Расширение доступа к услугам здравоохранения ни к чему не приведет, если не будет обеспечена их безопасность и высокое качество

Из выступления Генерального директора Всемирной организации здравоохранения д-ра Тедроса Адханома Гебрейесуса на IV Глобальном министерском саммите по вопросам безопасности пациентов 3 марта 2019 года в Джидде (Саудовская Аравия)

С незапамятных времен медицина работала по простому принципу: помоги больному или, по крайней мере, не навреди. Этот принцип сегодня также справедлив, как и во времена Гиппократа. Никто не должен пострадать в результате обращения за медицинской помощью. К сожалению, мы знаем, что на самом деле не всегда бывает так.

В глобальном масштабе каждый десятый пациент больниц страдает вследствие нарушений правил безопасности или нежелательных эффектов лечения. По разным оценкам, в странах с низким и средним уровнем дохода небезопасное оказание помощи в условиях стационара ежегодно приводит к 134 млн случаев развития нежелательных явлений, которые становятся причиной около 2,6 млн случаев смерти пациентов.
Между тем большинство этих случаев смерти и ущерба здоровью можно предотвратить.

Например, Марте Мюррей, студентке из Канады, будущей медсестре, был назначен литий для лечения биполярного расстройства. Однако литий может быть опасен для тех, у кого, как у Марты, есть порок сердца и понижен уровень калия в крови. Целый ряд ошибок медицинских работников привел к тому, что Марте назначали все более и более высокие дозы лития. Она умерла от фатальной аритмии сердца, когда ей было всего 22 года.

И если бы это был единичный случай! Подобное происходит слишком часто.

Как вы знаете, обеспечение всеобщего охвата услугами здравоохранения – первоочередная задача ВОЗ. Мы стремимся к тому, чтобы за следующие пять лет еще один миллиард человек получил доступ к необходимым медицинским услугам, не сталкиваясь с финансовыми трудностями. Это тот целевой показатель, которого нам нужно достичь, если мы хотим, чтобы мир двигался вперед и оставался на пути достижения целей в области устойчивого развития.

Важнейшую роль в этом играет обеспечение безопасности пациентов. Расширение доступа к услугам здравоохранения не имеет никакого значения, пока не обеспечены их безопасность и высокое качество.

Если здравоохранение само по себе представляет угрозу для здоровья людей, польза от расширения охвата его услугами полностью теряется. Небезопасное оказание помощи подрывает доверие к системам общественного здравоохранения и удерживает пациентов от обращения за помощью. Вместо этого они могут прибегать к услугам частной медицины, которая им кажется более безопасной. Это увеличивает финансовую нагрузку на пациентов и подрывает прогресс на пути к всеобщему охвату услугами здравоохранения. Кроме того, это увеличивает расходы систем здравоохранения.

Около 15% расходов больниц в развитых странах связаны с устранением проблем, вызванных нарушением безопасности пациентов. А социально-экономические последствия нанесения вреда пациенту в более широком понимании обходятся в миллиарды долларов в год.

Безопасная помощь обеспечивает лучшие результаты не только для пациентов и их семей, но и для систем здравоохранения в целом, поскольку позволяет избежать затрат на устранение последствий нежелательных явлений, вынужденное продление сроков госпитализации и выплату компенсаций. В конечном счете можно сказать, что безопасная помощь – это не просто хорошая медицина, это хорошая экономика.

Мы знаем, как сделать помощь более безопасной. Мы используем опыт других отраслей повышенного риска, таких как авиация, строительство, железнодорожная отрасль и атомная энергетика.

Поскольку здравоохранение становится все более сложным, мы понимаем, что нам необходим более комплексный и системный подход к безопасности. И мы знаем, что следует устранить пять серьезных пробелов.
Во-первых, пробел в знаниях. Для того чтобы понять масштабы проблемы и выявить факторы, способствующие появлению ошибок и нанесению вреда, нам нужны более качественные данные и научные исследования, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода.

Во-вторых, пробел в политике. Каждой стране и медицинскому учреждению необходимо выработать четкую политику по вопросам безопасности пациентов, адаптированную к местным условиям. Она должна предусматривать, как вести отчетность по медицинским ошибкам, как извлекать уроки из негативного опыта и что делать, когда ошибка произошла.

В-третьих, пробел в проектировании. Нам необходимо применять научные принципы при разработке мер политики, стратегий, планов и практических инструментов, чтобы они соответствовали местным условиям, особенно в странах с низким и средним уровнем дохода.

В-четвертых, пробел в практике. Чтобы обеспечить безопасность пациентов, все медицинские работники должны знать и понимать принципы передовой практики, которые основаны на самых надежных научных данных. Кроме того, они должны получать поддержку со стороны групп квалифицированных инструкторов по вопросам безопасности пациентов и теории управления.

И наконец, пробел в коммуникации. Нам необходимо свести воедино инновации и методы передовой практики и делиться своим опытом о том, что работает, а что нет.


Делегация Росздравнадзора приняла участие в IV Глобальном министерском саммите по безопасности пациентов

Возглавил российскую делегацию руководитель ведомства Михаил Мурашко (на фото слева).

В работе мероприятия приняли участие главы министерств здравоохранения и представители некоммерческих, правительственных и неправительственных организаций из 49 стран мира, а также представители ВОЗ.

На Саммите обсуждались вопросы универсального покрытия здравоохранением (universal healthcare coverage), формирование государственной политики и правил по безопасности пациентов при медицинской помощи, надежность медицинских организаций в обеспечении безопасности пациентов, повышение роли и вовлеченности пациентов, непрерывное повышение квалификации медицинского персонала, снижение рисков причинения вреда здоровью.

Отмечено, что по причинам нарушения безопасности пациентов при оказании медицинской помощи ежегодно в мире погибают от 5,7 до 8,3 млн. человек. На один летальный случай приходится более 300 неблагоприятных событий, связанных с ошибками при оказании медицинской помощи. Почти 15% годовых бюджетов здравоохранения развитых стран тратится на устранение проблем, связанных с нарушением безопасности пациентов.

Участниками саммита принято решение поддержать инициативу Генассамблеи ВОЗ об установлении 17 сентября Всемирного дня пациента.

 

Качественные данные, четкая политика, научно обоснованный инструментарий, хорошо подготовленные медицинские работники и обмен опытом – вот пять шагов, которые следует предпринять всем странам, чтобы медицинская помощь стала более безопасной.

Но не надо забывать еще об одном – о взаимодействие с пациентами и их семьями. Когда люди наделены правами и возможностями, позволяющими взять на себя ответственность за собственное лечение, когда их выслушивают, информируют и консультируют, когда к их потребностям и предпочтениям относятся с уважением, тогда вероятность ошибок или причинения вреда резко уменьшается. Вот что мы понимаем под оказанием помощи, ориентированной на нужды людей.

Для того чтобы помочь расширить возможности пациентов и лиц, осуществляющих уход, ВОЗ, в частности, разработала новый инструмент под названием «Пять моментов безопасности лекарств». Этот инструмент подготовлен в рамках выполнения Третьей глобальной задачи ВОЗ по обеспечению безопасности пациентов, которая предназначена пролить свет на растущую область предотвратимого вреда,
а именно ошибок при назначении лекарственных средств.

Буквально в прошлом месяце Исполнительный комитет ВОЗ рекомендовал принять резолюцию, призывающую учредить Всемирный день безопасности пациентов, который будет проводиться ежегодно 17 сентября.

«Менеджмент качества в медицине» Октябрь 2019

Рубрика: Безопасность пациента
Автор(ы): Т. Гебрейесус
01.10.2019

448
Поделиться:

Подписка



Доступна мобильная версия журнала

Журнал Менеджмент качества в медицине в App Store Журнал Менеджмент качества в медицине на Google play