Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Человеческое лицо визуального менеджмента

«Методы менеджмента качества» Январь 2025

Рубрика: Слово главного редактора


АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ РОГАТКИН
главный редактор

«Человек из мертвого камня сделает статую — и гордится потом, если работа удалась. А поди-ка из живого сделай еще более живое!» — так волшебник из сказки Евгения Шварца «Обыкновенное чудо» объяснял смысл превращения медведя в человека. На мой взгляд, в таком же превращении управления из средства эксплуатации в живой фактор человеческой приверженности заключается задача визуального управления.

На протяжении столетий визуальные образы использовались как средства управления массовым сознанием. Однако со второй половины ХХ в. картина понемногу начинает меняться. По мере превращения знаний в ключевой фактор экономического развития все чаще употребляются понятия «социально ориентированная экономика», «социальное партнерство», «экономика с человеческим лицом». А гуру менеджмента, многолетний автор и член редсовета журнала ММК Ю.П. Адлер вместе со своими коллегами придумал для этой нарождающейся реальности очень удачный термин «альтернативный менеджмент».

Однако и по сей день остается открытым вопрос: действительно ли современный менеджмент приобретает человеческое лицо или остается в образе звериного оскала ужесточающейся капиталистической эксплуатации, как это было столетие назад, в эпоху Эмерсона, Тейлора, Файоля, Гилбрета? На мой взгляд, сегодня ситуация двоякая.

С одной стороны, современный бизнес-менеджмент, к сожалению, еще не готов отказаться от цели максимизации прибыли, используя труд людей в качестве ее основного источника. И это понятно. Управленческие механизмы в значительной степени рутинны, они поддерживают исторически сложившиеся иерархические структуры организации бизнеса. Как в связи с этим не вспомнить ироничное высказывание В.А. Лапидуса: «Управленческая пирамида — очень удачный образ, если вы хотите подчеркнуть, что ваша компания — это склеп»!

С другой стороны, и бизнес, и менеджмент находятся в процессе объективной трансформации, которая заключается в постепенной замене иерархии гетерархической структурой власти профессионалов. А визуальные инструменты этот трансформационный процесс не только подчеркивают, но и в значительной степени определяют. Хочет ли того высшее руководство компаний или нет, эффективность сегодня определяется не столько волевой организацией управленческой вертикали, сколько самоорганизацией работников, приверженных философии непрерывного совершенствования.

К сожалению, на пути трансформации менеджмента из «традиционного» в «альтернативный» немало препятствий. Однако большинство из них носят не объективный (связанный с технологиями), а субъективный (ценностный) характер. Если говорить проще — чтобы перейти в новую реальность, именуемую «устойчивым развитием», нужно только сделать небольшое усилие над собой и поставить личные амбиции на службу общего (и общественного) благосостояния.

Давайте хотя бы ненадолго остановимся в гонке за эффективностью и обратимся к простым человеческим впечатлениям. Например, к украшенной новогодней елке — это очень позитивное средство визуального менеджмента!

01.01.2025

448
Поделиться:

Подписка