Архив номеров

Взаимодействие производителей и поставщиков

В современных условиях производители из разных секторов экономики предъявляют требования к поставщикам, используя стандарты на системы менеджмента: IATF 16949:2016 (автомобилестроение), ISO 22000:2018 (пищевая промышленность), FAMI-QS (производство кормовых добавок и премиксов), ISO 13485:2016 (производство медицинских изделий), ISO/TS 22163:2017 (железнодорожная промышленность), TL 9000 (телекоммуникации), AS/EN 9100 (аэрокосмическая отрасль), ISO/TS 29001 (нефтехимическая и газовая промышленность). Такие стандарты действуют в тех отраслях, где риски потребителей особенно высоки. Они дополняют требования ISO 9001 и отражают накопленный международный опыт в области построения системного подхода к менеджменту качества применительно к конкретному виду деятельности. Развитие стандартизации в отраслевом направлении присутствует и на национальном уровне: ГОСТ Р 54049—2010 (метеорологическое обслуживание авиации), ГОСТ Р 54338—2011 (наноиндустрия), ГОСТ Р 55048—2012 (строительство). Наибольшее число дополнительных по отношению к ISO 9001 требований международных стандартов отраслевой направленности приходится на разделы, посвященные управлению производством и проектированию и разработке продукции. Это объясняет стремление потребителей к уменьшению рисков появления несоответствий в данных процессах поставщиков, как наиболее критичных для качества производимой продукции. Для организаций, поставляющих свою продукцию в различные отрасли, увеличение количества стандартов отраслевой направленности приводит к необходимости последовательного внедрения разных стандартов и сертификации на соответствие разным требованиям. Для некоторых поставщиков затраты по внедрению и сертификации систем менеджмента качества являются существенным барьером для взаимодействия с частью потребителей. С другой стороны, часть требований отраслевых стандартов между собой схожи. Так, например, в текущем номере журнала вы сможете познакомиться с подходом к управлению изменениями на предприятиях — поставщиках автомобильных компонентов, который может быть реализован и в других секторах экономики. Вопросы выбора и оценки поставщиков являются одними из ключевых для многих предприятий. В текущем номере журнала представлены принципы выбора поставщиков, а также подход к методике измерения конкурентоспособности продукции поставщиков. Нельзя не отметить, что требования со стороны потребителей (производителей) являются катализатором совершенствования действующих систем менеджмента качества поставщиков. Однако для этих целей важно выстраивать системную работу с поставщиками в отношении развития их действующих подходов к менеджменту качества. Наш журнал регулярно публикует примеры о методах совершенствования деятельности организаций в отношении поставщиков, которые могут быть адаптированы и у вас.

«Методы менеджмента качества» Февраль 2019

Рубрика: Слово главного редактора
Автор(ы): М. Екатеринин
01.02.2019

448
Поделиться:

Подписка