Архив номеров

О конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества

А.В. Кудряшов:
Конкурс на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества — это уже сейчас мощный действующий инструмент повышения конкурентоспособности российских предприятий или пока инструмент с высоким потенциалом для отдельных предприятий, имеющих продвинутых собственников и руководителей?

Т.М. Цугель:
Скорее это пока инструмент для отдельных предприятий, имеющих продвинутых собственников и руководителей, которые желают поучаствовать в престижном конкурсе, и реже для тех, кто считает, что самооценка поможет им улучшить менеджмент на предприятии. После разъяснения экспертами и консультантами они уже начинают понимать, что участие в конкурсе поможет им определить свое положение в ряду аналогичных предприятий, узнать, что снижает им оценку, нивелирует результаты и что надо в первую очередь улучшать.

А.О. Симаков:
В настоящий момент это еще пока действительно инструмент с очень высоким потенциалом. Однако при правильной стратегии развития конкурса на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества это серьезный инструмент, который позволит вывести предприятия и в целом отрасли промышленности на новый уровень развития и повысить конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Е.Н. Корнеева:
Участие в конкурсе на со­искание премий в области качества позволяет предприятиям получить объективную экспертную оценку результатов своей работы, оценить эффективность внедрения методов менеджмента качества. Это внешняя оценка достигнутых в области качества продукции результатов, которая, несомненно, работает на повышение конкурентных преимуществ предприятия. Премии по качеству обеспечивают участникам конкурса опыт и знания по совершенствованию управления качеством, а победителям — репутацию надежного производителя высококачественной и конкурентоспособной продукции, способствуют привлечению новых партнеров и заказчиков, открывают новые деловые возможности.

А.В. Кудряшов:
Какие конкурентные преимущества дает предприятиям участие в конкурсе на соискание премий и достаточно ли наши предприятия информированы о таком конкурсе, его требованиях и условиях?

Т.М. Цугель:
Никаких пока особых конкурентных преимуществ участие в конкурсе не дает. Их не имеют даже лауреаты и дип­ломанты конкурса. Об этом неоднократно высказывались эксперты и прежний секретариат и формулировали по этому вопросу свои предложения. Необходимо популяризировать конкурс, чествовать участников. Есть много всевозможных путей: создание рубрик в СМИ, проведение цикла регулярных передач по телевидению о передовом опыте, достижениях, применяемых методах менеджмента и инструментах улучшений. В то же время есть ряд предприятий, которые участвовали в конкурсе не один раз и работают с так называемым обратным отчетом по улучшению ситуации.

А.О. Симаков:
Начиная с прошлого года участие в конкурсе на со­искание премии Правительства Российской Федерации в области качества для предприятий стало бесплатным, что существенно повысило привлекательность и увеличило число участников конкурса. Министерство промышленности и торговли РФ совместно с Роскачеством активно продвигает конкурс в интернет-пространстве и средствах массовой информации, что позволило повысить интерес предприятий в различных секторах бизнеса и число участников конкурса. Ведь до этого на конкурс выходили в большинстве своем крупные предприятия или предприятия, широко узнаваемые в обществе или своем регионе, которые чувствовали в себе силы побороться за звание лауреата или дипломанта. Сейчас у всех компаний есть прежде всего возможность при подготовке материалов для участия в конкурсе провести комплексную оценку своей деятельности, а при заочной оценке экспертами получить информацию о своем текущем уровне развития в рамках действующей модели премии, узнать о своих сильных и слабых сторонах, что позволит им определить для себя дальнейшие пути развития и совершенствования.

Е.Н. Корнеева:
Я согласна с коллегами и хочу добавить, что недостатка информации о проводимых Правительством Российской Федерации мероприятиях в настоящее время нет. Исчерпывающая информация представлена на официальных сайтах Росстандарта и Роскачества, «Российской газеты», федеральных и региональных организаций в области качества. Появилось большое количество публикаций по данному вопросу, что демонстрирует огромный интерес людей науки и практики к проблемам качества.

А.В. Кудряшов:
Какие сейчас существуют тенденции по изменению количества предприятий, принимавших и принимающих участие в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, и чем они обоснованы?

А.О. Симаков:
Второй год наблюдается активный рост числа участников конкурса, и думаю, что данная тенденция сохранится, ведь в нашей стране большое число предприятий и организаций, которые имеют очень хороший уровень производства. Кроме того, внешние факторы (санкции) подталкивают предприятия к развитию производства и применению современных инструментов менеджмента, что приводит к повышению конкурентоспособности продукции на рынке, а участие в конкурсе позволяет предприятиям заявить о себе и получить признание своих достижений на уровне государства.

Е.Н. Корнеева:
За годы существования премия Правительства Российской Федерации в области качества стала крупнейшим общенациональным проектом в области менеджмента качества в России. Резкий скачок популярности конкурса произошел в прошлом году, когда количество заявок увеличилось в разы. Среди победителей отбора традиционно крупный и малый бизнес, организации социальной и экономической сферы. Успех модели, положенной в основу премии, обусловлен тем, что она представляет собой ежегодно пересматриваемое обобщение экспертами различного уровня лучших мировых практик.

А.В. Кудряшов:
Насколько активно предприятия участвуют в региональных премиях по качеству и насколько на сегодняшний день согласованы действия по продвижению премии Правительства Российской Федерации в области качества и премии регионов как элементов одной системы?

Т.М. Цугель:
Исходя из опыта, не всегда коррелируются региональные конкурсы и конкурс премий Правительства. На практике мне неоднократно приходилось сталкиваться с предприятиями, которые сначала участвовали в региональной премии, а потом становились победителями. Участие в них более формализовано, требования ниже, что видно из отчетов по самооценке (если их направляли на конкурс премии Правительства лишь с небольшой корректировкой, оценки при этом сильно расходились).

А.О. Симаков:
Региональные премии по качеству в большинстве случаев развиваются отдельно от премии Правительства Российской Федерации, и это является слабым местом, над которым еще предстоит работать. Необходимо сформировать общую стратегию развития и поддержки региональных конкурсов в рамках премии Правительства Российской Федерации. Данный вопрос прежде всего требует серьезной проработки на уровне Министерства промышленности РФ и Правительства Российской Федерации.

А.В. Кудряшов:
В основе премии Правительства Российской Федерации в области качества и премий регионов лежит модель Европейской премии качества. Насколько для наших предприятий, конечно с учетом их развития и проблем, актуальна сейчас именно такая модель?

Т.М. Цугель:
На настоящий момент соответствия вполне достаточно. Для понимания принципов, требований, положений модели самооценки требуются всегда разъяснения и расшифровки: что понимается под тем или иным содержанием критериев/составляющих. Главное то, что самооценка, которая лежит в основе, дает преимущества для совершенствования. И ее надо проводить не только для участия в конкурсе, но и для анализа ситуации, выявления процессов, позиций, которые требуют улучшения.

А.О. Симаков:
Ввиду нашего географического положения основные рынки сбыта и партнерские взаимоотношения ориентированы на страны Европейского союза, поэтому для предприятий очень важно оценивать уровень своего развития по модели, максимально приближенной к европейской.

Е.Н. Корнеева:
Европейская модель строится на процессном подходе, принципах достижения сбалансированных результатов и добавления ценности для потребителя, на основе достижения успеха посредством развития инициативы, вовлеченности, творчества и инновационной активности сотрудников. Модель, безусловно, актуальная, однако с большим трудом реализуемая в современных российских условиях. Это не значит, что от целей достижения высокого качества нужно отказаться. Это значит, что руководству предприятий следует осознать необходимость приложения усилий, концентрации ресурсов и высокой приоритетности работы по улучшению качества.

А.В. Кудряшов:
В своих посланиях и выступлениях Президент России четко указывает цели и приоритеты в области повышения производительности и качества наших предприятий. Насколько премия Правительства Российской Федерации в области качества может способствовать достижению обозначенных целей или премия универсальна и годится для любой эпохи, любой страны и любого уровня развития СМК и производственных систем предприятий?

Т.М. Цугель:
Премия Правительства существует уже более 20 лет. Годится ли модель, положенная в ее основу, для всех эпох, любой страны и т. д., не могу судить. Но то, что в конкурсе можно участвовать с любым уровнем развития СМК или ИСМ, — это бесспорно. Есть примеры победителей, у которых не было сертифицированной СМК. Наличие СМК — это вообще необязательное требование. Речь идет о менеджменте организации в целом, а не о менеджменте качества.

А.О. Симаков:
Лауреаты и дипломанты премии Правительства Российской Федерации в области качества — это прежде всего те предприятия, которые добились существенных успехов и достижений в области применения современных инструментов менеджмента. Эти предприятия — лидеры своих отраслей, на них стоит равняться. Предприятия, получившие такое высокое признание, должны быть открыты для диа­лога и взаимодействия с возможностью делиться своими лучшими практиками с другими организациями. Это, в свою очередь, позволит существенно повысить уровень других предприятий в каждом секторе экономики, качество и конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.

А.В. Кудряшов:
Можно ли сделать конкурс на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества более популярным, привлекая в разы больше предприятий? И как сделать, чтобы все участники, а не только победители понимали важность и полезность участия, а именно проведение самооценки на соответствие критериям премии Правительства в области качества, и использовали этот опыт для улучшений?

А.О. Симаков:
Ответ однозначный: это можно сделать, и этим нужно заниматься. Подход к решению данной задачи должен быть комплексным, и принимать участие должны все заинтересованные стороны, начиная с Правительства Российской Федерации. Для предприятий — участников и победителей необходимо продумать систему мотивации или преференции, которая позволит повысить привлекательность и заинтересованность предприятий в участии в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Т.М. Цугель:
В настоящий момент премия имеет достаточно высокий статус, важно его не потерять в гонке за количеством участников. Надо пропагандировать именно самооценку, необходимость ее проведения до участия в конкурсе, с тем чтобы сначала самим определить свою оценку, свое количество баллов из максимально возможных. Необходимо научиться формулировать в критериях 1—4 свои возможности, подкрепить их конкретными свидетельствами, результатами в критериях 6—9, которые реализуются через процессы в критерии 5; выявить области для улучшения, приоритизировать направления для улучшения. А уже затем участвовать в конкурсе с «открытыми глазами».

А.В. Кудряшов:
Всегда ли предприятия, которые принимают участие в конкурсе на соискание премий, понимают, что показывать улучшения нужно за несколько лет, а не за последние несколько месяцев?

Т.М. Цугель:
Не всегда, если они не проходили обучение проведению самооценки.

А.О. Симаков:
К сожалению, нет. Уровень подготовки материалов предприятиями оставляет желать лучшего. Главным образом организациям нужно научиться лучше понимать критерии премии, а для этого необходимо пройти обучение по модели премии Правительства Российской Федерации в области качества.

А.В. Кудряшов:
Критерии премий имеют более серьезный и конкретный подход к реализации отдельных принципов СМК, чем, например, требования стандарта ISO 9001. Насколько это понимают руководители предприятий и часто ли предприятия с формально внедренной СМК горят желанием принять участие в конкурсе на соискание премии Правительства Российской Федерации в области качества?

А.О. Симаков:
Критерии премии намного шире, чем требования стандартов на системы менеджмента (ISO 9001, ISO 14000, ISO 18000, ISO 50001). Оценка предприятия в соответствии с критериями премии позволяет комплексно рассмотреть его под разными углами, а не только с позиции внедренного процессного подхода и разработанных комплектов документов системы менеджмента. К сожалению, руководители до конца еще не осознают этой разницы и считают, что если в их организации внедрена СМК, соответствующая требованиям стандарта ISO 9001, то можно смело подавать документы на участие в конкурсе, что не всегда является достаточным условием, позволяющим добиться высоких баллов и стать призерами конкурса. И таких примеров участия за последние два года, к сожалению, очень много.

Т.М. Цугель:
Это вопрос к предприятиям. Модель самооценки, конечно, значительно шире охватывает многие аспекты деятельности предприятия, которые не входят в область распространения СМК по стандарту ISO 9001. На самом деле чаще и процессы, и сертифицированная СМК бывают формальными. Прятаться за них, ссылаться в отчете на документированные процедуры СМК — часто используемый прием. При этом обширные цитаты из документов СМК, описания деятельности по тем или иным направлениям заменяют конкретную информацию по областям оценки, примеры, свидетельства применения инструментов улучшения, за которые и можно выставлять значимую оценку и при заочной оценке, и по результатам обследования на месте. Никакой пользы предприятию от такого участия, конечно, не будет.

А.В. Кудряшов:
Учитывая, что сейчас все больше предприятий будут стремиться принять участие в конкурсе на соискание премий, и учитывая проблемы наших предприятий по внедрению СМК, чтобы не отбить желание у части из них, можно ли (как вариант) увеличить количество этапов проведения конкурса, ведь известно, что ценность не в самом экзамене, а в подготовке к нему?

А.О. Симаков:
Двери для участия в конкурсе открыты для всех, ограничений не существует. Конкурс проводится в два этапа: заочная и очная оценка. Любое предприятие может попробовать свои силы, написав отчет по самооценке и подав его на конкурс. Этим и ценен первый этап — это оценка себя самих на соответствие критериям премии и мнение экспертов, которые производят оценку конкурсанта в рамках действующей модели премии, тем самым определяя текущий уровень предприятия. Предприятиям не нужно бояться получить низкий балл за сформированный отчет по самооценке, нужно пробовать свои силы, только это позволит получить обратную связь от экспертного сообщества для определения дальнейших путей развития и совершенствования своей деятельности.

Т.М. Цугель:
Не надо сводить все к СМК, речь идет о самооценке. Ко-личество участвующих предприятий/организаций с «пустыми», но многостраничными отчетами не повысит их конкурентоспособность. Поэтому надо распространять опыт тех конкурсантов, которые показали настоящие результаты: лидерство руководства, которое подтверждается конкретными делами, участием в деятельности по совершенствованию; вовлечение персонала в эту деятельность; положительные результаты и тенденции по областям оценок составляющих; социальная ориентированность и учет интересов общества и др.

А.В. Кудряшов:
Каждый год премию заслуженно получают предприятия различных отраслей промышленности и сферы услуг. Как дальше популяризируется или распространяется лучший опыт этих предприятий в рамках отраслей, регионов и всей страны, ведь распространение такого опыта может существенно, я бы сказал в разы, повысить для страны эффект от проведения премий?

Т.М. Цугель:
Совсем никак не популяризируется. В день церемонии вручения премий могут коротко сообщить об этом событии, хотя на ней присутствует масса представителей СМИ.

А.О. Симаков:
К сожалению, пока этот вопрос до конца еще не решен. Безусловно, лучшие практики и опыт этих предприятий должны распространяться в рамках отраслей, регионов и всей страны в целом. Сейчас как раз необходимо продумать и проработать действенные механизмы, которые позволят тиражировать и применять такие практики.

А.В. Кудряшов:
Ваши пожелания читателям ММК и всем руководителям предприятий, которые думают, принимать им или нет участие в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества.

Т.М. Цугель:
Конечно, надо стремиться к участию. Но надо к этому готовиться, а не писать в быстром темпе отчет, получив предложение или указание об участии в конкурсе. Сначала нужно провести самооценку, наполнить отчет действительно значимыми фактами.
В то же время, стремясь вовлечь в конкурс как можно больше предприятий, не задумываются над тем, а кто их будет оценивать. Бесконечно увеличивать количество конкурсантов без учета положения с экспертами, которые должны сначала провести заочную оценку, а потом очное обследование (по количеству, подготовленности, квалификации), невозможно. Существовала многолетняя практика подготовки, переподготовки, повышения квалификации экспертов, что позволяло достигать непредвзятости, независимости, консенсуса в оценке, делать ее бесспорной в глазах конкурсантов.

А.О. Симаков:
Не бойтесь участвовать в конкурсе на соискание премий Правительства Российской Федерации в области качества, это хороший опыт по оценке уровня развития своего предприятия и возможность заявить о своих достижениях в области качества.

«Методы менеджмента качества» Январь 2019

Рубрика: Круглый стол
01.01.2019

448
Поделиться:

Подписка