характера [7].

 Серьёзным шагом в развитии идей К. Леонгарда было создание Г. Шмишеком специального тест-опросника для определения акцентуированного поведения человека. Тест многократно адаптировался к русскоязычной популяции. Хотя данный метод содержит ряд принципиальных недоработок, которые служат ограничением для его широкого использования, психологическое содержание всех 10 черт, предложенное К. Леонгардом, остаётся практически неизменным.

 1. Человека с выраженной чертой Гипертимность (Гип) отличает постоянная высокая активность, жажда деятельности, оптимизм, устойчивое хорошее настроение, стремление к новым сильным впечатлениям, высокая скорость переключения с одного дела на другое, общительность, остроумие и изобретательность и в то же время, как крайнюю степень выражения этой черты, Леонгард отмечает беспокойство, суетливость, недисциплинированность, раздражительность.

 2. Основой застревающего типа акцентуации Леонгард считает “патологическую стойкость аффекта”. Люди, у которых преобладает черта Застревание (Зас), как правило, злопамятны, болезненно обидчивы, легко уязвимы, подозрительны, долгое время находятся под влиянием пережитого эмоционального впечатления. Возобновляясь вновь и вновь, эмоциональные реакции формируют соответствующий агрессивный мотивационный, поведенческий комплекс, навязчивые представления. Действие аффекта длится долго, особенно если затронуты личные интересы акцентуированной личности. Неслучайно отмечается тесная связь с самооценкой индивида. “Застревающие” акцентуанты могут быть вполне успешны в достижении значимой цели.

 3. Эмотивность (Эмо) характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Эмотивные индивиды чувствительны, впечатлительны, отзывчивы, мягкосердечны, жалостливы, слезливы. Эмоциональные переживания как печальные, так и радостные глубоки, адекватны, выражаются в субъективно окрашенных представлениях, не зависящих от мнения окружающих, собственной самооценки. События, вызывающие эмоциональные переживания у эмотивных индивидов, не формируют у них агрессивные тенденции.

 4. Педантичность (Пед) связана с поведенческим педантизмом. В крайней выраженности отмечается невозможность принятия решения, сомнение в правильности каждого шага заставляет его перепроверять свои действия. Педантичные люди эмоционально ригидны, в делах аккуратны. Любят, чтобы всё было на своих местах. Нерешительны, осторожны.

 5. Тревожность (Тре) свойственна эмоционально ригидным людям, которые не уверены в себе. Они недооценивают и преуменьшают свои способности, пугаются ответственности.

 6. Циклотимность (Цик) определяется у лиц с характерными фазами “подъёма и спада” активности, отражающими состояние субъекта. Колебания настроения имеют выраженный эффект. Периоды активности–пассивности могут чередоваться с частотой в несколько дней, недель, месяцев.

 7. Демонстративность (Дем) отражает активность, эгоцентризм, стремление постоянно быть в центре внимания.

 8. Возбудимость (Воз) как черта характера свойственна людям, склонным к повышенной импульсивной реактивности в сфере влечения. Находясь под влиянием текущего эмоционального аффекта, люди с данной чертой характера не способны контролировать своё поведение по отношению к другим людям.

 9. Дистимность или дистимичность (Дис) противоположна “гипертимности”. Для людей с выраженной дистимичностью свойственна пониженная активность, пониженное настроение, пессимизм, одиночество.

 10. Экзальтированность (Экз) проявляется в повышенной склонности к аффекту. Лица с выраженной данной чертой эмоционально неустойчивы, легко в течение короткого периода времени приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние – от печальных. Они крайне впечатлительны и ярко, экспрессивно выражают свои переживания.

 Под влиянием воздействий среды, содержания жизнедеятельности индивида, личностных накоплений, реального опыта темпераментальные свойства (выносливость, темп, пластичность, эмоциональная ранимость) получают дальнейшее развитие и проявляются в типичных, повторяющихся паттернах поведения, сценариях стратегий и тактик индивида, специфике отношений, выборе ролевых предпочтений. Формируется новый уровень обобщённых индивидуально-психологических свойств – характер как динамико-содержательная подструктура индивидуальности.

 Характер оформляется в качестве модулей поведения – черт характера. Каждая черта характера формируется на основе устойчивой комбинации формально-динамических свойств индивида, которые, в свою очередь, являясь радикалом черты, определяют её качественное своеобразие.

 В основе теоретической модели создания нового теста-опросника черт характера для взрослых “ОЧХ – В” лежит специальная теория индивидуальности В.М. Русалова и теоретическая концепция К. Леонгарда, касающаяся типов акцентуированных личностей.

 Процесс конструирования ОЧХ для взрослых (18–60 лет) состоял из трёх этапов. На первом этапе было составлено по 15…20 пунктов, относящихся к каждой из предполагаемых десяти латентных шкал. За основу были взяты 88 вопросов из опросника Шмишека.

 Итого в первом варианте опросника было около 200 пунктов. При составлении списка вопросов (пунктов) мы исходили из представления А. Англайтнера и Дж.С. Уиггинса о необходимости учёта пяти важнейших условий при формулировке пунктов:

понимание (чтобы каждый пункт понимался с ходу, с первого прочтения);
исключение двусмысленности (чтобы пункт не содержал слов или их сочетаний, имеющих двойной смысл);
абстрактность (чтобы пункт характеризовался равным уровнем абстрактности);
нацеленность на личный опыт (чтобы пункт был направлен на личный опыт испытуемого);
оценка социальной желательности (чтобы пункт по возможности исключал ответ, соответствующий общепринятым социальным нормам, т.е. был относительно нейтральным).

 Каждый пункт в опроснике ОЧХ оценивается по 4-балльной шкале, что делает метод ОЧХ более чувствительным по сравнению с методом Шмишека.

 На втором этапе, после анализа уровня корреляции каждого пункта с соответствующей шкалой, от некоторых пунктов пришлось отказаться, поскольку они оказались слабо связанными или совсем не связанными. В конечном итоге для каждой шкалы были отобраны по 8 пунктов, которые имели максимальные значения коэффициентов корреляции. Таким образом, в окончательный вариант опросника вошли 80 пунктов.

 Третий этап был связан с дальнейшим уточнением формулировок пунктов в целях повышения однородности шкал. В исследованиях были использованы различные контингенты испытуемых, в общей сложности более 600 человек.

 На четвёртом, заключительном, этапе было обследовано 438 испытуемых (“эталонная выборка”), студентов московских (преимущественно гуманитарных) вузов в возрасте 18…30 лет, средний возраст 21±3 года, по половому составу выборка разделилась на две примерно равные части . Все испытуемые успешно обучались в вузах и не имели явных психосоматических и неврологических признаков.

 При конструировании теста была использована только одна психодиагностическая ситуация – добровольное бесплатное сотрудничество испытуемых с психологом-экспериментатором.

 В тест-опроснике “Опросник черт характера” каждая шкала включает равное количество пунктов (а именно 8).

 Использована 4-балльная система ответов испытуемых, что увеличивает надёжность данного теста.

 Каждая шкала имеет распределение, близкое к нормальному, что позволяет оценивать как крайнюю “положительную” выраженность той или иной черты (акцентуацию), так и крайнюю “негативную” выраженность данной черты характера (деакцентуацию).

 Границы “акцентуации” и “деакцентуации” различны для разных черт, поскольку средние значения и дисперсии черт варьируют в зависимости от черты и от особенностей изучаемой популяции (профессии, возраста и т.д.).

 Все шкалы имеют достаточно высокий показатель внутренней надежности. Коэффициент Альфа Кронбаха (индекс надёжности) для всех шкал не ниже 0,70.

 Для проведения исследований испытуемым раздаются специальные тестовые бланки для ответов, содержащие инструкцию и 80 пунктов опросника. В бланке необходимо указать: ФИО., пол, возраст, образование и род занятий. Перед испытуемым ставилась задача, которая звучала следующим образом: “Вам предлагается принять участие в исследовании, направленном на изучение Ваших индивидуальных особенностей. Участие в данном исследовании носит добровольный характер. Перед Вами лежат бланки с вопросами, на которые Вам предлагается ответить. Внимательно, не спеша, прочитайте инструкцию к каждому блоку вопросов, прежде чем отвечать. Если у Вас возникнут какие-то вопросы, поднимите руку, я подойду к Вам и отвечу. У Вас час времени на выполнение данной работы”.

 После того как испытуемый (или испытуемые) прочли инструкцию, их спрашивали, всё ли понятно. Испытуемые заранее предупреждались, что в принципе разрешено исправление ответов, но это должно быть крайне редко, в случае если ответ механически занесён не в ту графу. Акцент был сделан на то, чтобы ориентировать испытуемого на самостоятельный ответ.

 Предусматривалось, что исследование может быть как индивидуальным, так и групповым. На выборке 438 человек исследовалась взаимосвязь между чертами характера. В табл. 1 представлена матрица коэффициентов интеркорреляций.

 Табл. 1 хорошо демонстрирует, что большинство исследуемых черт характера образуют значимые корреляции друг с другом.

 Гипертимность наиболее тесно связана с демонстративностью и дистимностью.

Застревание наиболее высоко коррелирует с педантичностью, Данная черта значимо коррелирует также и с рядом других черт: тревожностью, циклотимностью, демонстративностью и возбудимостью.

 Эмотивность наиболее тесно связана с тревожностью, а также с педантичностью, циклотимностью, возбудимостью и экзальтированностью.

 Педантичность наиболее высоко коррелирует с застреванием. Отмечена также сильная корреляция данной черты с эмотивностью, тревожностью, циклотимностью и демонстративностью.

 Тревожность обнаружила наиболее высокую связь с эмотивностью, а также с застреванием, педантичностью, циклотимностью и экзальтированностью.

 Циклотимность наиболее сильно связана с экзальтированностью и тревожностью, а также с застреванием, эмотивностью, педантичностью, возбудимостью и дистимностью.

 Демонстративность имела высокие корреляции с гипертимностью и дистимностью с обратным знаком, а также с возбудимостью и экзальтированностью.

 Возбудимость оказалась наиболее тесно сопряжённой с циклотимностью и экзальтированностью. Данная черта характера обнаружила также значимые связи с застреванием, эмотивностью и демонстративностью.

 Дистимность высоко коррелировала с гипертимностью и демонстративностью (с отрицательными знаками) и с циклотимностью – с положительным знаком.

 Экзальтированность обнаружила пять значимых положительных корреляций с другими чертами характера: наиболее тесные связи были выявлены с циклотимностью и эмотивностью, также значимыми были связи с тревожностью, демонстративностью и возбудимостью.

 

В табл. 2 приведены результаты факторного анализа корреляционных связей черт характера на совокупной выборке.

Первый фактор эмоциональная неустойчивость.

В этот фактор вошли три черты характера: возбудимость, циклотимность и экзальтированность. Эти три черты характера объединяют общие для них характеристики, такие как: склонность к колебанию переживаний, импульсивность.

 Второй фактор пассионарность составили гипертимность, дистимность (с обратным знаком) и демонстративность. У этих черт характера общими являются следующие характеристики: активность, целеустремленность, авантюризм, стремление к лидерству.

 Третий фактор эмоциональная ранимость. В него входят черты: эмотивность и тревожность. Для этих черт характерны: тонкая эмоциональная организация, ранимость.

 Четвёртый фактор эмоциональная ригидность составили две черты: застревание и педантичность. Эти черты объединяет: ригидность, застревание на выбранном объекте, тщательность, осторожность, склонность к продумыванию ситуации.

 Из табл. 2 видно, что при четырёхфакторном анализе (факторизации матрицы на 73,7%) наблюдается практически полное совпадение результатов с высказанными ранее теоретическими ожиданиями относительно связей черт характера между собой.

 Характер человека, являясь важнейшей психодиагностической категорией, отражает различные аспекты индивидуального своеобразия человека, выступает в качестве сложно организованного дифференциально-психологического описания индивидуального поведения.

 Анализ литературных данных позволяет обобщить представления об индивидуальном характере. Характер проявляется в бытии индивида, его поступках, поведении, общении; выражается в типичных для данного субъекта способах саморепрезентации, например, в системе отношений, в содержательной деятельности индивида, в планировании жизненной траектории; является профессионально важным качеством; не отождествляется с личностью и структурой “Я”; представлен совокупностью относительно устойчивых психических свойств субъекта; выступает как важнейший адаптивный механизм субъекта в социальной среде, определяет границы психического образа “Я” в различных ситуациях; рефлексируется индивидом; обладает мотивообразующей функцией; сопряжен с другими интраиндивидуальными подструктурами (темпераментом, способностями, интеллектом и т.п.); обладает определённой возрастной динамикой; состоит из уникального набора черт, каждая из которых представляет собой комплекс определённых устойчивых подсистем психики и поведения; совокупность черт образует уникальный профиль (структуру) индивидуального характера; в характере выделяются формально-динамическая (темпераментальная) и содержательная детерминанты. Данное обобщение позволяет оценить характер как системную индивидуально-психологическую категорию, в которой находит своё отражение вся совокупность психических явлений.

 Понимая всю сложность проблемы изучения индивидуального характера, мы сознательно ограничили исследовательскую задачу изучением темпераментальных основ как базовых свойств характера, как центральной динамико-содержательной подструктуры, в формирование которой темперамент вносит свой определённый вклад. Темперамент является ядром характера, его наиболее устойчивым компонентом, он выступает необходимым условием регуляции и адаптации человеческого поведения в нормальной ситуации, а также индивидуальным ресурсом мобилизации необходимых, сопряжённых с темпераментом, черт характера.

 Индивидуальный характер состоит из набора черт, каждая из которых представляет собой поведенческий комплекс, организующий определённые устойчивые подсистемы психики и поведения; совокупность черт образует оригинальный профиль индивидуального характера; в характере выделяется формально-динамическая (темпераментальная) детерминанта [8].

 Индивидуальный характер человека объективируется в качестве измеряемого диагностического свойства. В то же время результаты корректного психологического анализа позволяют прояснить особенности характера как важнейшего компонента адаптационного комплекса в структуре индивидуальности, а также исследовать его в качестве специфического ресурса развития личности.

О.Н. Манолова, кандидат психологических наук Российская академия государственной службы, Москва 


Литература

1. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
2. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер Ком, 1999. – С. 613.
3. Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ): Метод. пос. – М., 1997.
4. Русалов В.М., Манолова О.Н. Опросник черт характера взрослого человека (ОЧХ – В). – М., 2003. – 100 с.
5. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону, 1997.
6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Феникс, 2000.
7. Манолова О.Н. Темпераментальные основы характера: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. псих. наук. – М.: ИП РАН, 2005.
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.: Просвещение, 1961.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.07.2008

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала "Мир измерений".

Подписаться

Материалы по данной теме можно СКАЧАТЬ в Электронной Библиотеке >>>


Cannot find 'template1' template with page ''

Доступна мобильная версия журнала "Мир измерений"

Журнал Мир измерений в App Store Журнал Мир измерений на Google play


Открытые статьи:

Измерения качества жилищно-коммунальных услуг
Температурный мониторинг удалённых объектов по GSM-каналу
Главные социальные проблемы России последнего десятилетия
Новый измерительный инструмент?
О потерях в Великой Отечественной войне
Неразрушающий контроль паяных соединений в радиоэлектронной аппаратуре
Военное применение лазерных технологий
Обеспечение качества продовольственных товаров
Государственный первичный эталон единицы массы ГЭТ 3-200842
Автономный прибор для экспресс-контроля пассажирских лифтов в жилых и административных зданиях
Рождение нефтяной отрасли в России
Красота спасет мир... науки




СТАНЬТЕ ПОДПИСЧИКОМ НАШЕГО ЖУРНАЛА!