Архив номеров

Определение рамок проблемы — один из инструментов ее постановки и формулирования

Во всех проектах одной из первых задач является точное определение проблемы. В процессе ее анализа важно учитывать сопутствующие явления: идентификацию проблемы и ее восприятие. При идентификации проблемы важно понимать, что разным людям свойственно разное понимание того, что является проблемой. В человеческом сознании она формируется в соответствии с ее восприятием как некоторой трудности, противоречия, которое надо преодолеть. При этом восприятие проблемы может сильно отличаться от объективной реальности. Во многом этот полезный инструмент перекликается с бритвой Оккама.
Методика определения рамок проблемы призвана вызывать в нашем сознании потенциально значимые аспекты и позволяет уточнить формулировку проблемы. Слова несут в себе мощный скрытый смысл и поэтому играют основную роль в нашем восприятии проблемы. Индивидуальное ее восприятие вызывает различия в ее формулировании, выдвижении много­образных гипотез и нахождении тех или иных путей их доказательства. Чтобы увидеть проблему в более широкой перспективе, следует варьировать формулировку проблемы, перефразируя ее несколько раз. В конечном итоге проблема осталась той же, но ее восприятие и точка зрения, с которой она рассматривалась, в корне изменились. Выбор словесной формулировки — это процесс облачения желаемого содержания и структуры вопроса в слова, которые легко поймут собеседники.

«Методы менеджмента качества» Март 2019

Авторы: А. Кузьмин, Е. Высоковская

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.03.2019

448
Поделиться:

Подписка

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала "Методы менеджмента качества" >>>

Подписаться


Открытые статьи:

Бережливость по-русски
Враг рабочего человека, или отец научного менеджмента
Эйнштейн в решении проблем
Культурная трансформация: оценка и совершенствование культуры
Стандарт AS 9100
Джозеф Джуран — архитектор качества. Трудный путь становления высококвалифицированного инженера в области управления качеством
Арманд Фейгенбаум — создатель TQM
Что мы оставим для других?
Двенадцать титанических подвигов «бережливого» лидера
Принципы построения и развития систем менеджмента качества строительных организаций в России