Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться ВойтиМногие промышленные предприятия отмечают, что до 70% качества они «покупают» в виде сырья, материалов и комплектующих, и далеко не всегда есть возможность выбирать поставщиков, полностью соответствующих критериям, отказавшись от ненадежных. В таких ситуациях у предприятия остается два пути:
1. Введение 100% входного инструментального контроля как минимум по всем критически важным параметрам. Данный затратный способ фильтрации дефектов, часть из которых скрытые и могут быть выявлены только разрушающими методами контроля, является не идеальным.
2. Развитие поставщиков. Системная работа с предприятиями-поставщиками по повышению качества продукции и процессов включает выстраивание постоянных коммуникаций с акцентом на предупреждение проблем, обучение требованиям к качеству, методам улучшения процессов и бережливого производства, совместные проекты по улучшению качества продукции, процессов и системы менеджмента. Выгоды от применения:
Предприятие N, специализирующееся на мехобработке заготовок и узловой сборке, поставляет продукцию на завод-финалист, который регулярно предъявляет претензии к качеству самих изделий (течь, поломка узлов), срывам сроков и объемов поставок. В результате предприятие N оказалось в красной зоне ненадежных поставщиков.
Ключевая причина проблем с качеством — получаемые от поставщика изделия со скрытыми литейными дефектами (раковины, поры), доля которых в отдельные месяцы достигала 50%. (рис. 1). При этом поставщик был определен заводом-финалистом и «замене не подлежал», хотя отказывался решать проблему, ссылаясь на нецелесообразность дорогостоящей замены литейной оснастки.
Рис. 1. Проблемы с качеством продукции: от поставщика до эксплуатации
В рамках работы с консультантами ГК «Приоритет» по проекту повышения качества продукции и сокращению потерь на предприятии N была сформирована рабочая группа, инициировавшая амбициозный проект по созданию эффективной системы управления поставками.
Для выполнения проекта команда сделала акцент в первую очередь на выстраивание коммуникаций с «проблемным» поставщиком (информирование и получение обратной связи) и обучение:
Совместная рабочая группа, применив такие методы анализа, как диаграмма Исикавы, анализ Парето и статистический анализ данных, проведя эксперименты на ключевых операциях, приступила к работе над улучшением технологического процесса изготовления литейных заготовок, начав с разработки карт контроля и чек-листа запуска процесса отливки. Все реализованные технические и технологические решения, включая установку термопары погружения для контроля температуры металла и изготовление новой литейной оснастки с каналами охлаждения, были обоснованы экономическими расчетами.
Для получения устойчивого результата введены и закреплены следующие мероприятия:
Для дальнейших улучшений было запланировано обучение с последующим применением методов «встроенного качества» [1–3]: FMEA, SPC, MSA.
Выстраивание системы по работе с поставщиком позволило:
Таблица 1
Улучшения, реализованные в цепочке поставок
После успешной реализации проекта команда распространила этот опыт на других поставщиков, выстраивая эффективную систему управления поставками.
ИСТОЧНИКИ
1. Розно М.И.
Обеспечение гарантии качества на стадиях создания продукции. Методы «встроенного качества» // Методы менеджмента качества. 2019. № 1. С. 44–48.
2. Розно М.И., Шашков В.В., Чуклина Е.В. FMEA: снижение рисков отказов в работе оборудования // Методы менеджмента качества. 2024. № 7. С. 50–51.
3. Рыжков М. Б., Чуклина Е.В. Система статистического управления процессами // Методы менеджмента качества. 2024. № 8. С. 44–45.