Архив номеров

Бережливое производство: стандартные инструменты и нестандартные решения

Промышленный туризм набирает обороты. В этот раз мы посетили одно из производств холдинга homa — разработчика и производителя полимерных дисперсий и клеев в Дзержинске. В роли гида выступил операционный директор Павел Игоревич Пашков. В ходе экскурсии затронут широкий спектр вопросов — от философии идей бережливого производства до сугубо практических аспектов применения его инструментов. Итак, вот что мы узнали.

С чего начинается бережливое производство

 Визуализация основных производственных показателей

Главное стартовое условие — готовность предприятия к переменам. Известно множество примеров, когда в компании на словах все за, охотно рассуждают о необходимости заниматься повышением качества продукции и совершенствованием производственных процессов, но, когда дело доходит до конкретики, все тут же оказываются завалены текучкой и прочими обстоятельствами непреодолимой силы.
Сегодня мы делимся опытом и даем советы тем, кто только задумывается о внедрении инструментов бережливого производства. Эти советы — из разряда «проверено на себе». Для начала необходимо осознать, что бережливое производство — отчасти, как и все в японском менеджменте, и оно не может быть стандартизировано. Ведь каждая компания уникальна. И несмотря на внедрение по сути одних и тех же инструментов, по форме они должны применяться везде по-разному.
Сразу освоить и тем более разом все их применить не получится. Начинать нужно с простого, с тех элементов и инструментов, в которых инициаторы внедрения бережливого производства досконально разобрались. Делая первые шаги, в 2009 г. мы начали с идентификации прослеживаемости и управления несоответствующей продукцией. Спустя один год начали работу по внедрению 5S (системы упорядочения, организации рабочего места, основанной на визуальном контроле). На данный момент на предприятии применяются следующие базовые инструменты бережливого производства: 5S, быстрая переналадка, TPM (Total Productive Maintenance — система всеобщего обслуживания оборудования), производственный инструктаж, стандартизированная работа, визуальный менеджмент, система рационализаторских предложений.
Еще один совет — начинайте с внедрения того, что дает зримый эффект. Цифры, показатели в отчетах, безусловно, важны, но, если они не упакованы в яркую обертку заметных невооруженным глазом изменений, будет гораздо труднее заручиться поддержкой руководства компании и найти понимание у коллектива, поскольку люди мыслят не цифрами, а визуальными образами.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала. Подписаться >>>

01.06.2018

448
Поделиться:

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России