Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Кому и для чего нужна современная СМК

«Методы менеджмента качества» Февраль 2021

Рубрика: Международные стандарты
Автор(ы): В. Качалов

«Кому адресована и для кого существует система менеджмента качества?» — именно так была озаглавлена статья Б.А. Иткина, опубликованная в «Методах менеджмента качества» в апреле 2020 г. Вопрос действительно важный, более того, его актуальность в последнее время только растет. Некоторые принципиальные соображения на этот счет были высказаны мною в интервью. Тем не менее, учитывая сложность и многогранность вопроса, его обсуждение необходимо продолжить. В предлагаемой статье я постарался сформулировать свое отношение  данной проблеме более развернуто, взглянув на нее нескольких точек зрения.

Суть современной модели СМК

Первым «философским камнем», вокруг которого разгорелись споры, является представление о том, ЧТО ИМЕННО содержит в себе модель СМК, изложенная в стандартах ISO серии 9000, в частности в ISO 9001:2015. И здесь у специалистов ярко выразились две позиции.

Так, А.Л. Шестаков [3] считает, что среди требований стандарта ISO 9001 нет ничего нового, они всем известны и очевидны, многие из них выполнялись в самые давние времена.

Оппонируя ему, авторы статьи [4] утверждают, что данный международный стандарт — это не «сборник известных истин», а результат лучших практик, признанный международным сообществом.

С точки зрения автора, действующая модель СМК — это ОБЪЕДИНЕННАЯ методология, суть которой отражает схема, приведенная на рис. 1. В ней более затененная часть отражает то, что было всем известно, а менее затененные части — добавленные к этому лучшие практики.

 Рис. 1. Взаимосвязь «известного» и «лучшего» в модели СМК

Рис. 1. Взаимосвязь «известного» и «лучшего» в модели СМК

При этом в начале развития методов менеджмента качества наиболее затененная зона охватывала риски, получившие известность как «четыре М», ибо их относили только к исполнителям (Man), сырью (Material), оборудованию (Mechanism) и производственной среде (Millieu).

В действующей же редакции ISO 9001:2015 этот список пополнен указаниями на необходимость реагирования на целый ряд других рисков: связанных с контекстом, заинтересованными сторонами, знаниями, коммуникацией, документацией, установлением требований потребителей, мониторингом, анализом, измерениями, оценкой и т. д. Здесь важно подчеркнуть, что существование этих рисков и связанных с ними последствий действительно было всем давно известно и очевидно. Как и необходимость выработки приемов противодействия им.

Полная версия статьи доступна подписчикам электронного журнала.

01.02.2021

448
Поделиться:

Подписка