Выступление министра здравоохранения Российской Федерации Вероники Скворцовой на заседании итоговой коллегии Минздрава России 24 апреля 2019 года

Нам предстоит серьезная напряженная работа в рамках реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография» для дальнейшего снижения смертности населения, особенно смертности трудоспособных мужчин – с сегодняшнего показателя 729 на 100 тыс. до 530 к 2024 г.

С этого года во всех регионах страны должны быть реализованы дополнительные меры по повышению доступности и качества программ профилактики. Это и программы формирования здорового образа жизни в каждом населенном пункте и в каждом организованном коллективе взрослых и детей, и ежегодные профилактические осмотры с 18 лет, и ежегодная диспансеризация с 40 лет, расширение онкоскринингов, дополнительная диспансеризация лиц старших возрастных групп. Необходимые изменения внесены в обновленные Порядок проведения профилактических осмотров и диспансеризации и Правила обязательного медицинского страхования.

Важно, чтобы были созданы условия для прохождения диспансеризации в вечерние часы и субботу, когда это удобно людям. При этом, безусловно, сверхурочная работа медиков должна быть финансово компенсирована.

Я хочу напомнить, коллеги, что все профилактические осмотры, включая лабораторные и инструментальные исследования, оплачиваются «полным рублем» из ОМС, а ресурсы на расширение кадрового состава первичного звена заложены в нормированных страховых запасах территориальных фондов ОМС.

Как отметил в Послании Федеральному собранию Президент РФ, доступность первичной медико-санитарной помощи должна быть обеспечена для всех граждан страны независимо от их места жительства. Территориальное планирование размещения медицинской инфраструктуры обязано соответствовать особенностям расселения жителей региона. Это – прямое полномочие субъектов РФ.

Одновременно с повышением доступности медицинской помощи мы уделяем особое внимание созданию комфортной среды в амбулаторных медицинских организациях.

Совместно с Управлением Президента РФ по внутренней политике и госкорпорацией «Росатом» Минздравом России реализуется проект «Бережливая поликлиника». Уже в 52 субъектах, включая 19, присоединившихся к проекту по собственной инициативе, принципы бережливого производства внедрены в 1070 поликлинических подразделениях: 578 взрослых и 492 детских – это втрое больше, чем было год назад.

К 2021 г. мы планируем полностью перевести на новые стандарты все детские поликлиники, а к 2024 г. – не менее 70% поликлиник страны.

В 2018 г. на базе 9 образовательных организаций Минздрава России созданы специализированные обучающие центры – Школы лидеров бережливых технологий в здравоохранении, обучение в которых прошли уже более 3,5 тыс. человек.

Результаты внедрения бережливых технологий в поликлиниках очевидны: это сокращение более чем в 3 раза (до 13 мин) времени ожидания пациентов в очереди у кабинета врача и почти в 4 раза (до 7 мин) – в очереди в регистратуру.

Интересно, что независимая оценка условий оказания услуг в медицинских организациях показала в 2018 г. рост средней оценки удовлетворенности с 49% в 2016 г. до 85% (в 1,7 раза), оценки доброжелательности и вежливости персонала – с 49 до 86% (в 1,8 раза), комфортности условий во время ожидания – с 41 до 81% (практически в 2 раза).

Вместе с тем пока низкой остается оценка доступности услуг для инвалидов – только 59%.

Необходимые подходы и критерии качества формирования доступной среды определены в созданной «Новой модели медицинской организации».

Для обеспечения медицинской помощью жителей удаленных и труднодоступных районов активно развивается санитарная авиация. По итогам 2018 г., дополнительно выполнено 6,7 тыс. вылетов, что позволило эвакуировать и своевременно оказать помощь свыше 9 тыс. пациентов, в том числе почти 2 тыс. детей, из них 724 – в возрасте до 1 года.

Дальнейшее развитие получила служба экстренной специализированной медицинской помощи пациентам с острыми сосудистыми нарушениями.

В 2018 г. число первичных и региональных сосудистых центров возросло до 656. Увеличена частота применения системного тромболизиса и ангиопластики коронарных артерий. Это обеспечило снижение смертности от инфаркта миокарда на 7,3% и от цереброваскулярных болезней на 3,6%.

В рамках реализуемого Федерального проекта по борьбе с сосудистыми заболеваниями запланировано укрепление материально-технической базы и переоснащение сосудистых центров и отделений, в том числе часть первичных сосудистых отделений будет оснащена ангиографами для выполнения рентгенэндоваскулярных вмешательств.

Повышается доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Сеть медицинских организаций, выполняющих ВМП, расширилась с 2012 г. более чем в 3 раза – до 1085, в основном за счет региональных медицинских организаций.

Это позволило нарастить объемы высокотехнологичной помощи в 2018 г. на 84 тыс. пациентов до 1 млн 131 тыс. человек. Важно отметить, что 305 тыс. из них (или 27%) – сельские жители, что превышает долю сельских жителей в населении страны.

Особое внимание мы уделяли выстраиванию современной модели медицинской реабилитации, в том числе детской. За 2018 г. охват пациентов реабилитационной помощью после оказания специализированной медицинской помощи повысился на 68% – с 23,8 до почти 40%. Объем финансового обеспечения реабилитационной помощи за счет средств ОМС увеличился до 19,5 млрд руб.

Важнейшей инициативой, которая приобрела форму федерального закона, стало развитие паллиативной медицинской помощи. Я хотела бы поблагодарить общественные организации, принимавшие самое активное участие в работе над законопроектом. Данный закон расширил понятие паллиативной помощи и условия ее оказания, предусмотрел порядок взаимодействия организаций медицины и социального обслуживания, а также возможность оказания помощи на дому с применением медицинских изделий, включая дыхательную и другую аппаратуру.

Одновременно с этим Министерством была продолжена работа по укреплению коечного фонда паллиативной помощи. За год число паллиативных коек в стране увеличилось для взрослого населения на 6%, а для детей – на 9,3%, что составило в общей сложности почти 12 тыс. коек.

Впервые проведены расчеты и установлены нормы потребности пациентов в наркотических средствах при оказании паллиативной помощи. Законодательно закреплено право каждого на обезболивание.

Одним из главных направлений работы Министерства здравоохранения РФ является создание и внедрение системы управления качеством медицинской помощи.

С этой целью был разработан и уже вступил в силу федеральный закон, который закрепляет определение клинических рекомендаций, их типовую структуру, включая раздел с критериями оценки качества медицинской помощи, а также их статус и механизм встраивания в систему оказания медицинской помощи.

Для контроля ключевых параметров, влияющих на качество оказания медицинской помощи, на пилотном примере онкологических заболеваний внедрена новая система анализа реестра-счетов на оплату медицинской помощи по ОМС. Это позволило в автоматизированном режиме осуществлять контроль за объемом, качеством и своевременностью медицинской помощи.

Отдельный акцент сделан на контроль качества химиотерапии и ее соответствия клиническим рекомендациям.

Необходимый элемент качества и доступности медицинской помощи – бесперебойное обеспечение лекарственными препаратами.

В прошедшем году в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов дополнительно включены 38 международных непатентованных наименований, большая часть их которых предназначена для лечения онкологических и редких заболеваний. Всего в Перечень теперь входят 735 позиций, что соответствует примерно 7 тыс. лекарственных препаратов, из которых 80% производится в России.

Принят закон, которым на федеральный уровень поднято лекарственное обеспечение по пяти наиболее затратным орфанным заболеваниям, что позволит уменьшить затраты субъектов Российской Федерации на 10 млрд руб.

Развитие лабораторных комплексов, внедрение выборочного контроля качества лекарственных препаратов, увеличение числа экспертиз привели в 2018 г. к снижению доли недоброкачественных лекарств на фармацевтическом рынке на 19% по сравнению с показателем предыдущего года.

Для полного исчезновения некачественной и контрафактной фармацевтической продукции реализуется проект по прослеживанию движения лекарственных препаратов с помощью маркировки упаковок. В настоящее время уже отслеживается движение более 18 млн упаковок почти 2 тыс. препаратов.

Система показала свою эффективность в первые же месяцы работы, позволив вскрыть правонарушения на сумму свыше 500 млн руб.

С 1 октября 2019 г. лекарственные препараты, применяемые при 7 высокозатратных нозологиях, должны иметь идентификационный знак, а с января 2020 г. – и все вводимые в гражданский оборот лекарственные препараты.

В сентябре 2018 г. Президент РФ поддержал курс на поэтапный переход от системы льготного лекарственного обеспечения к наиболее прогрессивной и эффективной системе частичного или полного государственного возмещения стоимости лекарств по референтным ценам.

Первыми в этот проект вступят пилотные регионы с полностью сформированной цифровой системой лекарственного обеспечения, включая электронную выписку рецептов.

Для оказания качественной медицинской помощи необходимо обеспечить отрасль адекватным количеством квалифицированных медицинских специалистов.

За четыре года численность врачей в государственной системе здравоохранения увеличилась более чем на 6 тыс. человек и составила почти 549 тыс. врачей. Увеличилось число специалистов по таким дефицитным специальностям, как анестезиология-реаниматология, рентгенология, патологическая анатомия, педиатрия, но особенно – по онкологии (на 19%) и общей врачебной практике (на 18,3%). Продолжает снижаться коэффициент совместительства: в 2018 г. он составил уже 1,35.

Особое внимание мы уделяем кадровому обеспечению на селе. В 2018 г. было расширено действие Программы «Земский доктор» на города с населением до 50 тыс. человек. В нее также были включены единовременные выплаты в размере 500 тыс. руб. для фельдшеров. В общей сложности число участников Программы достигло 34,3 тыс. человек, из них в прошедшем году в программу вошли 5,3 тыс. врачей и фельдшеров.

В результате, по сравнению с 2014 г., численность врачей, работающих в сельской местности, увеличилась почти на 2 тыс. человек, или на 3,8%.

Вместе с тем распространение Программы на средний медицинский персонал (28% от всех участников) и трудоустройство большого числа «земских врачей» (в некоторых регионах – почти всех) в малые города привело к сокращению притока врачей на село: по сравнению с 2017 г. – на 1859 человек.

Это обусловило снижение общего числа врачей, работающих на селе, на 1,5 тыс., а обеспеченности врачами сельских жителей – на 2% (с 14,9 до 14,6 на 10 тыс.).

Обеспеченность средним медицинским персоналом в сельской местности снизилась на 2,1% – с 53,4 до 52,3 на 10 тыс. населения.

С учетом необходимости устранения кадрового дефицита и достраивания инфраструктуры сельского здравоохранения Президентом РФ принято решение о снятии возрастного ценза для приходящих работать в рамках Программы «Земский доктор».

Однако, коллеги, при реализации Программы нужно учитывать баланс потребностей, развивая кадровый потенциал городов не в ущерб селу.

В прошедшем году на первый курс медицинских вузов по программам специалитета было зачислено более 60 тыс. студентов, что на 5,7% больше, чем в предыдущем году, причем с одним из наиболее высоких баллов ЕГЭ.

Первичную аккредитацию специалистов в 2018 г. прошли 35,7 тыс. выпускников медицинских вузов и впервые – 56,5 тыс. выпускников медицинских колледжей. Это позволило более 4,5 тыс. молодых специалистов прийти в первичное звено на должности участковых врачей сразу после окончания вуза.

Характеристики квалификации медицинских работников, необходимой для осуществления профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции, закрепляют профессиональные стандарты.

За период с 2016 г. Минздравом России совместно с Национальной медицинской палатой и Национальной фармацевтической палатой разработано, а Минтрудом утверждено 44 отраслевых профессиональных стандарта, из них с января 2018 г. – 27. Еще 45 профессиональных стандартов будут подготовлены в течение 2019 г.

В соответствии с профессиональными стандартами разработан и направлен для утверждения 51 проект федеральных государственных образовательных стандартов подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре.

Наряду с этим огромную значимость приобрел Фе­деральный портал непрерывного медицинского образования, на котором уже сегодня зарегистрировано более 500 тыс. специалистов, из которых не менее половины являются его активными пользователями.

Нужно подчеркнуть, что сегодня мы уже не мыслим работу без цифровых технологий, которые:

    • определяют эффективность использования всех ресурсов системы здравоохранения; доступность, качество и комфорт оказываемой медицинской помощи;
    • упрощают контакт населения с медицинскими организациями;
    • создают возможности дистанционного повышения квалификации врачей;
    • освобождают от бумажного документооборота, увеличивая время для непосредственной работы с пациентом.

В 2018 г. завершено подключение больниц и поликлиник к скоростному Интернету. Дополнительно подключены 8,9 тыс. объектов.

До 15,5 тыс. увеличилось число медицинских организаций и их структурных подразделений, использующих медицинские информационные системы.

До 600 тыс. выросло число автоматизированных рабочих мест врачей, подключенных к медицинским информационным системам.

К региональным телемедицинским системам подключено уже 6,5 тыс. медицинских организаций, а к центральным архивам медицинских изображений – 5,5 тыс.

Более 4 млн 200 тыс. граждан воспользовались услугами и сервисами личного кабинета пациента «Мое здоровье».

В соответствии с утвержденным Федеральным проектом до конца 2021 г. мы должны завершить работу по цифровизации всех медицинских организаций и подключению их к региональным цифровым сегментам и их централизованным серверам, а также по интеграции региональных сегментов с ЕГИСЗ. В целом, должен быть сформирован единый для страны цифровой контур здравоохранения.

Один из элементов повышения доступности медицинской помощи – развитие проектов государственно-частного партнерства.

В прошедшем году здравоохранение продолжило удерживать лидерство по количеству инвестиционных проектов в социальной сфере. Сегодня на разных стадиях реализации находятся 178 инфраструктурных проектов, а объем инвестиций составил 77 млрд руб.

Мы оцениваем позитивно и тот факт, что уже 30% всех медицинских организаций, работающих в ОМС, – это частные структуры. Имея развитые основные фонды и уровень оснащения, они участвуют в бесплатном оказании населению качественной медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий.

Вместе с тем необходимо объективно оценивать соответствие частных медицинских организаций лицензионным требованиям для оказания профильной медицинской помощи в соответствии с едиными и обязательными для всей страны Порядками. Прошу Росздравнадзор обратить на это самое пристальное внимание!

Отдельно хочу поставить акцент на недопустимости замещения гарантированной государством медицинской помощи платными услугами! И тем более – недопустимости «подталкивания» пациентов к этому! Даже при возникновении форс-мажорных обстоятельств в конкретной медицинской организации всегда есть возможность получить необходимую помощь по договору в другой организации, работающей в ОМС.

Прошу взять этот вопрос под особый контроль! И вести непримиримую борьбу с манипулированием сроками ожидания помощи, с ограничениями в направлении больных при очевидной необходимости на бесплатные консультации, консилиумы, инструментальные и лабораторные исследования!

Росздравнадзор накопил значительный опыт в защите прав пациентов на бесплатное получение качественной и безопасной медицинской помощи. В 2018 г., по итогам проверок, восстановлены и защищены права более 20 тыс. граждан. Это позволяет эффективно применять риск-ориентированный подход в борьбе с нарушениями.

До конца 2024 г. в каждом субъекте РФ должны быть открыты офисы страховых медицинских организаций для защиты прав застрахованных и разрешения конфликтов в досудебном порядке.

Несомненно, одним из главных результатов года стала разработка Национального проекта «Здравоохранение», включающего 8 федеральных проектов по наиболее приоритетным направлениям развития, а также двух федеральных проектов Национального проекта «Демография» – «Укрепление общественного здоровья» и «Старшее поколение».

В их основе лежит комплекс управленческих, логистических, организационных решений, опирающихся на современную научную базу. Все проекты нацелены на вовлечение каждого гражданина в заботу о своем здоровье, на улучшение качества, доступности и комфортности оказания медицинской помощи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения.

Как подчеркнул Президент РФ, «национальные проекты построены вокруг человека, ради достижения нового качества жизни всех поколений, что может быть обеспечено только при динамичном развитии России».

Обеспечить динамичное развитие страны, достичь поставленных амбициозных целей, чтобы и медики, и пациенты почувствовали изменения к лучшему, – наша основная задача. Нам предстоит пройти за 6 лет путь, который многие страны проходили десятилетиями.

Это будет время ответственных решений, масштабной, содержательной и энергичной работы.

«Менеджмент качества в медицине» Июнь 2019

Рубрика: Нацпроекты
01.06.2019

448
Поделиться:

Подписка



Доступна мобильная версия журнала

Журнал Менеджмент качества в медицине в App Store Журнал Менеджмент качества в медицине на Google play