Управлять рисками, а не документами! 10.03.2019 Управлять рисками, а не документами!
Все больше российских предприятий переходят от риск-ориентированного мышления к внедрению процессов управления рисками. При этом многие сотрудники понимают, что чем больше они стараются управлять всеми возможными рисками, тем больше они погружаются в процесс управления ворохом бумаг, которые к рискам не имеют ни малейшего отношения. В предлагаемой статье изложен взгляд ее авторов на три ключевые проблемы, превращающие идею управления рисками в реальность управления документами.

01.03.2019 Вопросы архивирования документации в рамках жизненного цикла продукции (рекомендации тома VDA 1)

Российские предприятия при всех сложностях со­временной обстановки все чаще выходят на международный рынок. Интернационализация бизнеса позволяет получить большие возможности, но в той же степени она влечет за собой высокие риски, включая юридические. Наряду с высокими требованиями потребителей необходимо учитывать различные законы и специальные нормативы на разных рынках сбыта, включая те из них, которые относятся к документированию и хранению свидетельств соответствия продукции.



01.03.2019 В погоне за рисками

01.03.2019 Уважаемые сотрудники редакции журнала «Методы менеджмента качества»!

Коротко о важном 01.03.2019 Коротко о важном

Как поймать «черного лебедя» или не стать его жертвой? 01.03.2019 Как поймать «черного лебедя» или не стать его жертвой?
По приглашению компании BBI с лекцией в Москве во второй раз выступил выдающийся мыслитель, создатель альтернативной концепции исследования рисков Нассим Николас Талеб. О новых идеях, которыми он поделился со слушателями, мы расскажем в следующем номере журнала.
Сегодня же будет полезным напомнить читателям фундаментальные основы данной концепции, получившей множество подтверждений в деловой практике. Ключом к ее пониманию служит феномен, который автор назвал «черным лебедем».

01.03.2019 Особенности управления рисками в авиакомпании
В настоящее время российские авиакомпании продолжают находиться в сложной экономической ситуации, вызванной ростом курсов валют более чем в два раза и непрекращающимся ростом стоимости топлива. Текущее положение усугуб­ляется низкой рентабельностью внутренних рейсов и избытком провозных емкостей (часть пассажирской кабины, багажных, грузовых отсеков воздушного судна, используемых для коммерческой загрузки) на рынке.
Конкуренция в отрасли (как на федеральном, так и на международном уровнях) вынуждает авиакомпании заботиться о безопасности как основном показателе качества услуг авиационной перевозки.

01.03.2019 Нелинейные процессы оптимизации в рамках цифровой среды управления качеством
Статья продолжает и развивает тему одной из недавних публикаций [1] о возможностях применения метода линейной оптимизации в управлении бизнес-процессами. Практически все бизнес-процессы имеют нелинейную природу, и их линеаризация основана на определенном упрощении, «идеализации» реальности. Однако такой подход приемлем далеко не всегда. В связи с этим целесообразно рассмотреть ряд типичных примеров поиска наилучших решений с использованием нелинейных оптимизационных моделей, применение которых наиболее эффективно в рамках цифровых технологий управления качеством.

Выбор поставщиков на основе оценки их конкурентоспособности. Часть 2 01.03.2019 Выбор поставщиков на основе оценки их конкурентоспособности. Часть 2
Предлагаемая методика предусматривает количественную оценку качества продукции альтернативных поставщиков и уровня их конкурентного потенциала. Измерение этих показателей базируется на методе профилей. Методика ориентирована на долгосрочное сотрудничество с покупателем, позволяет объективно ранжировать альтернативных поставщиков и принимать обоснованные решения, связанные с выбором партнеров. Ее апробация показана на примере выбора поставщика силового кабеля.
Продолжение. Начало см. ММК. — 2019. — № 2. — С. 10—15.

01.03.2019 Определение рамок проблемы — один из инструментов ее постановки и формулирования
Во всех проектах одной из первых задач является точное определение проблемы. В процессе ее анализа важно учитывать сопутствующие явления: идентификацию проблемы и ее восприятие. При идентификации проблемы важно понимать, что разным людям свойственно разное понимание того, что является проблемой. В человеческом сознании она формируется в соответствии с ее восприятием как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть. При этом восприятие проблемы может сильно отличаться от объективной реальности. Во многом этот полезный инструмент перекликается с бритвой Оккама.
Методика определения рамок проблемы призвана вызывать в нашем сознании потенциально значимые аспекты и позволяет уточнить формулировку проблемы. Слова несут в себе мощный скрытый смысл и поэтому играют основную роль в нашем восприятии проблемы. Индивидуальное ее восприятие вызывает различия в ее формулировании, выдвижении много­образных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства. Чтобы увидеть проблему в более широкой перспективе, следует варьировать формулировку проблемы, перефразируя ее несколько раз. В конечном итоге проблема осталась той же, но ее восприятие и точка зрения, с которой она рассматривалась, в корне изменились. Выбор словесной формулировки — это процесс облачения желаемого содержания и структуры вопроса в слова, которые легко поймут собеседники.

01.03.2019 Качество организации и здравый смысл стандарта ISO 9001:2015. Часть 2
Предлагаемая публикация продолжает серию материалов мастер-класса Алекса Езраховича, состоявшегося в рамках Всемирного дня качества (ВДК). Его автор и ведущий рассказывает о том, что нужно сделать для достижения организацией устойчивого успеха, как на практике применить концепцию мышления, основанного на анализе рисков, и чем она отличается от риск-менеджмента. А также комментирует ключевые ошибки в подходе к толкованию терминов стандартов ISO серии 9000.
Продолжение. Начало см. ММК. — 2019. — № 2. — С. 34—37.

Планирование эксперимента в системах контроля качества 01.03.2019 Планирование эксперимента в системах контроля качества
Предлагаемая статья, продолжающая ретроспективную серию к юбилею журнала, посвящена планированию экспериментов — направлению, до сих пор не получившему должного развития в отечественной и мировой практике менеджмента. И в этом смысле она является столь же новаторской, какой была почти полвека назад.
Особо следует отметить тот факт, что один из авторов статьи, классик российской школы управления качеством Ю.П. Адлер на протяжении многих лет является членом редакционно-экспертного совета журнала. По мнению редакции, краткий комментарий Юрия Павловича, подготовленный им специально для настоящей публикации, представляет особый интерес для наших читателей.

01.03.2019 Семеро козлят и Волк-аудитор

01.03.2019 Люди и компании номера

01.02.2019 Взаимодействие производителей и поставщиков

01.02.2019 Редакции журнала «Методы менеджмента качества»

01.02.2019 Коротко о важном

01.02.2019 Выбор поставщиков на основе оценки их конкурентоспособности. Часть 1
Предлагаемая методика предусматривает количественную оценку качества, конкурентоспособности продукции альтернативных поставщиков, уровня их конкурентного потенциала. Измерение этих показателей базируется на методе профилей. Методика выбора поставщиков ориентирована на долгосрочное сотрудничество с покупателем, позволяет объективно ранжировать альтернативных поставщиков и принимать обоснованные решения, связанные с выбором партнеров. Ее апробация показана на примере выбора поставщика силового кабеля.
Выбор перспективных поставщиков с ориентацией на долгосрочное сотрудничество целесообразно производить на основе комплексной оценки их конкурентоспособности. В работе предлагаемые теоретические положения по оценке конкурентоспособности продукции, предприятий будут сопровождаться примерами поставщиков продукции электротехнической отрасли. Потребителями их продукции являются оптовые и розничные продавцы электротехнической продукции. Наличие у покупателей объективной методики оценки и выбора поставщиков из альтернатив позволит им провести комплексный анализ потенциала поставщиков, определить их позицию на отраслевом рынке и ранжировать по конкурентоспособности, выстроить долгосрочные взаимоотношения с перспективными поставщиками.

01.02.2019 Управление инженерными изменениями на предприятиях — поставщиках автомобильных компонентов
Периодически тот или иной автопроизводитель проводит кампании по отзыву автомобилей из-за нарушения требований к их качеству и безопасности.
В частности, такое происходит, когда поставщик автомобильных компонентов переходит на более дешевое сырье, вносит изменения в технологию или конструкцию, «забывая» проинформировать об этом потребителя, провести оценку рисков и выполнить другие обязательные требования процедуры по управлению изменениями.
Несмотря на принятие ряда нормативных актов в отношении локализации компаний1 и программы стимулирования импортозамещения, на практике наблюдается снижение поставок автомобильных компонентов отечественного производства. Напротив, преимущества локализации в большей степени используют филиалы иностранных компаний, получая статус отечественного производителя и активно вытесняя с рынка российских поставщиков. Во многом это является следствием низкого качества отечественной продукции, формального внедрения стандарта IATF 16949:2016 [2] и предусмотренных им специальных методов, а также невыполнения ОЕМ-поставщиками требований ОЕМ-производителя

01.02.2019 Концепция управления аналитическими процессами обеспечения конкурентоспособности автомобильных компаний
В настоящее время и ближайшей перспективе в качестве ключевого элемента конкурентоспособности автомобильных корпораций следует рассматривать синтез двух стратегических векторов, отражающих надежность и общую удовлетворенность потребителей качеством автомобильной техники. Именно этот синтез и должен стать основой нового подхода к организации процесса управления аналитической деятельностью в области качества автомобильных компаний.