Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
В последнее время о визуальном управлении говорят и пишут много, и это неслучайно: по оценкам, до 90% всей информации человек получает через зрительное восприятие. Вместе с тем применение российским бизнесом этой практики регулярного менеджмента (ПРМ) остается неполной. Понимая в целом ценность и сущность визуального управления, предприятия нередко сталкиваются с неумением руководителей низового и среднего уровней регулярно работать с общим визуальным пространством, с непониманием важности синхронизации информации о состоянии процессов в потоке создания ценности. Как эта ПРМ может стать более эффективной и от кого это зависит, обсудим в статье1.
Визуализация — один из самых распространенных методов управления на высокоэффективных предприятиях России и мира. ГОСТ Р 56907 определяет ее как «расположение всех инструментов, деталей, производственных стадий и информации о результативности работы производственной системы таким образом, чтобы они были четко видимы, и чтобы каждый участник производственного процесса моментально мог оценить состояние системы» [1].
Объектами визуализации, которые служат средством повышения управляемости производственной среды, являются персонал, рабочие места, рабочие пространства, процессы, инфраструктура, информационные потоки, потоки создания ценности и др. В свою очередь, понятие «визуальное управление» используется в двух контекстах:
• как система простых визуальных сигналов, которая обеспечивает быстрое понимание ситуации на рабочем месте и в подразделении, тем самым способствуя принятию более точных и своевременных решений;
• как практика работы руководителя с командой с опорой на созданную визуальную среду как информационно-сигнальное пространство.
Визуализация и визуальное управление привычно ассоциируются с бережливым производством, системой 5S, реализацией управленческого цикла PDCA [2]. Базовые принципы визуального менеджмента сформулировал Масааки Имаи: «Сделать проблемы видимыми и очевидными, оперативно реагировать на появившиеся отклонения» [3].
С учетом этого современные предприятия сфокусированы на том, что процессы, связанные со значимыми рисками для здоровья и безопасности людей, а также влияющие на качество продукции, стабильность ее выпуска и доставки, должны иметь средства визуального контроля для моментальной оценки их текущего состояния [4].
Результаты 12 глубинных интервью с топ-менеджерами ведущих российских предприятий2 свидетельствуют о растущей роли визуального управления. Она проявляется при контроле исполнения в производственных цехах и в информационной системе, а также при сравнительной публичной визуализации результатов внедрения, согласовании действий и решений между подразделениями через производственный план и графики. При этом в последние годы, помимо традиционных средств визуализации, все большее распространение получают такие инструменты, как дополненная реальность и визуальное моделирование. Таким образом, сегодня визуальный менеджмент постепенно превращается в систему [2].
1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24-28-00410, https://rscf.ru/project/24-28-00410/ .
2 Исследование выполнено за счет вышеназванного гранта Российского научного фонда.