Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Применение стандартов в области систем менеджмента

«Методы менеджмента качества» Октябрь 2018

Рубрика: Слово главного редактора
Автор(ы): М. Екатеринин

Стандарты на системы менеджмента охватывают абсолютно разные сферы деятельности: от поставок ядерной энергии (ISO 19443:2018) до туризма (ISO 21101:2014) и избирательной деятельности (ISO/TS 17582). На практике не всегда эти документы становятся настолько востребованными, как бы хотели их разработчики. Так, например, не так давно завершились выборы руководителей субъектов Российской Федерации. Однако на системной основе стандарт ISO/TS 17582, устанавливающий требования к системам менеджмента качества избирательных органов, не применялся. Во многом это связано с наличием отдельных нормативно-правовых актов, действующих в этой области на территории Российской Федерации.
Аналогично и предприятия не всегда используют накопленный международный опыт в виде применения стандартов. И это не удивительно, так как стандартов, устанавливающих требования и рекомендации к системам менеджмента, более 100, и выбрать именно те, которые наиболее подходят для достижения целей организации, не всегда просто.
Каждая компания определяет свои приоритеты в снижении наиболее значимых для нее рисков. Для одних это задачи построения системного подхода к снижению энергозатрат (ISO 50001:2018), для других — обеспечение безопасности персонала (ISO 45001:2018) или в целом защиты от инцидентов (ISO 22301:2012). Все эти направления организация может развивать и без применения стандартов, так как стандарт — это всего лишь модель поведения, которая при внедрении интегрируется в текущую деятельность компании.
Однако стандарты на системы менеджмента добавляют ценность в первую очередь системным подходом к решению проблемных вопросов. И ряд компаний это активно используют путем внедрения требований сразу нескольких стандартов на разные аспекты деятельности.
В текущем номере журнала вы можете познакомиться с примерами классификации и группировки процессов интегрированной системы менеджмента, а также с мнением одного из разработчиков стандарта ISO 9001 Алекса Езраховича в отношении построения такой системы менеджмента в компании и применения для этих целей стандарта ISO 9004:2018.
К сожалению, популярность стандарта ISO 9001 порой затмевает ряд достаточно важных стандартов, которые разработаны тем же международным техническим комитетом, что и ISO 9001 (ИСО/ТК 176 «Менеджмент качества и обеспечение качества»). И это относится не только к стандарту ISO 9004, но и к стандартам ISO серии 10000, которые являются важной методической помощью для организаций. Примечательно, что, так же как и ISO 9004, стандарты, направленные на обеспечение удовлетворенности потребителей (ISO 10001 — ISO 10004), были пересмотрены в 2018 г.
На страницах текущего номера журнала еще раз подчеркивается важность получения информации об уровне удовлетворенности заинтересованных сторон в рамках процессной модели организации, а также анализируются особенности применения риск-ориентированного подхода.
Опыт и экспертное мнение наших авторов позволяют выработать наиболее верный подход к применению различных международных стандартов и совершенствованию действующих систем менеджмента. За это мы им очень благодарны! Однако редакция всегда рада видеть и мнение наших уважаемых читателей для обмена опытом на площадке журнала.

01.10.2018

448
Поделиться:

Подписка