Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

К правде — через обратную связь!

«Методы менеджмента качества» Апрель 2025

Рубрика: Блог журнала
Автор(ы): Ю.Н. Самойлов

«Одна на всех, мы за ценой не постоим!»
(Б. Окуджава, из песни к фильму «Белорусский вокзал»)


Всякий бенчмаркинг с применением методологии «20 ключей», особенно в крупных государственных и частных компаниях, начинается с группового анализа ТОП-10 проблем, которые команда сотрудников должна выявить сама, не ориентируясь на мнение руководства. А по окончании бенчмаркинг-практикума проводится опрос его участников, чтобы получить обратную связь. Приведу лишь некоторые, наиболее типичные их высказывания:

  • «Внедрили бережливое производство, а бумаг увеличилось вдвое!» «Производство живет своей жизнью, а бумага своей!» «Количество управленцев и контролеров растет, а число исполнителей падает!»
  • «Начали за здравие! Но не даем образоваться системе!» «Начинать надо с центрального офиса, так как там формируется отсутствие системы!» «На первый план надо ставить систему обучения!»
  • «Весь день на совещаниях! Людям надо дать работать!» «Раньше совещания проводились еженедельно, а сейчас почти круглосуточно!» «Постоянно ищем виноватых!» «Нет системного анализа! Где первопричины?! Их не ищут!»
  • «Мы не лентяи, нам просто не дают работать «планово»! «Сократили многих людей, а их обязанности не перераспределили!» «Все выполняют не свои обязанности!» «Все переводится в пожар!»
  • «Нет корректной оценки труда коллектива!» «20 факторов депремирования инженеров, поэтому они премию не видят!» «Нет рычагов материальной заинтересованности: все, что заработал, — отдай!»
  • «Пока не скажет начальник, никто ничего не сделает!» «Нет делегирования полномочий!» «Люди не наделены правами и самостоятельностью!» «Нет доверия как у руководителей к исполнителям, так и наоборот!»
  • «Раньше шли на работу как на праздник, а сейчас — как на каторгу!»

Феномен заключается в том, что руководители предприятий не понимают и даже не ищут первопричину происходящего. Она им не нужна, потому что нелицеприятна! Все упирается в высокомерие, заносчивость, гонор: по-английски — arrogance, в нашем русском варианте: «Я начальник — ты дурак». Такой болезнью болеют многие зарубежные предприятия, в частности японские. Впервые я услышал об этом от профессора Шиба в Японском союзе ученых и инженеров (JUSE): «Arrogance — это первая ступенька в пропасть!» И, как рассказывают представители Китайской ассоциации качества (CAQ), именно бенчмаркинг и цикл PDCA помогли им сделать рывок в экономическом развитии.

Для повышения производительности труда российским предприятиям не надо вкладывать больших средств. Нужно, чтобы руководители приложили свои мозги, наступив на горло своему эго! Обратная связь необходима не только для того, чтобы увидеть реальные результаты управления, но и понять, в какой степени вы способны управлять людьми как системой.

Коллеги, давайте попробуем высказаться по данной теме! Она очень актуальна и злобо­дневна не только для предприятий, но и для органов государственного управления.

01.04.2025

448
Поделиться:

Подписка