Архив номеров

Саморегулируемые организации проектировщиков в условиях кризиса

Саморегулируемые организации проектировщиков, которые хотят выжить в новых условиях, сохранить своих членов, стать полезными проектным организациям, должны осознать, что все хозяйствующие субъекты сегодня вольно или невольно выходят из зоны комфорта и поэтому им следует пересмотреть свою политику, правильно и своевременно реагировать на законные ожидания проектных организаций.

Изменения в деятельности СРО

В настоящее время ситуация в проектировании по понятным причинам принципиально меняется к худшему. Эта тенденция, скорее всего, сохранится и даже усугубится в ближайшие несколько лет. Проектные организации (ПО) перешли в режим жесткой экономии всех ресурсов, не менее 70—80% проектировщиков уже работают на удаленке, неизбежно сокращение штатов. По вполне реалистическим прогнозам, в ближайшее время количество малых и средних ПО значительно сократится (от 20 до 40%).

В этих условиях проектировщики вправе ожидать и даже требовать от саморегулируемых организаций (СРО) принципиальных изменений деятельности по следующим направлениям:

  1. ПО должны получать от СРО больше (в совокупных услугах), чем платят членских взносов. Это обязательное условие существования хозяйствующего субъекта на рынке. В противном случае ПО воспринимают свои членские взносы в СРО как прямой убыток (не секрет, что в настоящее время так и происходит);
  2. СРО должны эффективно управлять своей репутацией, заботиться о своем имидже в среде инвесторов, заказчиков, строительных подрядчиков, с которыми ПО имеют дело. В противном случае снижаются конкурентные возможности ПО (членов СРО) на рынке;
  3. СРО должны действовать в соответствии с рыночными правилами, согласно которым во взаимоотношениях с ПО они объективно являются подрядчиками, а ПО — заказчиками с соответствующими взаимными обязательствами и правами. (Руководители многих СРО и сегодня воспринимают своих членов как бизнес-партнеров, но весьма односторонне: «чем больше членов — тем больше бюджет».)

В докризисные времена ПО не строили свои отношения с СРО как коммерческие, с точки зрения «выгодности», так как в бюджете ПО это было на уровне зарплаты одного сотрудника, а сейчас на счету каждый рубль.

Разумеется, все, что делали СРО до кризиса и что требует от них действующее законодательство, должно сохраниться с необходимой коррекцией, в том числе проведение плановых и внеплановых проверок, участие в формировании Национального реестра проектировщиков, урегулирование взаимоотношений с Ростехнадзором, работа дисциплинарных комиссий, участие в мероприятиях, проводимых НОПРИЗ, содействие страхованию гражданской ответственности проектировщиков, участие в совершенствовании нормативной базы проектирования и т. п. Однако обстоятельства требуют от СРО некоторых действий в перво­очередном порядке — например, направить усилия на эффективную помощь ПО в их работе по минимизации затрат на совершенствование организации и управление проектированием в условиях кризиса, а также на соответствующее повышение квалификации руководителей и специалистов, улучшение качества проектной (рабочей) документации.

Имеются другие достаточно очевидные направления деятельности СРО, реализация которых позволяет ответить на вызовы времени и ожидания проектировщиков. Работники ПО обсуждают перспективные, принципиально новые предложения к деятельности СРО. Например:

    • организация авторского надзора проектировщиков за строительством объекта на удаленке с использованием видеокамер на площадке строительства;
    • переход проектировщиков после окончания проектирования на площадку строительства для работы в должностях мастеров, бригадиров, начальников участков, начальников строительства;
    • взятие проектировщиками на себя обязанностей руководителя инвестиционного проекта с соответствующими функциями управления проектированием, строительством, закупками оборудования и материалов, монтажом оборудования и опытной эксплуатацией построенного объекта.

Обсуждение таких идей на страницах профессиональной печати представляет определенный интерес и открывает возможности для дискуссий о деятельности СРО.

Кризис ограничил бюджеты инвесторов, в том числе государственных. Это отразилось на заказчиках, девелоперах, строительных подрядчиках и, как следствие, на проектировщиках. Заказов стало меньше, усилилась конкуренция, в том числе недобросовестная, участились задержки платежей за выполненную работу. Следует учитывать, что и жизнь подорожала заметно. Это не могло не сказаться на изменении требований проектировщиков к величине заработной платы, которая не только не растет соответственно, но даже уменьшается. При этом требования к составу и объему проектной (рабочей) документации не изменились, число согласующих, утверждающих, инспектирующих и надзирающих структур также осталось без изменения. (Впрочем, есть надежда, что здравый смысл восторжествует и на законодательном уровне будет уменьшено количество бесконечных ограничений.) Проектировщики осознают, что жесткая, бескомпромиссная экономия всех видов ресурсов, включая ресурсы на зарплату, — обязательное условие выживания организации.

Самое время активизироваться СРО и рассматривать все шаги по оказанию всесторонней помощи ПО как условие собственного выживания. СРО существуют, пока есть ПО, пока они не перешли в другие СРО, пока они не приняли решения о сокращении величины членских взносов, пока они открытым текстом не заявили о бесполезности деятельности еще одного бюрократического по способам взаимоотношений с ПО департамента и о неоправданно больших членских взносах. Инстинкт самосохранения должен побудить СРО прогнозировать такое развитие событий и делать соответствующие превентивные шаги.

Примеры реализации возможностей СРО в условиях кризиса

Содействие ПО в решении проблем с освобождающимися производственными площадями в связи с переходом на удаленку. В ПО, расположенных в собственных зданиях, как правило, в привлекательных районах города (что справедливо и для ситуаций субсубаренды), освобождаются производственные площади. Это происходит по следующим причинам:

    • переход проектировщиков на удаленку;
    • сокращение штата (у руководства ПО сформировалось устойчивое убеждение, что в этом есть необходимость);
    • реструктуризация производственных площадей;
    • уход арендаторов (по разным оценкам, расторгли договоры аренды от 20 до 80% клиентов).

СРО могут создать информационную базу свободных площадей, централизованно разместить рекламу в СМИ и социальных сетях и направлять ее в соответствующие ПО заинтересованных индивидуальных предпринимателей или других представителей малого и среднего бизнеса.

Оптовые закупки ресурсов, необходимых ПО для основных и вспомогательных процессов. Переход на режим жесткой экономии вынуждает ПО экономить на всем и в первую очередь на используемых ресурсах: бумага, канцелярские принадлежности, чай, кофе, вода в кулерах, картриджи, комплектующие для оргтехники, программное обеспечение, мебель, средства малой механизации, материалы для уборки, туалетная бумага и т. п.

Существующий уровень скидок, которые предоставляют торговые организации в зависимости от объема и регулярности закупок, составляет от 5 до 60%.

СРО может наладить систему мониторинга потребностей ПО в закупках, закупать по максимальным скидкам с последующей передачей ПО.

Ведение базы специалистов ПО, работающих на удаленке и готовых взять дополнительную работу. Переход на удаленку не отменяет того факта, что в ПО периодически образуются провалы в загрузке одних подразделений и перегрузка в других. Первая ситуация означает, что соответствующим специалистам на удаленке нечего делать.

В других случаях проектировщик на удаленке в нерабочее время готов предложить свои услуги другому работодателю. Это объективно, и с этим ничего не поделаешь.

Возникла еще одна новая ситуация. В режиме удаленки задание на выполнение работы в конкурсном формате предлагается нескольким проектировщикам. Ее получает тот, кто предлагает лучшие сроки и качество и способен обеспечить более высокий уровень удовлетворенности заказчиков. Работу получает один из соискателей. Проектировщики, оставшиеся без работы, готовы работать на другого работодателя. С этим также ничего не поделаешь.

СРО могут сформировать базу «фрилансов», которые готовы часть своего рабочего времени предложить другому работодателю. При поступлении от него запроса ведущий базу может рекомендовать ему соответствующего специалиста для проведения переговоров на предмет выполнения работы. Технология и юридические проблемы такой деятельности нуждаются в дополнительной проработке. Однако отношение к этим идеям неоднозначное: ПО и их руководители не заинтересованы в том, чтобы сотрудники «распыляли» свои усилия, уносили свои знания в конкурирующие структуры. Но с этим тоже ничего не поделаешь.

Ведение базы избыточных (ненужных) ресурсов ПО. В процессе перехода на удаленку и оптимизации организационной структуры (сокращения штатов) в ПО высвобождаются многие ресурсы: компьютеры, мониторы, орг­техника, мебель, пылесосы, полотеры, кулеры, оборудование комнат для принятия пищи, средства малой механизации, транспорт и т. п. (более 40 наименований).

СРО могут сформировать информационную базу этих ресурсов, централизованно разместить в СМИ и социальных сетях данные для внешних покупателей, при поступлении запросов адресовать их конкретным ПО, сообщить эту информацию всем членам СРО для возможного приобретения или обмена.

Формирование и размещение на сайте СРО списка одобренных поставщиков (субподрядные проектные организации, индивидуальные предприниматели), которых генеральные проектировщики могут приглашать. Одним из самых мощных рыночных инструментов повышения эффективности деятельности ПО считается привлечение субпроектировщиков. По прогнозам, возможно увеличение объема проектных работ генеральных проектировщиков с использованием субпроектировщиков, в том числе с переходом на удаленку.

Взаимодействие генпроектировщика с субпроектировщиком состоит из двух основных блоков: первый — оценка, выбор и переоценка субпроектировщиков; второй — управление субпроектировщиком.

Состав и содержание работ в первом блоке регламентируются ГОСТ Р ИСО 9001—2015. Они включают:

  1. определение критериев для оценки субпроектировщиков;
  2. анкетирование субпроектировщиков с последующей оценкой и ранжированием;
  3. проведение аудита второй стороной у субпроектировщика, в процессе которого проверяются:
      • анализ договора подряда, в том числе требований заказчика;
      • механизм выбора субсубпроектировщиков;
      • планирование проектных работ;
      • контроль, проверка, анализ и валидация проектных решений и записей, которые подтверждают выполнение указанных действий;
      • распределение ответственности за качество проектных решений;
      • внесение изменений в проектную документацию;
      • работа с замечаниями экспертных и надзорных органов, заказчика и генерального подрядчика по строительству;
      • механизм выявления причин ошибок и мероприятия по устранению указанных причин;
      • управление нормативно-технической документацией, используемой при проектировании;
      • проведение полноценных внутренних аудитов СМК;
      • управление документацией СМК;
      • проведение анализа СМК высшим руководством;
      • составление списка одобренных субпроектировщиков;
      • периодическая переоценка субпроектировщиков.

СРО могут по основным направлениям проектирования своих членов подготавливать список одобренных субпроектировщиков и размещать его на сайте.

За счет каких средств СРО будет выполнять все эти работы? Во-первых, за счет членских взносов своих ПО. Их величина обсуждается на общем собрании. Но если ПО оценивает реальную отдачу от каждого дополнительного рубля членских взносов как полезную и финансово выгодную для себя, любая организация пойдет на увеличение членских взносов. Во-вторых, на эти цели могут также использоваться средства компенсационных фондов. Решение о таком использовании принимается на уровне органов управления проектированием по инициативе СРО.

Резюме

В статье приведено несколько примеров из методических рекомендаций консультационного центра Марка Подольского «ЦНИО-проект» — «Как выжить саморегулируемым организациям проектировщиков в условиях кризиса», в которых приведены 15 направлений реализации возможностей СРО в условиях кризиса. Этот документ, а также презентация, чек-лист передаются СРО в процессе вебинара (его длительность составляет 25—30 мин.), на котором комментируются рекомендации.

«Методы менеджмента качества» Июль 2020

Рубрика: Управление проектами
Автор(ы): М. Подольский, А. Литвинов
01.07.2020

448
Поделиться:

Подписка