Стать автором
Обратная связь
Архив номеров

Руководство по аудиту по вопросам изменения климата. Документ группы аудиторских практик по ISO 9001 от 19.03.2024

«Методы менеджмента качества» Апрель 2025

Рубрика: Аудит СМК: практическое руководство

Введение

В рамках приверженности ISO действиям по борьбе с изменением климата, единогласно одобренной всеми органами-членами ISO в соответствии с так называемой Лондонской декларацией, в настоящее время выпущены поправки более чем к 30 стандартам ISO на системы менеджмента (в том числе ISO 9001), чтобы включить положения, связанные с изменением климата, а именно:

4.1 Понимание организации и ее контекста.

Организация должна установить внешние и внутренние факторы, которые имеют отношение к ее намерениям и которые влияют на ее способность достигать намеченных результатов ее системы менеджмента качества.

Добавлено: Организация должна установить, является ли изменение климата актуальным фактором.

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон.

Организация должна установить (определить):
a) заинтересованные стороны, которые имеют отношение к системе менеджмента качества;
b) соответствующие требования этих заинтересованных сторон;
c) на какие из этих требований организация будет реагировать посредством системы менедж­мента качества.

Добавлено: Примечание. У соответствующих заинтересованных сторон могут быть требования, связанные с изменением климата.

Общее содержание пп. 4.1 и 4.2 остается неизменным, поскольку эти пункты уже включали необходимость рассмотрения организацией внутренних и внешних вопросов, которые могут повлиять на результативность ее системы менеджмента (из совместного коммюнике ISO/IAF). Новые дополнения призваны обеспечить, чтобы изменение климата было в центре внимания организации и чтобы ему уделялось особое внимание как одному из внешних факторов, которые необходимо рассматривать при разработке и применении системы менеджмента качества.

Цель настоящего документа — предоставить аудиторам реководство по аудиту этого измененного требования и примечания в конкретном контексте области применения стандарта ISO 9001 и намеченных им результатов, предлагая дополнительные разъяснения относительно возможных совпадений или расхождений с другими вопросами, рассматриваемыми организациями и не имеющими прямого отношения к менеджменту качества.

Дополнения к стандарту находятся в открытом доступе. Руководство, представленное в этом документе, предназначено для проведения аудитов первой, второй и третьей стороной. Что касается сертификации третьей стороной, то в связи с характером дополнений (как было своевременно сообщено IAF) никакой специфической программы перехода (на дополненные версии этих стандартов — прим. перев.) не требуется.

В некоторых частях мира изменение климата и его причины являются спорными темами. В соответствии с руководящими указаниями ISO 19011:2018 по аудиту систем менеджмента аудиторы должны сохранять объективность и нейтральность при аудите вопросов, связанных с изменением климата. Им не следует высказывать личное мнение по этому поводу. Роль аудиторов заключается в оценке того, определила ли организация, являются ли факторы, связанные с изменением климата, влияющими на нее или нет с точки зрения ее СМК и намеченных ею результатов. И если это так, то как она реагирует на это в рамках СМК.

Само по себе это дополнение не требует от организации выдвижения инициативы в области изменения климата, если только это не было определено в качестве фактора, влияющего на достижение результатов, намеченных СМК.

Изменение климата в контексте стандарта ISO 9001

Соответствующие факторы, связанные с изменением климата, которые должны быть установлены организацией, если таковые имеются, относятся к тем, которые влияют на ее цели и стратегические направления деятельности, а также на способность достигать результатов, намеченных системой менеджмента качества:

  • способность постоянно предоставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям потребителя и применимым законодательным и нормативно-правовым требованиям, и
  • повышать степень удовлетворенности потребителей за счет результативного применения системы, включая процессы ее улучшения и обеспечения соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативно-правовым требованиям (ISO 9001, раздел 1).

Актуальность этих вопросов будет существенно отличаться в зависимости от размера и сферы деятельности организации, предоставляемых продукции и услуг, положения в цепочке поставок, географического положения, области применения системы менеджмента качества организации и, возможно, других факторов, которые могут варьироваться от не имеющих отношения к делу до чрезвычайно важных.

Включение нового текста в п. 4.1 требует от организаций рассмотреть изменение климата, чтобы определить, имеют ли место соответствующие факторы, на которые необходимо отреагировать. Хотя текст является новым, аудиторы могут обнаружить, что некоторые организации уже рассматривают и реагируют на факторы, связанные с изменением климата, в рамках системы менеджмента качества (например, счета-фактуры поставщиков энергии, где указывается процент поставляемой энергии, поступающей из возобновляемых источников; требования к углеродному кредиту, требования к продукции, относящиеся к сокращению потребления энергии, замене сырья или рассмотрению вопроса об экологичности разработки продукции в целях снижения воздействия на изменение климата и т. д.). Аудиторы также найдут организации, которые уже рассматривали изменение климата и пришли к выводу, что этот фактор не является актуальным для их СМК. Для других организаций это может оказаться новым вопросом.

Примечание в разделе 4.2 является напоминанием о том, что в настоящее время или потенциально в будущем появятся требования, связанные с изменением климата, которые могут быть продиктованы потребителем и соответствующими заинтересованными сторонами.

Проблема изменения климата может быть актуальной для различных направлений систем менеджмента, таких как охрана окружающей среды, охрана здоровья и обеспечение безопасности труда, энергетика, финансы или другие аспекты деятельности организации. Несмотря на то, что они могут иметь определенное дополнительное значение, обычно их не рассматривают в рамках области аудита системы менеджмента качества. Если организация имеет систему менеджмента, интегрированную с системами менеджмента по другим направлениям, вполне вероятно, что один и тот же фактор анализируется организацией с разных точек зрения целостным образом. Аудиторам необходимо понимать это и сосредоточиться на ожидаемых результатах СМК и ее процессов, принимая во внимание, что могут существовать совпадения в определенных областях (например, разработка продукции с учетом экологических аспектов).

Аудит факторов, относящихся к изменению климата, с точки зрения их влияния на СМК и ее результаты

1. Определила ли организация, является ли для нее изменение климата актуальным фак­тором?
2. Соответствует ли решение организации действующим законодательным и нормативным правовым требованиям, применимым к ее продукции и услугам?
3. Соответствует ли решение организации требованиям к ней, установленным в контрактах?

4.1 Новое требование: «Организация должна определить, является ли для нее изменение климата актуальным фактором».

Вопросы аудитирования влияния изменения климата на внешние и внутренние факторы могут включать:

  • изменения в законодательных или нормативно-правовых требованиях, таких как ограничения на использование определенных материалов, цикличность продукции, жизненный цикл продукции, происхождение продукции, требования к продукции и т. д.;
  • использование возобновляемых материалов на биологической основе;
  • потенциальное воздействие на продукцию и услуги или на процессы СМК изменений, установленных в системах менеджмента других направлений, например, необходимость снижения энергопотребления, сокращения отходов, повторного использования или переработки материалов;
  • увеличение срока службы продукции, оказания услуг и поддержки после поставки;
  • требования к переходу на углеродно-нейтральные продукцию и услуги;
  • факторы, влияющие на процессы и инфраструктуру, связанные с потреблением энергии и другими соображениями;
  • уязвимость организации с точки зрения предоставления своих продукции и услуг из-за более частых штормов, наводнений, пожаров, засухи, что может означать некомплектность поставок или трудности с распределением;
  • трудности с реагированием на факторы, связанные с изменением климата, вызванные общим знанием и управлением цепочкой поставок;
  • рыночные тенденции в области обеспечения экологичности продукции и услуг, а также относящаяся к этому информация и требования;
  • конкурирующие продукция и услуги, потенциально имеющие более приемлемые показатели с точки зрения факторов, связанных с изменением климата.

4.2 «Примечание. У соответствующих заинтересованных сторон могут быть требования, связанные с изменением климата».

Определила ли организация наличие применимых требований, связанных с изменением климата, у соответствующих заинтересованных сторон?

Примеры соответствующих требований заинтересованных сторон, связанных с изменением климата, которые могут быть выявлены в ходе аудита, включают:

  • законодательные и нормативные правовые требования, экологические требования или требования, относящиеся к изменению климата, предъявляемые к продукции или услуге, а также те, которые влияют на способность организации предоставлять эту продукцию или услугу;
  • требования потребителей, относящиеся к изменению климата, нулевому выбросу или углеродной нейтральности продукции;
  • политику и стратегию материнской компании;
  • требования, касающиеся информации о продукции по аспектам, связанным с изменением климата (экологичность происхождения, повторное использование, пригодность для вторичной переработки, окончание срока службы, отложившийся углерод, маркировка «экологически чистой» продукции и т. д.), включая требования к продукции и связанные с ними существующие правовые, законодательные и другие требования;
  • изменения в отраслевых сводах правил и стандартах, связанные с изменением климата;
  • природоохранные соглашения с общественными группами или неправительственными организациями;
  • разрешения, лицензии или другие формы природоохранных разрешений;
  • связанные с изменением климата требования к таким процессам, как упаковка, производство, сервисное обслуживание, логистика и др.

Реагирование на факторы, установленные как имеющие отношения к организации

Если организация установила наличие факторов или требований клиентов и других заинтересованных сторон, связанных с изменением климата, следующим шагом аудитора является оценка того, как осуществляется реагирование на них в СМК, который просто повторяет пути решения любых других проблем. Ниже представлены некоторые не исчерпывающие примеры вопросов и связанных с ними аспектов, которые позволят аудитору оценить, как организация реагирует на эти факторы.

4.3 Определение области применения СМК.

Влияют ли эти соответствующие факторы, связанные с изменением климата, на область применения СМК и изменяют ли применимость определенных требований? Есть ли необходимость в изменении области применения СМК?

Соответствующие примеры:

  • организация решила сменить свое местоположение из-за высокого риска затопления ее текущей локации;
  • организация предоставляет другие продукцию и услуги;
  • организация не занималась разработкой продукции, но внесла изменения в сырье или процессы, определив необходимость их применения.

6.1 Действия по реагированию на риски и возможности.

Рассмотрела ли организация эти факторы при определении рисков и возможностей?

Соответствующие примеры:

  • Приводят ли эти факторы к изменениям в необходимой поддержке осуществляемой деятельности, такой как инфраструктура, оборудование для мониторинга и измерений, знания, коммуникации или другие?
  • Произошли ли существенные изменения в процессах осуществления деятельности?
  • Произошли ли изменения в том, что необходимо подвергать мониторингу и измерять?
  • На какие риски необходимо отреагировать?
  • Определила ли организация новые возможности?
  • Были ли рассмотрены в отношении новых продукции и услуг или изменений в действующих предложениях:
    — возможности финансирования изменений в своей инфраструктуре и процессах;
    — коммуникация, связанная с продукцией и услугами, направленная на реагирование на факторы, связанные с изменением климата;
    — новые рынки для своих продукции и услуг.
  • Определила ли организация, как установленные риски и возможности влияют на намеченные результаты СМК?
  • Какие планируются действия применительно к этим рискам и возможностям?

6.3 Изменения.

Предполагают ли выявленные потенциальные риски и возможности или изменения в области применения изменения в СМК и ее процессах? Учитывают ли планируемые действия все вопросы, указанные в пп. 6.3.a—d?

7.1 Ресурсы.

Если факторы, связанные с изменением климата, были признаны актуальными, то как это влияет на ресурсы для обеспечения соответствия продукции и услуг?

Соответствующие примеры:

  • Как результаты рассмотрение факторов, связанных с изменением климата, влияют на среду, необходимую для функционирования процессов (п. 7.1.4)?
  • Как организация определяет подходящий источник знаний, которые надо использовать в качестве основы для принятия таких решений (п. 7.1.6)?

8. Осуществление деятельности.

Если факторы, связанные с изменением климата, были определены как актуальные, но не предполагают изменений ни в СМК, ни в области ее применения, рассматриваются ли они в рамках уже существующей СМК?

Соответствующие примеры:

8.2.1.а). Обеспечена ли организация информацией, относящейся к продукции и услугам?

8.2.1.b). Если есть какие-либо требования к продукции и услугам, связанные с изменением климата, демонстрирует ли организация, что может их выполнить?

8.2.1.e). Устанавливает ли организация конкретные требования к действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с выявленными рисками при предоставлении продукции и услуг?

8.2.1.а) и 8.2.3. Рассматривает ли организация требования, связанные с изменением климата, при определении или пересмотре требований, относящихся к продукции и услугам?

8.2.4. Документируются ли изменения в требованиях к продукции и услугам и доводятся ли до сведения соответствующих лиц?

8.3. Учитывает ли организация требования, связанные с изменением климата, при проектировании и разработке продукции и услуг?

8.4. Включают ли требования, связанные с изменением климата, к поставляемым извне продукции, услугам и процессам, которыми организация должна управлять, учет потенциального воздействия предоставляемых извне процессов, продукции и услуг на способность организации последовательно выполнять требования потребителей и применимые законодательные и нормативные требования? Если да, то что было определено организацией в отношении вида и степени управления, а также информации для внешних поставщиков?

8.5. Указывают ли факторы, связанные с изменением климата, на необходимость специального управления производством продукции и предоставлением услуг?

Соответствующие примеры:

  • уникальная идентификация и обеспечение прослеживаемости продукции до экологически чистого сырья;
  • назначение компетентных лиц, включая их требуемую квалификацию;
  • действия после поставки, такие как переработка и окончательная утилизация;
  • подтверждение соответствия критериям приемки;
  • управление несоответствующей продукцией и т. д.

9. Оценка и улучшение показателей деятельности.

Если организация установила актуальные факторы, связанные с изменением климата, это может повлечь за собой потребность в особом мониторинге и измерении, возможные последствия для мониторинга и измерения степени удовлетворенности потребителей или изменения в программе аудита.

Соответствующие примеры:

  • необходимость надежных источников (как внешних, так и внутренних) информации и данных;
  • необходимость мониторинга и измерений влияния на организацию результатов реализованных изменений.

Также ожидается, что при анализе со стороны руководства будут учтены все изменения, связанные с этими контекстными факторами, и результаты анализа со стороны руководства могут включать соответствующие решения, в том числе возможности для улучшения.

Конкретные проблемы

Организация должна определить, влияют ли и как факторы, связанные с изменением климата, на систему менеджмента качества и ее намеченные результаты.

Аудиторам необходимо уделять особое внимание требованиям к продукции и услугам, связанным с факторами, касающимися изменения климата, как и другим требованиям, предъявляемым к продукции, поскольку организация должна продемонстрировать, что она может обеспечить выполнение требований (п. 8.2.1.b).

Многие из этих требований могут подразумевать применение особых методов проведения мониторинга и измерений, требовать дополнительной верификации третьей стороной или быть содержанием законодательных и нормативно-правовых требований. Аудит методов, используемых для определения этих требований, может выходить за рамки целей аудита по стандарту ISO 9001. Однако аудиторы должны быть осведомлены о них, чтобы быть способными оценить, может ли организация продемонстрировать, что требования могут быть выполнены, или существует риск для целостности системы менеджмента качества, в частности, при проведении сертификационных аудитов третьей стороной.

Общие итоги и выводы

Факторы, связанные с изменением климата, являются одними из многих факторов, которые организации должны рассматривать при анализе своего внутреннего и внешнего контекста и определении требований потребителей и других соответствующих заинтересованных сторон. В своем коммюнике ISO и IAF указывают, что это внешний фактор, который достаточно важен для нашего сообщества, чтобы требовать от организаций его рассмотрения уже сегодня.

Дополнения к ISO 9001:2015 были опубликованы 23 февраля 2024 г. Аудиторы должны будут оценить, как организация демонстрирует, что она установила, является ли изменение климата актуальным фактором в контексте системы менеджмента качества и ее намеченных результатов. На практике аудиторам необходимо проводить аудит процессов, связанных с контекстом, актуальными факторами и соответствующими требованиями как обычно, но со специальной оценкой того, как были рассмотрены факторы, связанные с изменением климата.

В то время как некоторые организации, возможно, уже рассматривают факторы, связанные с изменением климата, другие будут обращаться к ним впервые. Аудиторы должны осознавать, что последствия факторов, связанных с изменением климата, и относящиеся к ним юридические требования, требования потребителей других заинтересованных сторон могут различаться.

Если организацией установлены соответствующие факторы, связанные с изменением климата, они должны быть рассмотрены в рамках СМК. Это подразумевает определение рисков и возможностей, планирование изменений в СМК, изменение области применения или просто рассмотрение соответствующих требований в рамках иных требований СМК. Аудиторы должны искать свидетельства того, что организация рассмотрела эти факторы и реагирует на них в рамках системы менеджмента качества организации.

Аудиторы должны оценить, выявила ли организация какие-либо согласованные в контракте требования клиентов или законодательные и нормативно-правовые требования, связанные с изменением климата, которые применимы к ее продукции и услугам, и принимаются ли меры в соответствии с ними.

Аудиторы должны быть особенно внимательны при оценке наличия каких-либо требований к продукции и услугам, связанных с изменением климата. Если это так, организации должны продемонстрировать, что они обеспечивают выполнение этих требований, поскольку это может представлять угрозу целостности СМК.

Перевод РИА «Стандарты и качество»


СТАТУС И РАЗРЕШЕНИЕ


Данный перевод не является официальным. Публикуется с разрешения Международной организации по стандартизации (ISO) и Международного аккредитационного форума (IAF).


ОПУБЛИКОВАНО


ISO 9001 Auditing Practices Group. Guidance on: Auditing Climate Change issues in ISO 9001. Edition 1. Date: 19 March 2024. https://committee.iso.org/files/live/sites/tc176/files/PDF%20APG%20New%20Disclaimer%2012-2023/APG%20......


БИБЛИОГРАФИЯ И ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ


1. Collaborating to accelerate effective climate action (London Declaration) URL: https://www.iso.org/ClimateAction.html. — Сотрудничество для ускорения результативных мер по борьбе с изменением климата (Лондонская декларация).
2. IAF/ISO Joint communiquй on addition of climate change considerations to MSS. URL: https://iaf.nu/en/news/iaf-and-iso-publish-joint-communique/. — Совместное коммюнике ISO/IAF о включении в стандарты на системы менеджмента соображений, связанных с изменением климата.
3. IAF Final decision following 30 days consultation addition of climate change notes to the management system standards. URL: https://iaf.nu/en/news/iaf-and-iso-publish-joint-communique/. — Окончательное решение IAF после 30-дневных консультаций о включении дополнений, связанных с изменением климата, в стандарты на системы менеджмента.
4. ISO/TS 9002:2016 Quality management system. Guidelines for the application of ISO 9001:2015. — Система менеджмента качества. Руководство по применению стандарта ISO 9001:2015.
5. ISO 9001 Auditing Practices Group Guidance on: Context. — Руководство по аудиту контекста. Документ Группы аудиторских практик (APG) по ISO 9001 от 13.01.2016. // Методы менеджмента качества. 2025. № 3. С. 54–55.
6. Guidance on: Auditing Statutory and Regulatory Requirements. — Руководство по аудиту соответствия законодательным и нормативным правовым требованиям. Документ Группы аудиторских практик (APG) по ISO 9001 от 07.06.2021. // Методы менеджмента качества. 2025. № 2. С. 50–54.

01.04.2025

448
Поделиться:

Подписка