Архив номеров

Аудит и развитие поставщиков

В современных условиях наличие у поставщиков сертификатов соответствия систем менеджмента требованиям международных стандартов не дает потребителям гарантию соблюдения данных требований на практике. Поэтому они вынуждены проверять своих поставщиков.

Требования к проведению аудитов второй стороны устанавливаются в разных стандартах на системы менеджмента исходя из накопленного опыта работы предприятий в соответствующем секторе экономики. Наиболее показательным примером является стандарт IATF 16949:2016 для автомобильной промышленности, где риски, связанные с работой поставщиков, особенно высоки. Стандарт AS 9100 в области аэрокосмической отрасли также требует периодически анализировать результаты работы внешних поставщиков, в том числе соответствие процессов, продукции и услуг, а также своевременность поставки. Верификация соответствия системы менеджмента качества поставщика требованиям всемирно признанных стандартов устанавливается и в стандарте ISO/TS 29001 в области нефтехимической и газовой промышленности. Стандарт ISO 22301 требует проводить оценку способности поставщиков к обеспечению непрерывности бизнеса.

Менеджмент взаимоотношений является одним из ключевых принципов менеджмента качества, который направлен на признание улучшений и достижений поставщиков в целях построения результативной цепочки поставок. На страницах журнала у вас есть возможность познакомиться с результатами круглого стола в области развития взаимоотношений с поставщиками автопрома.
Помимо международных стандартов требования к развитию систем менеджмента качества поставщиков установлены в национальных стандартах, не имеющих международных аналогов, таких как ГОСТ Р 54536—2011 (межотраслевые требования), ГОСТ Р 54338—2011 (наноиндустрия).

Основным направлением в развитии поставщиков является снижение рисков за счет совершенствования действующих процессов. Они могут быть связаны не только с качеством поставляемой продукции и сроками поставок, но и с деятельностью по обеспечению защиты конфиденциальной информации в рамках взаимоотношений с потребителем, воздействиями деятельности поставщика на окружающую среду, выполнением требований к охране труда, налоговыми рисками и т. д. Поэтому ряд потребителей при формировании требований к поставщикам также используют положения стандартов в области информационной безопасности (ISO/IEC 27001), экологического менеджмента (ISO 14001), менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ISO 45001) и др.

Развитие деятельности поставщиков может быть основано на различных подходах, представленных высококвалифицированными экспертами на площадке журнала «Методы менеджмента качества». Так, в текущем номере журнала у вас есть возможность познакомиться с опытом Госкорпорации «Росатом» в отношении методологии проведения аудитов достоверности данных, с особенностями реализации принципа распределения приоритетов между поставщиком и потребителем, с практикой обучения людей на рабочем месте TWI, с описанием основных этапов метода FMEA и другим полезным опытом наших уважаемых авторов.

«Методы менеджмента качества» Июль 2019

Рубрика: Слово главного редактора
Автор(ы): М. Екатеринин.
01.07.2019

448
Поделиться:

Подписка