Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

«ISO 9001 наглядно демонстрирует приоритеты результативного бизнеса»

«Методы менеджмента качества» Январь 2021

Рубрика: Актуальное интервью
Автор(ы): В. Качалов

В сообществе профессионалов в области качества Владимир Алексеевич Качалов известен не только как признанный гуру в области методов аудита систем менеджмента, но и как автор многих замечательных публикаций по вопросам их практического применения. Думается, успех его книг и статей у читателей определяется не только огром­ным опытом и компетентностью Владимира Алексеевича в сфере аудиторской практики, но и его всесторонним видением того, как результативная СМК позволяет упорядочить и улучшить процессы организации, устраняя тем самым многие проблемы реального бизнеса. Об этом мы и решили побеседовать с Владимиром Алексеевичем в предлагаемом интервью.

— Владимир Алексеевич, начну с вопроса, поставленного в публикации Б.А. Иткина [1]: «Кому адресована и для кого существует система менеджмента качества?»

— Это непростой вопрос, но если говорить кратко, то мой ответ таков.

Во-первых, модель СМК была разработана для руководителей, чтобы помочь им сделать менеджмент своих организаций более качественным, подкрепляя хорошо известные организационно-технические методы реагирования на риски четко выраженной политической волей руководства, опираясь при этом на лучшие мировые практики и соединяя все это в единую систему. Другое дело, что в нашей стране довольно часто, к сожалению, применение совокупности заложенных в этой модели механизмов было сделано формально и лишь в объеме, позволяющем получить сертификат, который нередко был фактически «липовым», хотя и являлся официальным.

Во-вторых, мне представляется, что, разрабатывая стандарты ISO серии 9000, их авторы менее всего думали «о масштабах страны». Даже совокупная цифра в миллион выданных сертификатов, указанная в обзоре ISO еще много лет назад, не позволила сделать так, что продукция во всех странах стала по этой причине намного качественнее.

Если даже исходить из того, что руководители каких-то организаций не только увидели в СМК то, что задумывали создатели ее модели, но и реализовали заложенные там методы в реальную практику, то доля таких организаций составляет не только в России, но и в других странах пока лишь незначительную часть. Вне сомнения, это позволило таким организациям быстрее продвинуться вперед, но до создания критической массы для результативного, качественного менеджмента во всей совокупности функционирующих организаций пока еще очень далеко.

Еще раз подчеркну: это лишь мои краткие соображения по данному вопросу. Более развернутый и аргументированный ответ на него я постараюсь дать в рамках отдельной публикации.

— На страницах нашего журнала развернулась дискуссия о сущности понятия «качество». На мой взгляд, ее истинная причина в том, что некоторые специалисты неверно оценивают роль международного стандарта ISO 9001. Чем же, на ваш взгляд, его применение помогает организациям?

— Когда я в 90-е гг. прочитал первый раз текст действовавшего тогда стандарта ISO 9001, он привлек меня прежде всего своей целостностью и обязательностью.

С одной стороны, в те времена в российских организациях, в особенности в промышленности, многое из того, что требовал стандарт, фактически было обычной практикой: и отбор поставщиков, и деятельность отдела технического контроля, и разработка внутрифирменных стандартов, и метрологическое обеспечение, и забота о компетентности сотрудников. Но оказалось, что, во-первых, для получения сертификата в организации это гарантированно должно быть все и все должно добротно функционировать. А во-вторых, это все должно работать на идею «качества» системным образом, основываясь на политике и целях в области качества.

Полная версия статьи доступна подписчикам журнала. Также статью можно приобрести в электронной библиотеке.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.01.2021

448
Поделиться:

Подписка