Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
![]() АЛЕКСЕЙ ЮРЬЕВИЧ РОГАТКИН главный редактор |
В стандарте ISO 9000 значение слова «контроль» применительно к качеству выражено просто и лаконично — как «определение соответствия установленным требованиям». Вопрос лишь в том, правильно ли мы его понимаем и, что важнее, реализуем?
Приведу пример. В 2020 г. вышел приказ Минздрава России № 785н «Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности». Сразу вслед за этим, как водится, появились десятки комментариев, как именно эти требования выполнить. В одном из них читаем: «Основным мероприятием внутреннего контроля является проверка». Ничего похожего на прилагательное «основным» в тексте закона нет, более того, перечислены и другие необходимые действия: сбор статистических данных, учет нежелательных событий, мониторинг, анализ информации. Но все эти «другие» — довольно скучные каждодневные занятия, в то время как проверка — игра довольно увлекательная, к тому же, что называется, бодрит подчиненных.
Отождествление контроля как функции управления с проверками — одна из главных ошибок многих высших руководителей и менеджеров по качеству. Это, в частности, касается и такого контролирующего мероприятия, как внутренний аудит. Между тем разница очевидна: задача проверки — выявить несоответствия и назначить виновных, тогда как задача правильно организованного контроля — установить и исключить причины возможных дефектов, чтобы предотвратить их.
Другая распространенная ошибка в понимании и применении контроля — смещение его фокуса на результат процесса. Деминг сравнивал такой подход с приготовлением гренок: поджарили, а затем выбросили подгоревшие. Очевидно, что этот путь — заведомо затратный и неэффективный. На самом же деле контроль должен распространяться на весь процесс, быть встроенным в него. Иными словами, контроль должен стать внутренним в полной мере — не только по отношению к организации, которая проводит его собственными силами, но и по отношению к каждой выполняемой операции. Только в этом случае удается решить одну из главных проблем обеспечения качества, о которой писал создатель методологии «20 ключей» Ивао Кобаяси: перейти от концепции нуля претензий потребителей к концепции нуля претензий между смежными переделами. Именно в таком аспекте инструменты внутреннего контроля рассматриваются в тематическом блоке данного номера.
Знаменитый психолог Брайан Трейси утверждает: «Вы не властны над тем, что с вами происходит, но вы властны над своим отношением к происходящему. Именно это отношение и определяет, кто кого контролирует — события вас или вы эти самые события». Разумеется, он не призывает нас переселиться в мир иллюзий. Глубинный смысл совсем в другом: измените свое понимание контроля, перестройте его, откажитесь от игры в проверки!
И тогда ваша система менеджмента станет более качественной и результативной, а жизнь — намного счастливее.