Архив номеров

«В невежестве двойном ты пребываешь…»

Наша статья, опубликованная в № 3 журнала [1], вызвала определенный интерес среди специалистов, деятельность которых связана с внедрением СМК в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО 9001—2015 [2] и ГОСТ РВ 0015-002—2012 [3]. В ходе ее обсуждения [4, 5] главными причинами «плохих» СМК названы неверное понимание и толкование стандартов, а также некомпетентность руководства и исполнителей при их создании и внедрении. К сожалению, за рамками внимания экспертов остался главный, на наш взгляд, вопрос: должна ли и может ли в принципе СМК подвергаться сертификации?

Проблемы внедрения СМК

Большинство специалистов, приславших свои отзывы на статью, подчеркивают неэффективность СМК, внедренных на предприятиях России в соответствии с требованиями вышеуказанных стандартов, но объясняют подобную ситуацию разными, в основном субъективными причинами.

Наиболее распространенной, по их мнению, причиной является некомпетентность специалистов, которые занимаются разработкой и внедрением СМК на предприятиях. Подобные специалисты, как правило, применяют шаблоны СМК к организации, не анализируя потребность в системе менеджмента качества, содержание ее требований и механизмов управления обеспечением и повышением качества поставляемой потребителям продукции и/или услуг. Подобный подход, как справедливо отмечается в отзывах на статью, приводит к девальвации идей СМК и превращает ее в формально-бюрократическую систему, пригодную лишь для получения сертификата.

Практически все специалисты, приславшие отзывы на статью, подтвердили, что главная причина обесценивания идей СМК связана с ее сертификацией, которая превратилась из добровольной процедуры в административно-обязательную. Так, постановлением Правительства РФ для предприятий, участвующих в выполнении оборонного заказа, введены требования о наличии и функционировании СМК, что должно подтверждаться декларацией руководителя предприятия или сертификатом соответствия СМК требованиям ГОСТ Р ИСО 9001—2015 и ГОСТ РВ 0015-002—2012.

Однако Минпромторг России не осуществляет контроль за действиями органов по сертификации, их компетентностью и объективностью оценок соответствия СМК. Кроме того, со стороны министерства отсутствует контроль положений о системах добровольной сертификации, регламентирующих требования к методам и процедурам оценки соответствия СМК со ссылкой на определенные государственные стандарты, которых в настоящее время нет. Фактически существует предпринимательская деятельность (бизнес) по сертификации СМК, оплачиваемая предприятиями, а в ряде случаев государством (включение затрат по сертификации СМК в себестоимость продукции), наносящая вред безопасности страны.

Представляется, что подобная порочная практика сертификации во многом объясняется историческими причинами появления стандартов на системы менеджмента.

Краткая история возникновения СМК

По нашему мнению, СМК не является продуктом, а представляет собой специфическое предметно-образное явление. Ее возникновение связано с историческим процессом развития производства, научно-техническим прогрессом, переходом к массовому конвейерному производству в автомобилестроении, что потребовало внедрения научной организации труда, разработанной в начале ХХ столетия американским инженером Ф. Тейлором. Согласно его теории, индивидуальный контроль качества продукции был заменен на цеховой, а в дальнейшем — на приемочный контроль качества продукции, выполняемый работниками специальной службы — отдела технического контроля.

Начиная с середины 70-х гг. прошлого столетия традиционная модель обеспечения качества, действовавшая на промышленных предприятиях, претерпела значительные изменения и перестала удовлетворять современным требованиям потребителей и поставщиков продукции (услуг). Современное предприятие стало все чаще сталкиваться с такими необратимыми процессами, как:

    • сокращение времени цикла ответной реакции между возникновением новых требований рынка и поставкой изделий, отвечающих новым требованиям;
    • интеграция ускоренными темпами новой технологии и новых способов организации и управления производством;
    • мобилизация и мотивация персонала на другие социальные и экономические ценности, наиболее согласующиеся с современными требованиями общества;
    • повседневное управление процессом, сложными и разносторонними как внешними, так и внутренними отношениями внутри предприятия, с заказчиками и партнерами, которые имеют разные принципы организации производства и различный организационный культурный уровень.

В результате в этот период большинство промышленных стран стали пересматривать распыленную и многоступенчатую систему Тейлора, заменяя ее организацией иного типа, включающей:

    • проектное управление изменениями при внедрении новой организации жизненного цикла наукоемкой продукции;
    • управление качеством жизненного цикла наукоемкой продукции;
    • интегрированную систему надзора за соответствием качества наукоемкой продукции требованиям потребителей;
    • систему трансформации искусственного интеллекта в управление современным предприятием и т. д.

Анализ новых подходов к организации производства в настоящее время находит отражение в научных работах, публикуемых практически во всех высокотехнологичных государствах. В общих чертах большинство ученых делают вывод, что в современных условиях приоритетными для организации должны стать нематериальные вложения, а на совершенствование производства должны быть направлены умственные и творческие способности всего персонала.

Появление международных стандартов ISO серии 9000

Международная стандартизация представляет собой результат ускоренного развития технических организационных средств промышленных отношений. В связи с этим и появились международные стандарты, устанавливающие требования к управлению качеством деятельности предприятий и их структурных подразделений. К их числу относятся стандарты ISO серии 9000, реализуемые в России в качестве национальных стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 и ГОСТ Р ИСО 9001. Эти стандарты относятся к организационным процессам производства продукции (услуг) и устанавливают конкретные требования к качеству организационной деятельности по управлению структурными подразделениями предприятия, включающей распределение функций, налаживание устойчивых связей между ними, координацию функциональной деятельности и т. д. В данном смысле понятие «организационный процесс» понимается как «управление».

Такая стандартизация относится к особому типу, поскольку выступает средством для удовлетворения новых требований, связанных с возможностью повысить качество и эффективность деятельности предприятия. Она значительно отличается от стандартизации изделий или производственного процесса — количественных или качественных характеристик (параметров) изделий, методов и средств оснащения производственных и технологических процессов, контроля и испытаний изделий и их компонентов, требований к безопасности и т. д.

Однако концепцию стандартов на системы менеджмента (так называемых стандартов третьего типа) практически невозможно понять без глубокого знания традиционной техники стандартизации. В данном случае в основе подобного процесса стандартизации лежит обеспечение (достижение) конкурентных преимуществ предприятия в условиях рыночной экономики. В арсенал мероприятий, методов, способов обеспечения конкурентных преимуществ предприятия входят:

    • комплексная система управления качеством;
    • методы, обеспечивающие высокую производительность труда, качество и гибкость управления;
    • материально-техническое обеспечение;
    • обслуживание технологического оборудования;

Это мероприятия, для оценки которых требуются применение особого механизма и компетентность. Возникает вопрос: можно ли действительно стандартизировать управление качеством предприятия, его функции, способности влияния предприятия на внутреннюю и внешнюю среду? По нашему мнению, стандартизировать принципы организации и управления предприятием по единой неизменяемой (стандартной) схеме невозможно. И тем более невозможно в дальнейшем сертифицировать подобную действующую схему, подтверждая ее соответствие какому-то стандарту на СМК.

Поэтому компетентные западные специалисты в области теории управления (менеджмента) предприятием еще в 1980-х гг. указывали, что необходимо создать справочное руководство по управлению качеством, основанное на изучении и распространении передового опыта предприятий. Такое руководство должно включать применение новых организационных форм, внедрение прорывных технологий, наличие высокого научно-технического потенциала, обеспечивающего высокие темпы развития предприятия в целях стабильного поддержания конкурентных преимуществ, что подтверждается долей их продукции на рынке. А для предприятий — производителей наукоемкой продукции (включая вооружение, военную и специальную технику) — ее уникальностью и конкурентоспособностью согласно заключениям (оценке) потребителей.

Вышеизложенный материал подтверждает актуальность поднятых в нашей статье проблем относительно ГОСТ Р ИСО 9001 и сертификации СМК на соответствие этому стандарту частными органами по сертификации, которые даже не аккредитованы специализированными государственными органами.
К сожалению, в направленных отзывах на статью ни один специалист, включая имеющих научные звания, не сообщил свое мнение об обоснованности нашего утверждения о том, что СМК не может быть подсистемой общего управления предприятием и тем более подвергаться сертификации.

Постскриптум

В обсуждаемой статье мы решили обратить внимание еще на один важнейший аспект при рассмотрении этой темы — отсутствие описания отечественного опыта в области управления качеством продукции, что может создать в российском обществе неверное впечатление о его отсутствии. На самом деле научная мысль наших ученых, конструкторов, производственников и руководителей отраслей, особенно в оборонной промышленности, значительно опережала западный опыт в этой области как по срокам разработки и реализации, так и по своему содержанию. Продолжение следует...

«Методы менеджмента качества» Май 2020

Рубрика: Возвращаясь к напечатанному
Автор(ы): В. Казаков, Ю. Решетникова
01.05.2020

448
Поделиться:

Подписка