Архив номеров

Управление контекстом организации: потребители, лидерство, вовлеченность

Требования стандартов ISO на системы менеджмента едины для всех организаций, однако на практике они выполняются неодинаково. Далеко не все компании по-настоящему успешно внедряют СМК, повышая результативность бизнес-процессов. И лишь немногим удается создать такую систему менеджмента, которая позволяет активно взаимодействовать с внешним окружением, тем самым формируя не только внутренний, но и внешний контекст организации. О том, как этого достичь, рассказывают представители АО Фирма «Август» — крупнейшего в России производителя химических средств защиты растений.

Стратегия бизнеса

АО Фирма «Август» было основано в 1990 г. В настоящее время оно является лидером в сфере производства химических средств защиты растений в России и Беларуси и занимает сильные позиции на рынках Украины, Казахстана, Молдовы, Армении и Монголии. Кроме того, компания присутствует в 20 странах мира, в числе которых государства Латинской и Центральной Америки, Африки и Ближнего Востока.

Стратегическое видение компании связано с дальнейшим усилением ее позиций на мировых рынках, а целевым ориентиром являются интересы потребителей (рис. 1). Это зафиксировано, в частности, в ее миссии: «Помогать земледельцам полнее реализовать их возможности, используя химические средства защиты растений».


Компания позиционирует бизнес как комплексные и инновационные решения в области защиты растений, включая разработку, производство и информационно-технологическое сопровождение применения химических средств. Продукция компании насчитывает более сотни наименований и поставляется земледельцам через собственную сбытовую сеть (60 представительств в регионах России), а также через дистрибьюторов.

На сегодняшний день «Август» располагает мощной научно-производственной базой, сосредоточенной на нескольких предприятиях (фото 1—3). Крупнейшими из них являются Вурнарский завод смесевых препаратов (Чувашия), завод «Август-Бел» (Беларусь), а также ультрасовременное предприятие «Август-Алабуга» (Татарстан), открывшееся в конце июня 2019 г.



Интегрированная система менеджмента (ИСМ)

Бизнес компании «Август» создавался командой единомышленников во многом на неформальной основе. И на стадии ее становления ресурс доверия, так называемый «социальный капитал», имел колоссальное значение. Однако по мере развития, роста и усложнения бизнес-процессов этого оказалось недостаточно. Потребовалось сформулировать стратегическое видение, миссию, цели и политику в области качества. А также выделить, описать и регламентировать все процессы, четко определить сферы полномочий и ответственности. В частности, это дало возможность устранить дублирование функций и «трения» между подразделениями на стыках процессов, повысив тем самым их результативность.

Разработка и внедрение СМК были выполнены в короткий срок — буквально в течение полугода компания прошла сертификацию по ISO 9001 в Bureau Veritas. Спустя еще полгода было решено двигаться дальше — в направлении формирования ИСМ (рис. 2), получив сертификаты в области систем экологического менеджмента (по ISO 14001) и охраны труда (по OHSAS 18001). Что касается последнего, то к настоящему времени компания одной из первых в России прошла ресертификацию по ISO 45001:2018.

Отметим, что внедрение СМК, а впоследствии — ИСМ в компании прошло не только быстро, но и практически безболезненно. В первую очередь это объясняется тем, что «ломки» системы менеджмента компании не потребовалось. Она послужила основой СМК и ИСМ и в ходе их внедрения была лишь улучшена. Определяющую роль здесь сыграли лидерство руководства, а также заинтересованность и вовлеченность персонала.

Вовлеченность и лидерство

Конечно, внутренняя среда компании во многом определяется ее научно-производственной базой, технологическими условиями и системой менеджмента. Но все же главным ее компонентом являются люди. Как на практике обеспечить реальную вовлеченность и повышение компетентности сотрудников, обеспечив тем самым рост качества и результативности бизнеса? Приведем три способа, реализуемых по инициативе и при поддержке лидеров в области качества.

Одним из них является создание активной информационно-коммуникационной среды с помощью корпоративного портала. Он не только позволяет хранить и своевременно доводить до сведения сотрудников всю необходимую информацию, но и служит одним из средств управления электронным документооборотом. Самое важное здесь — постоянно поддерживать информацию на портале в актуальном и хорошо структурированном состоянии, сделать ее полезной и доступной для всех пользователей.

Вторым способом служит система внутренних аудитов, проведение которых предусмотрено всеми стандартами ISO на системы менеджмента. Группа внутренних аудиторов сформирована из сотрудников разных подразделений, а внутренние аудиты в компании проводятся по перекрестному принципу, когда сотрудники одной производственной площадки проводят проверку другой площадки. Особо ценными здесь являются активное вовлечение персонала компании в улучшение своей деятельности и возможность принять участие в совершенствовании смежных процессов, имея взгляд со стороны. Чтобы грамотно провести аудит и дать рекомендации сотрудникам другого подразделения, проверяющие должны глубоко вникнуть в бизнес-процессы организации. Тем самым они не только повышают свою профессиональную компетентность, но сразу реализуют ее на практике.

Третий способ повысить заинтересованность сотрудников — конкурс на временное замещение должностей высшего руководства. Предварительно объявление о таком конкурсе размещается на портале, и каждый желающий может прислать аргументированную заявку на замещение той или иной должности. Причем победителям конкурса на время предоставляются реальные полномочия по доверенности.

В результате компания получает:

    • рост вовлеченности и мотивированности сотрудников;
    • пакет предложений по улучшению процессов;
    • новых, проявивших себя на практике лидеров в области качества;
    • пополнение кадрового резерва.

Технологическая подготовка производства

Проиллюстрируем упорядоченный характер протекания процессов во внутренней среде на примере технологической подготовки производства нового продукта (табл. 1). Она осуществляется на основе данных, предоставляемых научно-исследовательским подразделением, в числе которых:

    • лабораторный регламент, в котором прописаны рецептуры, технологии и технические условия;
    • регистрационное свидетельство на данный продукт;
    • утвержденный текст рекомендаций по его применению, согласованный с государственными органами.


Технологическая подготовка производства включает два этапа.

Первый этап — апробация лабораторного регламента непосредственно на заводе, на котором планируется производить продукцию. Апробацию на пилотной или лабораторной установке (фото 4) проводят научный сотрудник и куратор от центрального офиса с участием представителей завода, в том числе главного технолога цеха. По итогам апробации составляется отчет, в котором отражаются основные результаты, связанные прежде всего с качеством продукции и технологичностью процессов. С учетом этого происходит разработка, согласование и утверждение технологического регламента.

Второй этап — постановка на производство. В этом процессе также участвуют представители науки, центрального офиса и производства. Здесь происходит детальное согласование операционных карт и плана мероприятий по внедрению, что особенно важно, так как речь идет о больших объемах выпуска и появление брака чревато огромными потерями. В отчете указываются все результаты, связанные с качеством, а также пожелания по доработке технологических режимов.

Агроконсалтинг

Фирма «Август» придает огромное значение технологическому сопровождению применения своей продукции. Это учтено и в структуре каталога продукции, в котором помимо перечня препаратов наглядно представлены общие рекомендации по их использованию в рамках технологии выращивания сельхозкультур (табл. 2).


Но в первую очередь агроконсалтинг — это активная и постоянная работа с клиентами. Сотрудники всех дочерних компаний и региональных представительств фирмы помогают земледельцам правильно выбрать и применить препараты, разрабатывают оптимальные схемы их использования в соответствии с конкретными условиями, предоставляют консультации по передовым технологиям выращивания различных культур.

В рамках «Дней поля» технологи компании проводят большое количество демонстрационных опытов. Они позволяют агрономам наглядно оценить эффективность той или иной системы защиты растений и выбрать для себя наилучший вариант. Кроме того, в интересах клиентов организована система обучающих мероприятий и семинаров. Ярким примером здесь служит «Школа агронома», ежегодно проводимая сотрудниками представительства в Ставропольском крае.

Но, пожалуй, наиболее интересным ноу-хау фирмы «Август» в части организации взаимодействия с потребителями и создания коммуникативной среды является проект «Поле онлайн», о котором следует сказать подробнее.

«Поле онлайн»

Цель этого уникального интернет-проекта — создать единую среду профессионального общения и обмена практическим опытом по различным вопросам, связанным с выращиванием урожая.

Во-первых, проект предусматривает возможность в режиме реального времени демонстрировать инновационные подходы и решения с использованием современного инструментария (лабораторий «Агроанализ», агрометеостанций и др.), а также отслеживать их влияние на промежуточные и конечные результаты.

Во-вторых, он включает профессиональные блоги специалистов компании «Август», в которых они дают консультации по технологическому сопровождению выращивания тех или иных культур.

В-третьих, на портале создана социальная сеть для земледельцев-практиков по обмену опытом выращивания сельхозкультур с применением различных технологических решений.

При этом в электронную рассылку пользователям направляется информация обо всем, что происходит в процессе возделывания культуры на конкретном поле, в том числе текстовые сообщения, фотографии, графики, таблицы учета, результаты лабораторных исследований. А участники проекта общаются между собой не только на онлайн-форумах, но и лично посещая поля, координаты которых представлены на портале.

Таким образом, проект «Поле-онлайн» по сути интегрирует процессы компании с процессами ее клиентов, во многом стирая границы между внутренней и внешней средой, что позволяет существенно повысить результативность бизнеса.

Резюме

Управление контекстом направлено на формирование благоприятных условий деятельности организации, обеспечивающих ее конкурентные преимущества. Основу внутренней среды АО Фирма «Август» образует высокий научно-производственный потенциал. При этом ее главной составляющей служат человеческие факторы — компетентность, вовлеченность и лидерство в области качества. При поддержке ИСМ, ориентированной на стратегию взаимодействия с потребителями, это дает возможность интегрировать внутреннюю среду компании с клиентской составляющей внешней среды. Такой подход позволяет существенно расширить сферу бизнеса, полнее реализовать научно-производственный потенциал компании, повысить результативность процессов и обеспечить укрепление позиций компании на российском и международном рынках.


«Методы менеджмента качества» Сентябрь 2019

Рубрика: Актуальный репортаж
Автор(ы): И. Калабухова, Д. Ильинский, С. Зернева
01.09.2019

448
Поделиться:

Подписка