Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Отправляя данные, я подтверждаю, что ознакомилась/ознакомился с Политикой в отношении обработки персональных данных, принимаю её условия и предоставляю ООО «РИА «Стандарты и качество» Согласие на обработку персональных данных.
Для приобретения подписки для абонементного доступа к статьям, вам необходимо зарегистрироваться
После регистрации вы получите доступ к личному кабинету
Зарегистрироваться Войти
Процесс обратной связи с потребителями является критически важной частью системы менеджмента качества, поэтому ему следует уделить адекватное внимание при проведении аудита третьей стороной. Обратная связь от потребителей — один из основных показателей функционирования, который можно использовать для оценки общей результативности СМК. Поэтому важно, чтобы аудитор верифицировал, что:
а) каналы коммуникации организации с потребителями способствуют адекватному пониманию процесса, посредством которого потребители могут осуществлять обратную связь;
b) исходная информация для процесса обратной связи с потребителями включает соответствующие репрезентативные и надежные данные;
d) результаты этого процесса являются полезной информацией для анализа со стороны руководства и других процессов СМК для повышения степени удовлетворенности потребителей и в качестве двигателя постоянного улучшения.
2.1 Общая цель ISO 9001 — установление требований к системе менеджмента качества, когда организация:
а) нуждается в демонстрации своей способности постоянно поставлять продукцию и услуги, соответствующие требованиям потребителя и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям, а также
b) поставила своей целью повышать степень удовлетворенности потребителей посредством результативного применения системы, включая процессы улучшения системы и обеспечения соответствия требованиям потребителей и применимым законодательным и нормативным правовым требованиям.
2.2 В разделе 8.2.1 ISO 9001 от организации требуется, чтобы коммуникация с потребителями охватывала вопросы, относящиеся... к получению от потребителей обратной связи относительно продукции и услуг, включая претензии потребителей.
2.3 В разделе 9.1.2 ISO 9001 установлено следующее:
Организация должна проводить мониторинг восприятия потребителями того, в какой степени удовлетворены их потребности и ожидания. Организация должна определить методы получения, мониторинга и анализа этой информации.
ISO 9000 определяет мониторинг как определение статуса системы, процесса, продукции, услуги или деятельности. Для аудиторов важно понимать, что в ISO 9001 не существует конкретных требований, чтобы организация официально осуществляла анализ степени удовлетворенности потребителей или использовала какие-то иные измерения степени удовлетворенности потребителей, хотя это, конечно же, могло бы быть полезным инструментом для проведения мониторинга восприятия потребителей. Поэтому важно, чтобы организация пыталась смотреть на вещи с точки зрения потребителей и проводила мониторинг восприятия потребителей. Что касается измерения степени удовлетворенности потребителей, то это может быть приемлемым в некоторых ситуациях, но не является прямым требованием стандарта.
ПРИМЕЧАНИЕ. В дополнение к этим конкретным положениям, касающимся процесса обратной связи с потребителями, существует ряд косвенных ссылок в целом по стандарту, которые аудитору необходимо принять во внимание. Примерами таких ссылок является обратная связь как часть процесса проектирования и разработки, валидации процессов и другие.
1. Обратную связь с потребителями необходимо аудитировать как процесс, а не как раздел стандарта. Кроме того, оценку необходимо проводить так, чтобы иметь возможность оценить способ, с помощью которого осуществляется менеджмент этого процесса, а также его способность получать значимую информацию, с помощью которой можно оценить общую результативность СМК. Ответственность за определение способа получения организацией этой обратной связи (метода) лежит на организации.
Поэтому аудитору следует понимать, что существует много факторов, которые могут влиять на выбор организацией ее подхода, и что не существует какого-либо единого утвержденного «рецепта». В ходе анализа следует рассмотреть такие факторы, как:
Аудитору необходимо быть знакомым со специфическими характеристиками продукции и услуг организации, которые, возможно, могут повлиять на степень удовлетворенности потребителей. Во время аудита аудитору следует уделить особое внимание индикаторам, которые могут привести к удовлетворению или неудовольствию потребителей, и сохранять их в качестве исходной информации для аудита процесса обратной связи с потребителями. Подходящими источниками такой информации могут быть, например:
Существует несколько вопросов, которые аудитору следует рассмотреть в ходе аудита процесса обратной связи с потребителями:
а) Что является желаемым результатом (выходом) этого процесса? Какая информация относительно восприятия потребителей доступна фактически? Как эта информация используется руководителями для улучшения продукции, процессов и СМК?
b) Как собирается эта информация, чтобы быть использованной в процессе?
Часто претензии представляют собой спонтанную обратную связь от потребителей, и их следует анализировать с точки зрения тенденций, выявленных проблем, степени влияния и т. д. Необходимо подчеркнуть, что претензии потребителей не следует рассматривать как единственную исходную информацию для мониторинга их восприятия. Кроме того, аудитору следует избегать делать выводы на основе рассмотрения только некоторых конкретных отдельных претензий — это всегда необходимо анализировать в контексте их общего влияния на СМК.
c) Насколько достоверна и надежна информация?
d) Как эта информация анализируется?
e) Как информация, получаемая в результате процесса обратной связи, используется в СМК в целом?
f) Какая связь с другими процессами СМК?
Перевод РИА «Стандарты и качество»
ОПУБЛИКОВАНО
ISO 9001 Auditing Practices Group. Guidance on: Customer feedback. Date: 13 January 2016. https://committee.iso.org/files/live/sites/tc176/files/PDF%20APG%20New%20Disclaimer%2012-2023/ISO-TC....
СТАТУС И РАЗРЕШЕНИЕ
Данный перевод не является официальным. Публикуется с разрешения Международной организации по стандартизации (ISO) и Международного аккредитационного форума (IAF).