Архив номеров

Б. Иткин. Как сделать так, чтобы система менеджмента всем мешала?

В статье обобщены наиболее типичные, но тем не менее ошибочные подходы к развитию системы менеджмента организации. Сосредоточение на формальных процедурах с целью соблюдения требований того или иного стандарта и получения сертификата часто приводит к противоположным результатам. Вместо того чтобы изменить существующую систему менеджмента в соответствии со стандартами ISO, топ-менеджеры часто «адаптируют» требования таким образом, что создаваемая система менеджмента становится реальной помехой для всех внутренних заинтересованных сторон.

Автору понравилась мысль о системах менеджмента, которую он как-то услышал от генерального директора ООО «Газпром переработка Благовещенск» И.П. Афанасьева. Основываясь на своем опыте, Игорь Павлович сказал, что систему менеджмента можно внедрить так, что она будет всем мешать. Но можно сделать и так, чтобы она, наоборот, помогала.
Трудно не согласиться. Очень часто все, что связано с внедрением систем менеджмента, действительно воспринимается работниками предприятий как помеха в основной работе. Это можно объяснить рядом причин.
Во-первых, внедрение системы менеджмента всегда связано с изменениями в сложившемся и привычном порядке: появляются новые требования, новые термины, новые поводы для контроля работы со стороны.
Во-вторых, персонал до конца не понимает ни сути, ни необходимости предлагаемых нововведений: формальная сторона внедрения выглядит стандартно (точно так же, как и любая другая кампания за «работать еще лучше»), а реальных, ощутимых результатов не видно (если не считать результатом очередной сертификат на стене в приемной директора).
В-третьих, в поле зрения работников регулярно начинают возникать контролеры/аудиторы, которые не только отвлекают от работы, но и придираются к каким-то малозначимым (с точки зрения проверяемых) деталям, чаще касающимся форм заполнения документов, хотя именно эти документы как раз и представляются персоналу ненужными.
Наконец, работники прекрасно видят, что деятельность по поддержанию системы менеджмента в рабочем состоянии носит неравномерный характер: ее активность заметно усиливается перед приездом аудиторов и стихает после их отъезда, что служит еще одним аргументом для восприятия системы менеджмента как своего рода выставочного образца, а не рабочего инструмента.

«Методы менеджмента качества» Январь 2019

Рубрика: Интегрированные системы менеджмента

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.01.2019

448
Поделиться:

Подписка