Архив номеров

Разбор выполненной задачи

Анализ произошедшего непосредственно после выполнения заданий существовал с незапамятных времен. Задача состояла в том, чтобы извлечь уроки из этого события и превратить проводимый анализ в обучающий процесс в целях улучшения основной деятельности в дальнейшем. Из множества методов, решающих эту задачу, хорошо известен «разбор полетов» — термин, пришедший из авиации. Этот процесс называют также «разбор выполненной задачи», «разбор результатов выполнения задания», «ретроспективный анализ»

Анализ произошедшего непосредственно после выполнения заданий существовал с незапамятных времен. Задача состояла в том, чтобы извлечь уроки из этого события и превратить проводимый анализ в обучающий процесс в целях улучшения основной деятельности в дальнейшем. Из множества методов, решающих эту задачу, хорошо известен «разбор полетов» — термин, пришедший из авиации. Этот процесс называют также «разбор выполненной задачи», «разбор результатов выполнения задания», «ретроспективный анализ». В американской армии используется термин «after action review» (обзор после действия) и др. Главное — чтобы этот подход стал частью цикла регулярного менеджмента после завершения каждого проекта, а также сразу же после любого заметного события (действия) в рамках проекта или основной деятельности, становясь, таким образом, реальным процессом обучения. Разбор выполненной задачи (РВЗ) — это простой, но мощный инструмент, позволяющий определить существующие и упущенные возможности этого процесса, а отдельным лицам и коллективам — непрерывно учиться в их повседневной жизни. РВЗ обеспечивает объективное представление о конкретных сильных и слабых сторонах различных точек зрения. РВЗ позволяет одновременно передавать, создавать, формализовать и сохранять знания и обучать сотрудников навыкам групповой работы. РВЗ в процессе обсуждения произошедших событий помогает сравнивать результаты, которые планировали, с теми, которые были достигнуты в реальности. Также при выполнении РВЗ учитывается предыдущий опыт, что позволяет оптимизировать все процессы и регулировать риски в будущем. Разбор результатов выполнения задачи позволяет извлекать максимальную пользу из изучения каждой операции, учебного мероприятия или задачи.
Схема показывает основные части РВЗ и включает важный последний шаг — превратить накопленный опыт в обучающий процесс.

Цель:

Оценить результаты выполнения задачи непосредственно после произошедших событий, пока еще свежи в памяти детали, с целью выявления и сбора новых знаний и навыков, полученных в рамках проведения работы, и продумать, как улучшить процесс.

Суть:

Разбор выполненной задачи (РВЗ) — это системный обзор или процесс опроса, при котором проводится анализ того, что произошло, почему это произошло и как это сделать лучше.

План действий:

РВЗ базируется на решении следующих вопросов.

  1. Каковы были предполагаемые результаты? Ведущий определяет, насколько хорошо понятна цель каждому участнику, фиксирует комментарии и размещает их на одном листе.
  2. Каковы были фактические результаты? Ведущий просит участников сообщить, что произошло на самом деле с их собственной точки зрения.
  3. Что стало причиной таких результатов? Ведущий помогает участникам определить разницу между намеченной целью и фактическими результатами и обсудить причины их появления.
  4. Что будут поддерживать или улучшать? Участники должны определить, что работает, а что нуждается в улучшении. Ведущий стремится, чтобы участники сами предлагали решения. Это дает им возможность учиться и расти профессионально.
  5. Каковы предстоящие действия, которые позволят использовать накопленный опыт? В этой части РВЗ появляется возможность обеспечить использование и закрепление полученного опыта в реальных условиях, иначе извлеченные уроки вскоре забудутся.

Результат:

Появление цикла регулярного менеджмента после завершения каждого проекта.

Достоинства:

Успешный разбор результатов выполнения задачи позволит быстро преобразовать выводы в действия и тем самым повысит эффективность работы.

Недостатки:

Самое трудное и самое важное — ведущему не пытаться самостоятельно выполнять процесс РВЗ, а менеджменту обеспечить вовлечение и мотивацию сотрудников.

Памятка

  1. РВЗ — специфический процесс опросов о выполнении заданий с использованием как субъективных, так и объективных факторов в диалоге между ведущим и участниками процесса.
  2. РВЗ способствуют вовлечению всех участников в процесс и повышению их квалификации. Идеальный климат для РВЗ — атмосфера открытости и желание обучаться.
  3. РВЗ должны проводиться регулярно.
  4. РВЗ можно рассматривать как миниатюрную систему управления знаниями, позволяющую выявить и поделиться знаниями, которые имеет каждый участник процесса.
  5. Накопленный опыт может быть применен для последующего обучения или выполнения задания.
  6. Процесс РВЗ дает хорошую возможность для обучения и подготовки людей, которые не участвовали в выполнении данной миссии, но могут получить подобные задания в дальнейшем.
  7. РВЗ не следует путать с деятельностью по анализу причин произошедших событий — он гораздо глубже.
  8. Для осмысления своих собственных действий и освоения метода следует возвращаться к анализу действий сразу же после значимых событий.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.05.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России