Бережливая поликлиника: от приоритетного проекта к федеральному

В статье рассмотрено применение бережливых технологий в медицине в рамках национального проекта «Здравоохранение», а также представлен новый этап реализации приоритетного проекта «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь».

Приоритетный проект

В конце 2016 г. шесть поликлиник в трех регионах Российской Федерации приступили к совершенствованию системы оказания первичной медико-санитарной помощи в рамках реализации пилотного проекта «Бережливая поликлиника», идеологами и разработчиками которого стали Министерство здравоохранения Российской Федерации и государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». Этот экспериментальный проект дал старт масштабному реформированию первичного звена здравоохранения.

Бережливые технологии позволили ликвидировать некогда привычные длинные очереди в поликлиниках, создать комфортные условия в местах ожидания приема врача, упростить запись на прием, устранить грубость персонала, более рационально использовать ресурсы медицинской организации и т.п.

Пилотный проект «Бережливая поликлиника» показал высокую результативность и в 2018 г. получил статус приоритетного проекта.

К концу 2018 г. к проекту присоединились более 2 тыс. поликлиник из 52 субъектов Российской Федерации. Из них 19 регионов подключились к приоритетному проекту «Создание новой модели медицинской организации» на инициативной основе.

Инструменты бережливого производства помогли выявить причины существующих потерь в поликлиниках и разработать мероприятия по их устранению.

Главным источником информации о том, что нужно менять в первую очередь, стали пациенты медицинской организации, поэтому при старте каждого проекта отрабатывался механизм сбора информации обратной связи с использованием листов проблем и предложений, проведением опросов посетителей поликлиники. У разных поликлиник оказалось много общего: в основном граждан беспокоили очереди в регистратуру и на прием к врачу, продолжительное ожидание предоставления медицинской помощи и выполнения диагностических исследований, отсутствие комфортных условий пребывания в поликлинике. Анализ сведений проводился рабочими группами, в состав которых вошли наиболее активные сотрудники поликлиник.

Чаще всего в ходе реализации проекта оптимизации подвергалась работа регистратуры поликлиник. Уже на входе в лечебное учреждение удалось решить много существующих проблем. Преобразова-ние регистратуры, организация картохранилищ и колл-центра позволили разграничить функционал сотрудников, уменьшить или вовсе ликвидировать очереди, упростить процедуру записи на прием, а также внедрить эффективную систему подбора и доставки медицинских карт в кабинет врача до приема пациента.

Установка терминалов самостоятельной записи к врачу избавила пациентов от необходимости обращаться в регистратуру.

Проект позволил добиться высоких результатов. К примеру, в республиках Бурятия, Карелия, Северная Осетия – Алания время ожидания в очереди в регистратуру сокращено более чем в 6 раз и теперь составляет около пяти минут.

Проведенный анализ деятельности медицинской организации позволил усовершенствовать маршрутизацию пациентов: рационально разместить кабинеты и оптимально организовать их работу с использованием инструмента 5С1; организовать снабжение кабинетов материалами по принципу «точно вовремя». В итоге сократилось время ожидания приема у кабинета врача и в диагностических отделениях. Положительные результаты этой работы достигнуты в поликлиниках Алтайского края и Удмуртской Республики, где время ожидания приема сократилось почти в 4 раза.

Внедрение бережливых технологий также сократило сроки прохождения диспансеризации и снизило количество визитов пациента в поликлинику при прохождении профилактического осмотра с пяти дней и трех посещений до двух дней и двух посещений. К середине 2018 г. некоторые из поликлиник – участниц проекта перешли к следующему этапу – повышению экономической эффективности,
а к концу года уже были зафиксированы первые результаты.

Оптимизация процесса управления материально-техническими ресурсами в одной из поликлиник Санкт-Петербурга привела к снижению в 3 раза затрат на поддержание санитарно-эпидемиологического состояния учреждения. Благодаря реализации проекта «Выстраивание логистики использования служебного автотранспорта» в Ярославской области удалось сократить затраты на содержание автопарка в 1,2 раза.

Полученные результаты и двухлетний опыт применения бережливых технологий в первичном звене здравоохранения позволили приступить к внедрению инструментов и методов бережливого производства в систему организации стационарной помощи и начать переход к бережливому здравоохранению в целом. Первыми к реализации проекта в стационарах присоединились национальные медицинские исследовательские центры.

Уже отмечены результаты в ФГБУ «НМИЦ онкологии им. Н.Н. Блохина» Минздрава России, где удалось в 1,5 раза повысить доступность специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи, сократив предоперационный период на стационарном этапе, сбалансировать заявленную и фактическую длительность операции, в среднем в 3 раза снизить сроки ожидания пациентами результатов ряда диагностических исследований.

В декабре 2018 г. к реализации проекта приступили ФГБУ «НМИЦ профилактической медицины» Мин-здрава России и ФГБУ «НМИЦ кардиологии» Минздрава России. Перспективы развития – национальный проект «Здравоохранение».

Стратегические направления развития системы здравоохранения, обозначенные Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в ежегодном Послании Федераль-ному собранию в марте 2017 г., заложили фундамент для разработки и реализации национального проекта «Здравоохранение», приоритетной задачей которого является сбережение здоровья граждан страны.

Структуру национального проекта «Здравоохранение» формируют восемь федеральных проектов, охватывающих основные векторы деятельности системы здравоохранения: первичную медико-санитарную помощь; борьбу с сердечно-сосудистыми и онкологическими заболеваниями; развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям; кадровую политику в сфере здравоохранения; создание единого цифрового контура на основе единой государственной информационной системы здравоохранения; экспорт медицинских услуг.

Сегодня перед здравоохранением стоит задача развить систему оказания первичной медико-санитарной помощи для повышения профилактики заболеваний и увеличения продолжительности активной здоровой жизни граждан.

С этой целью в структуре национального проекта «Здраво-охранение» разработан федеральный проект «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» по формированию медицинской организации, ориентированной на потребности пациента в получении качественной и доступной медицинской помощи. Проект позволит перейти от «выявления и лечения заболевания»
к «предупреждению заболевания и сохранению здоровья».

Мероприятия, включенные в федеральный проект, направлены на достижение целевых показателей, обозначенных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В числе целевых показателей проекта – обеспечение населения качественной и оперативной медицинской помощью, в том числе тех, кто проживает в труднодоступных населенных пунктах; увеличение охвата граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год; упрощение процедуры записи на прием к врачу; сокращение срока ожидания при обращении за медицинской помощью и создание системы защиты прав пациентов.

Таким образом, реализуемый сегодня в более чем 2 тыс. поликлиник приоритетный проект Министерства здравоохранения Российской Федерации «Создание новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь» становится приоритетным направлением федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи».
В 2019 г. к внедрению бережливых технологий подключатся более 3 тыс. поликлиник, а уже к 2025 г. – более 7 тыс. поликлиник во всех регионах России.

Критерии «Новой модели» медицинской организации

Приоритетный проект вышел на новый этап внедрения бережливых технологий: в поликлиниках ведется всестороннее изучение и совершенствование всех параллельно протекающих в медицинской организации внутренних процессов для установления их взаимосвязи и взаимозависимости.

Такой подход к системе организации медицинской помощи в поликлиниках обеспечивает переход от отдельно взятых преобразований к комплексной модернизации механизма работы медицинской организации.

Для обеспечения единого целеполагания к внедрению бережливых технологий в поликлинике Центром организации первичной медико-санитарной помощи ФГБУ «НМИЦ ПМ» Минздрава России (далее – ЦПМСП) разработан проект документа «Критерии новой модели медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь», где главный акцент сделан на качество медицинской помощи и экономии ресурсов системы здравоохранения. Апробация разработанных критериев началась в августе 2018 г. в пилотных регионах – в Республике Бурятия, Удмуртской Республике, Новосибирской и Оренбургской областях.

В каждом субъекте, участвующем в создании образцовой поликлиники, разработан свой план мероприятий по достижению ключевых показателей. Организационно-методическую поддержку им оказывают персональные кураторы – сотрудники ЦПМСП.

В многофункциональные команды региональных проектов входят не только участники рабочей группы медицинской организации и ее руководители, но и представители региональных органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, специалисты территориальных фондов обязательного медицинского страхования, территориальных органов Росздравнадзора, представители медицинской науки и образования, общественных организаций. Только при участии и взаимодействии всех заинтересованных структур может быть создан федеральный эталон новой модели поликлиники, опыт построения которой будет растиражирован на всю страну.

Проект критериев «Новой модели»

Проект критериев, разработанный ЦПМСП, включает девять основных блоков, охватывающих основные «проблемные» направления деятельности медицинской организации, оптимизация которых позволит:

    • повысить качество и доступность медицинской помощи;
    • эффективно использовать оборудование;
    • изменить пространство поликлиники;
    • повысить результативность и сделать понятной систему управления;
    • стандартизировать рабочие процессы;
    • подключить к решению проблем персонал медицинской организации;
    • эффективнее управлять запасами и пр.

В эталонной поликлинике будут исключены множественные пересечения потоков пациентов – здоровых с больными, пациентов, обратившихся для получения платных медицинских услуг, и пациентов, получающих медицинскую помощь в рамках программы обязательного медицинского страхования.

Пациенту не придется посещать один и тот же кабинет по нескольку раз. Например, запись на повторный прием или к врачу-специалисту будет сделана из кабинета врача, что избавит пациента от необходимости обращаться в регистратуру. Пространство поликлиники будет организовано так, чтобы оно было максимально комфортным для посетителей и персонала медицинской организации. Элементы навигации в поликлинике должны быть понятны и доступны каждому человеку, систему информирования посетителей следует организовать рационально и доступно.

На аптечном и материальном складах поликлиники не будет многомесячных запасов: контролировать снабжение кабинетов и подразделений лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и расходными материалами по принципу «точно вовремя» будет разработанный оптимальный механизм. Врачу на приеме не придется тратить время на заполнение излишней бумажной документации, он будет больше общаться непосредственно с пациентом.

В коридорах «новой модели» поликлиники не увидеть «живых очередей» – пациент сможет оформить заявку на визит к врачу через электронные гаджеты и устройства, а прием должен вестись строго во время, указанное в предварительной записи. Для пациентов, нуждающихся в неотложной медицинской помощи, организован кабинет дежурного врача.

Увеличение числа пациентов, которые должны пройти диспансеризацию и профилактические осмотры, ставит перед поликлиниками еще одну задачу – организацию рационального и комфортного процесса их прохождения. Это направление также нашло отражение в критериях «Новой модели медицинской организации» – количество посещений для прохождения диспансеризации не должно быть больше трех.

Наглядность и прозрачность реализации проектов позволяет рабочим группам и руководителям поликлиники через инфоцентр контролировать реализацию проектов в динамике, оперативно принимать управленческие решения.

Благодаря прописанным критериям все поликлиники – участницы эксперимента станут образцами в своих регионах и «зададут планку» для медицинских организаций, вступающих в проект.

«Менеджмент качества в медицине» Апрель 2019

Рубрика: Инструменты качества
Автор(ы): И. Ходырева, С. Алборова
01.04.2019

448
Поделиться:

Подписка



Доступна мобильная версия журнала

Журнал Менеджмент качества в медицине в App Store Журнал Менеджмент качества в медицине на Google play