Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиПроанализированы состояние организации обеспечения единства измерений в строительстве, недостатки в установлении и соблюдении метрологических обязательных требований при проведении строительного контроля. Приведены примеры несоблюдения требований законодательства по обеспечению единства измерений в новых нормативных документах (стандартах и сводах правил).
В.А. Бородин
Национальное объединение строителей, Москва
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений выполняется множество разнообразных измерений. Основным назначением измерений является контроль качества строительных процессов и их результатов на основе оценки соответствия фактических значений параметров и показателей качества строительных материалов, изделий и конструкций для прямого или косвенного доказательства соблюдения установленных проектной и нормативной документацией требований, а значит, и обеспечения безопасности построенного элемента, части или всего объекта.
За последние 20 лет в строительстве появились новые технологии, основанные на использовании современных строительных материалов и изделий. Для применения таких материалов и изделий потребовалось не только внедрение методов и средств новых видов измерений, но и значительное повышение точности выполняемых измерений. Естественно, что это увеличивает стоимость строительства и нередко побуждает исполнителей работ искать способы снижения таких затрат, заменяя измерения требуемой точности на менее точные или даже пренебрегая их выполнением.
Похожие факты, к сожалению, нередки и обусловлены особенностями переходного периода от государственного управления производством, в том числе и строительством, к рыночным отношениям.
До 1993 г. государство через свои исполнительные органы устанавливало, по каким методикам и какими средствами измерений в строительстве надо проводить измерения. С принятием закона “Об обеспечении единства измерений” такая практика формирования требований по метрологии была отменена, однако другие рычаги управления единством измерений в строительстве сформированы не были. Ситуация не изменилась и с появлением в 2008 г. новой редакции этого закона, поскольку государство в сферу своего регулирования обеспечения единства измерений строительство в прямой постановке не внесло и никому не передало эти функции.
Сфера государственного регулирования обеспечения единства измерений распространяется на измерения, которые выполняются при осуществлении перечисленных в ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ “Об обеспечении единства измерений” видах деятельности.
И хотя в перечне строительство и капитальный ремонт впрямую не названы, в него вошли отдельные осуществляемые при строительстве виды деятельности:
Обязательные метрологические требования – это метрологические требования, установленные нормативными правовыми актами РФ и обязательные для соблюдения на её территории.
На все перечисленные виды деятельности, осуществляемые при строительстве, установлены следующие обязательные требования:
1) к измерениям:
2) к стандартным образцам и средствам измерений:
3) к единицам величин:
4) к выполнению работ и (или) оказанию услуг по обеспечению единства измерений.
Если ограничиться анализом только измерений в строительстве, то следует отметить, что к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений относятся не все измерения в перечисленных видах деятельности.